Рабские танцы
Что может отразить национальный менталитет ярче священного искусства битья морды ближнему своему? Азиат будет порхать вокруг вас в стиле Робкой Панды, житель британских островов примется боксировать согласно традиции, установленной в 1127 году при пабе "Королевский кабан", что в Рочестере, сэром Уильямом, известным как Душитель Выхухолей, и рыцарем Гвидо из Оксфорда, а если в ход пошла арматура - это означает, что вы не за рубежом, а уже в пределах СНГ. Впрочем, когда над полем боя гремит клич "Kurwa!!!"не стоит забывать о том, что Польша тоже стронг.
В наши дни все вышеуказанные особенности встречаются повсеместно - супротив глобализации не попрёшь. Лишь увидев странных людей в белых штанах, пританцовывающих и странно крутящихся, а затем падающих на землю в позу кота, которому нужно почесать пузико - даже не сомневайтесь, что перед вами бразилец - ведь это капоэйра.
Давным-давно, в начале XVI века, португальцы во главе с Педро Алварешем открыли новую землю и тут же придумали как её использовать - стали выращивать на ней сахарный тростник. Так Бразилия стала колонией Португалии. Разумеется, благородному человеку не солидно работать лично - в начале были попытки трудоустроить местных индейцев. Это было не очень удачным решением: они быстро помирали от тяжёлой работы и отсутствия иммунитета к новым болячкам. Португальцы, следуя самым модным трэндам, завезли для работы на плантациях чернокожих рабов из других своих колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Конго.
Пацаны и пацанессы с Чёрного континента находили условия своего существования весьма стеснёнными: целый день работа на полях, а по праздникам - представления для любимых хозяев. Попытки открыто изменить своё положение были неудачны - сильно мешали кандалы и надсмотрщики. Поэтому рабы добавили элементы акробатики и рукопашного боя к завезённым из Африки обрядовым пляскам, замаскировав таким образом свои тренировки под репетиции карнавалов. Так на негритянских праздниках-батуке зрели ростки бунта. Наверное, рабовладельцы были очень удивлены, когда в один прегрустный день их движимое имущество, разбив оковы и отпинав надсмотрщиков, отправилось в ритме танца в сторону джунглей.
В глухих уголках пальмовых лесов бывшие рабы создавали свои поселения-киломбу, которые к 1630 году разрослись настолько, что образовали государство - республику Палмарис, - просуществовавшее в условиях правительственной блокады около семидесяти лет. Главными задачами страны были обеспечение защиты граждан от охотников за беглыми рабами - лесными капитанами. Рабы стоили дорого и охота за ними приносила больший доход, чем торговля алмазами. Но с помощью капоэйры беглый раб мог на равных сражаться с вооруженным и конным противником, и даже побеждать его. Ни одно животное не пострадало в процессе, я гарантирую это.
Жители Палмарис, возглавляемые капоэйристом Зумби, заключив союз с индейскими племенами, отбили около 60 карательных экспедиций, сами совершали набеги на португальскую территорию за оружием и припасами. Однако, бывшие рабы ничего не могли противопоставить артиллерии, и в феврале 1694 года колониальные войска разгромили Палмарис. Большинство граждан непризнанной республики погибло с оружием в руках, но некоторые выжили, вернулись в рабские бараки-сензалы и продолжили обучать боевым танцам всех желающих. Среди желающих были не только рабы, но и городские бродяги и безработные - так капоэйра совершила переход из джунглей на улицы. Не серьёзное, на первый взгляд, больше танец, чем драка, это искусство оказалось весьма эффективно на деле. Капоэйристы без сомнений пускали в ход ножи или лезвия бритв, удерживая их пальцами ног, грабили всех, до кого дотягивались, не платили налоги и даже не ложились вовремя спать. Вскоре каждый бразильский бомж-капенгуш мог изобразить пару приёмов.
После отмены в 1888 рабства в Бразилии, боевые танцоры, когда-то сражавшиеся против монархии, сами стали на её защиту, образовав полувоенную организацию под названием "Чёрная гвардия". Формально, это был отряд телохранителей для королевских особей, получавших письма с угрозами от сторонников республики, но этот романтичный образ был лишь прикрытием для создания репрессивной организации. Политики-монархисты использовали спортивные кланы капоэйристов в своих интересах - с их помощью контролировалась политическая ситуация в городах Ресифе, Салвадор и Рио-де-Жанейро, и разгонялись неугодные митинги.
Не удивительно, что после случившегося в 1889 году переворота и провозглашения Бразилии республикой, капоэйра была запрещена статьёй 402 УК Бразилии. В качестве наказания предусматривалось: год тюрьмы за занятие капоэйрой и высылку из страны для людей, занимающихся её преподаванием. Эти меры были весьма эффективны - к началу двадцатого века о капоэйре знали только в Баии, самой негритянской провинции страны. Именно здесь раньше находился центр республики Палмарис и именно отсюда началось возрождение капоэйры в качестве национального спорта.
Восхождение капоэйры связано с личностью по имени Мануэлдус Рейс Машаду. Наверное, людям было неудобно каждый раз произносить такое - поэтому он стал известен как Бимба. Ещё его звали Три Удара - ровно столько было нужно Бимбо для победы. Основав в 1932 году Региональный центр физической культуры, он добился перехода капоэйры с улицы в спортзал. Официальное признания от Национальной конфедерации спорта пришло позже - в 1937 году. Присутствующее в названии слово "regional" со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимбой - скоростного и силового, с ударами, наносимыми в прыжке и другими сложными акробатическими элементами.
Вторым человеком, оказавшим влияние на развитие капоэйры был Винсенте Феррейра Паштинья. Он собрал все историко-культурные корни капоэйры и основал капоэйра ангола. Этот стиль отличался от "Регионаля" плавностью движений, перетекающих из одного в другое, и имеющих целью вывести противника из равновесия, не применяя ударов.
Позднее синтез "Регионаля" и "Анголы" привёл к появлению "Контемпоранеа" - самого разнородного и самого распространённого стиля капоэйры. Впрочем, воссоздание и распространение этого зрелищного спорта по всей планете не помешало Бимбо и Паштиньи умереть в нищете и забвении.
Современная капоэйра полностью избавлена от ярости бывших рабов. Различают спортивную, фитнес-капоэйру, этническую и танцевальную. Бойцы уже не стремятся покалечить друг друга, а лишь демонстрируют свою ловкость и скорость.
Лига историков
14.9K постов51.7K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения