Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3.

Начало:

https://pikabu.ru/story/pro_rusofobskie_tsitatyi_kmarksa_i_f...
https://pikabu.ru/story/pro_rusofobskie_tsitatyi_kmarksa_i_f...


Второй период


С 1860-х годов интерес Карла Маркса и Фридриха Энгельса к России резко возрастает. Россия становится одним из главных предметов специального изучения теоретиков. Исследованию подвергается все более расширяющийся круг вопросов, внимание сосредоточивается на самых существенных проблемах внутреннего развития. Растёт глубина и детальность рассмотрения российской проблематики. Создаётся гораздо больше работ, посвящённых нашей стране, чем в предшествующий период. Увеличивается количество упоминаний о России в переписке мыслителей.

Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

Стало более противоречивым отношение Маркса и Энгельса к Российской империи с точки зрения перспектив европейских революций. Уходит в прошлое их представление о монолитной реакционной России.


Во-первых, они продолжают видеть в царской России угрозу будущим европейским революциям. Однако начинают более трезво оценивать экономический и военный потенциал Российской империи. Для Энгельса она становится уже не вершителем судеб Европы, а «резервной позицией и резервной армией европейской реакции». Связано это с явившим отсталость России поражением в Крымской войне, изучением военных сил и экономик различных стран, а также со знакомством с новыми источниками, в том числе и русскими.


Во-вторых, Маркс и Энгельс обращают внимание на крестьянские волнения в России и стремящееся быть выразителем их интересов революционно-демократическое движение под знамёнами общинного социализма. Для Маркса и Энгельса Россия перестает быть однородным реакционным целым, они начинают различать официальную, самодержавно-помещичью Россию и Россию народную, революционную.


Огромное влияние на взгляд основателей марксизма сыграла книга русского ученого Василия Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В ней была дана многосторонняя характеристика бедственной жизни трудящихся слоев России — крестьянства, ремесленников и пролетариев из различных губерний страны. Данная работа подтолкнула Маркса к изучению русского языка.


Основоположники научного коммунизма постепенно приходят к выводу, что в стране близится аграрно-крестьянская революция, которая в сущности станет буржуазно-демократической. Но они не отрицали и возможность перехода России к социализму благодаря деревенской общине, о котором мечтали народники.


В предисловии ко второму русскому изданию Манифеста Коммунистической партии Маркс и Энгельс называют Россию «передовым отрядом революционного движения в Европе». Там же они отвечают на заданный ими самими вопрос от том, будет ли, как и на Западе, уничтожена сельская община: «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».


К практико-политическому интересу закономерно добавляется и теоретический интерес автора «Капитала» к социально-экономическому строю нашей страны.


Внимание Маркса привлекает наш вариант перехода от феодального строя к капитализму. Он исследовал русскую сельскую общину, её трансформацию и частичное разложение после реформы 1861 года. Аграрные отношения России интересовали Маркса в контексте завершения работы над третьим томом «Капитала», и в первую очередь разработки теории земельной ренты. Энгельс писал о его планах: «Для этого отдела о земельной ренте Маркс в семидесятых годах предпринял совершенно новые специальные исследования. В продолжение нескольких лет он изучал в подлинниках ставшие в России неизбежными после «реформы» 1861 г. статистические справочники и другие публикации о земельной собственности, предоставленные в его распоряжение русскими друзьями с желательной полнотой, делал из них выписки и намеревался воспользоваться ими при новой переработке этого отдела. Благодаря разнообразию форм земельной собственности и эксплуатации сельскохозяйственных производителей в России в отделе о земельной ренте Россия должна была играть такую же роль, какую играла Англия в книге I при исследовании промышленного наемного труда. К сожалению, Марксу не удалось осуществить этот план».


В последние годы своей жизни Маркс, опираясь на по большей части осуществленное исследование капиталистической экономики, начал переходить к новому этапу познания всемирно-исторического процесса, о чем говорят огромные четырехтомные «Хронологические выписки». Заметное место в этих рукописях Маркса вновь занимала история России. Маркс отметает ряд концепций из «Тайной дипломатической истории восемнадцатого века», исследуя общество и всемирную историю, а не истоки агрессивной политики царской России.


Стоит ли говорить, что исследования Маркса вели его в направлении объяснения действительных основ Российской империи, и рассмотрение истории России с точки зрения оценки государства как самостоятельной сущности уходят в прошлое

Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

Маркс и Энгельс поддерживали и развивали контакты с русскими революционерами и учеными. Они активно переписывались, например, с ученым, революционером-народником Петром Лавровым, революционерами Германом Лопатиным и Николаем Даниельсоном (последние перевели “Капитал” на русский язык), ученым Максимом Ковалевским, революционеркой Засулич и многими другими. Энгельс после смерти Маркса также поддерживал связи с Г.В. Плехановым. Собеседники снабжали Маркса современной русской экономической литературой, предоставляли статистический материал.


Упомянутый Лопатин приводит в своем письме следующие слова Фридриха Энгельса, сказанные им во время личной встречи:

«Все зависит теперь от того, что будет сделано в ближайшем будущем в Петербурге, на который устремлены ныне глаза всех мыслящих, дальновидных и проницательных людей целой Европы»
«Россия, это - Франция нынешнего века. Ей законно и правомерно принадлежит революционная инициатива нового социального переустройства»
«..гибель царизма, уничтожив последний оплот монархизма в Европе, упразднив "агрессивность" России, ненависть к ней Польши и многое другое, поведет к совершенно иной комбинации держав, расшибет вдребезги Австрию и вызовет во всех странах могучий толчок в сторону внутреннего переустройства» 
Г. А. Лопатин из письма М. Н. Ошаниной 20 сентября 1883 года

Энгельс в статье «Эмигрантская литература» отметил следующее: «Среди русской революционной молодежи, естественно, встречаются, как и повсюду, люди самого различного нравственного и умственного калибра. Но в среднем, - если даже принять во внимание все различие эпох и существенную разницу в окружающей среде, - она все же стоит, несомненно, гораздо выше, чем стояла когда-либо наша немецкая молодежь, даже в лучшую ее пору, в начале тридцатых годов».


С огромнейшим уважением основатели марксизма относились к Николаю Александровичу Добролюбову и Николаю Гавриловичу Чернышевскому.


Маркс комитету русской секции Интернационала: «Такие труды, как Флеровского и как вашего учителя Чернышевского, делают действительную честь России и доказывают, что ваша страна тоже начинает участвовать в общем движении нашего века».


Г.А. Лопатин после общения с Марксом сообщал: «Он не раз говорил мне, что из всех современных экономистов Чернышевский представляет единственного действительно оригинального мыс­лителя, между тем как остальные суть только простые ком­пиляторы... его сочинения полны оригинальности, силы и глубины мысли... что русские должны стыдиться того, что ни один из них не позаботился до сих пор познакомить Европу с таким замечательным мыслителем». Лопатин подчерк­ивал, что «при упоминании о Чернышевском Маркс каж­дый раз высказывал свое уважение к нему как к револю­ционеру и очень ценил его как экономиста».


Энгельс писал: «Страна, выдвинувшая двух писателей масштаба Добролюбова и Чернышевского, двух социалистических Лессингов, не погибнет из-за того, что однажды породила шарлатана вроде Бакунина и нескольких незрелых студентиков...».


Узнав об аресте Николая Гавриловича, Маркс написал, что «...полити­ческая смерть Чернышевского есть потеря для ученого мира не только России, но и целой Европы...».


Также он высказался, что «…Николай Чернышевский, этот великий мыслитель, которому Россия обязана бесконечно многим и чье медленное убийство долголетней ссылкой среди сибирских якутов навеки останется позорным пятном на памяти Александра II „Освободителя“».


Правительство продержало Чернышевского в нерчинских каторжных тюрьмах и Вилюйском остроге около 20 лет, и только в 1883 году он был возвращен в Европейскую Россию.


Чернышевского Маркс назвал великим русским ученым и критиком. Он писал: «Мне хотелось бы напечатать что-нибудь о жизни, лично­сти и т.д. Чернышевского, чтобы вызвать к нему симпатию на Западе. Но для этого мне нужны фактические данные».


Энгельс писал Евгении Линёвой: «Мне кажется, что Вы немного несправедливы к Вашим соотечественникам. Мы оба, Маркс и я, не можем на них пожаловаться. Если некоторые школы и отличались больше своим революционным пылом, чем научными исследованиями, если были и есть еще кое-где блуждания, то, с другой стороны, была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Я говорю не только о революционных социалистах, действующих на практике, но также об исторической и критической школе в русской литературе, которая стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой».

Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

Как прозвучало выше, основоположники марксизма владели русским.

Энгельс изучал его с 1850-го, а Маркс вплотную занялся нашим языком в 69-ом году.


В личной библиотеке К. Маркса и Ф. Энгельса имелось огромнейшее количество русских книг. В одной лишь библиотеке Маркса к 1881 году было 115 книг на русском языке. Энгельс сообщал, что после его смерти обнаружил в архивах покойного более двух кубометров книг по русской статистике, что не может не свидетельствовать о серьезности и глубине познаний Маркса о России.


Вожди пролетариата с увлечением читали и русскую худо­жественную литературу.

Поль Лафарг вспоминает: «когда Марксу было уже 50 лет, он принялся за изучение русского языка и, несмотря на трудность этого язы­ка, настолько овладел им через каких-нибудь шесть месяцев, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина».


К роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Маркс и Энгельс составили подстрочные словари, а отдельные места они цитировали в статьях и письмах. Они были знакомы с творчеством Грибоедо­ва, Некрасова, Л. Толстого и многих других писателей.


«Современные русские и норвежские писатели, — отзывался Энгельс в 1885— которые пишут превосходные романы, все тенденциозны». При этом тенденциозность литературы является для него синонимом идейной направленности.


В статье «Эми­грантская литература» он писал следующее:

Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

В письме к Вере Засулич Ф. Энгельс восхищался:

«Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости»
Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

Всё это достаточно убедительно опровергает клевету о том, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс якобы были отпетыми русофобами.


Вот, что писал Георгий Плеханов на эту тему:

«К числу злых нелепостей, распространявшихся насчет Маркса, принадлежит сказка о том, что автор «Капитала» относился враждебно к русским. На самом деле он ненавидел русский царизм, всегда игравший гнусную роль международного жандарма, готового давить всякое освободительное движение, где бы оно ни начиналось».

Для марксизма национальный вопрос не является главным и самодовлеющим, он подчинён вопросу классовому, задаче уничтожения угнетения и эксплуатации, построения коммунизма. Маркс с Энгельсом негативно отзывались о России не из-за ксенофобии, а по той причине, что определяли своё отношение к народам в соответствии с тем, ведут они человечество в сторону прогресса или наоборот.


Против версии мифотворцев говорит ещё и то, что созданная основателями марксизма теория по своей сущности интернационалистическая. Из неё прямо вытекает, что трудящиеся всех стран должны объединиться в борьбе за мир, демократию и социализм, отбросив националистические предрассудки, шовинизм и ксенофобию.

Резюмируя


В рамках первого периода(до 60-х годов) Маркс и Энгельс преимущественно уделяют внимание внешней политике, военному потенциалу, дипломатии царской России, не исследуя социальную структуру. Они считают её главной контрреволюционной силой(чем она и являлась), ищут способы ей противостоять. Наша страна рисуется Марксу и Энгельсу монолитным реакционным нечто, которое почти лишено социальных противоречий. Источники их сведений о России — немногочисленные иностранные исторические работы и европейская пресса, личные связи с польскими революционерами и прочими сомнительными знатоками.


И вот, заканчивается николаевское правление, опасность России для европейских революций постепенно сходит на нет. Наша страна начинает вставать на капиталистические рельсы развития. Заметен подъём левого движения. К тому же, сам Маркс становится выдающимся экономистом.


Для второго периода интереса основоположников марксизма к России характерно весьма глубокое изучение общественного устройства нашей страны. Маркс с Энгельсом осваивают наш язык, ведут переписку с русскими политическими деятелями, революционерами и учёными, приобщаются к нашей культуре, а также знакомятся с массой русскоязычных научных источников.


Они продолжают считать русский царизм своим непримиримым врагом, но знают и о существовании «второй России». Именно в ней они видят силу, которая обязательно сыграет прогрессивную роль в развитии человечества.

О мифотворцах


Хочется отметить, что обличители в мнимой русофобии нарушают элементарные принципы изучения научных проблем.


Они совершенно не обращают внимания на историческую обстановку тех лет, что необратимо ведёт к неверному пониманию суждений основоположников марксизма о народах.


Для них характерно обращение к ранним произведениям Энгельса и Маркса, полное игнорирование их не менее многочисленных положительных высказываний о России и русских, которые содержатся в более поздних работах.


Регулярно встречается подмена контекста, произвольное толкование, прямые искажения высказываний, пропуски в цитате тех мест, которые имеют существенное значение для понимания текста, и прямая ложь.


Применяющие такие методы граждане — не исследователи, а банальные жулики и фальсификаторы.

Про русофобские цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса. Часть 3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Цитаты, Истмат, Коммунизм, Длиннопост

Марксово учение достаточно сложное, трудное для понимания. Это комплекс научных теорий, методология, целостная система взглядов на все социально-экономические процессы. Чтобы всецело понять этого мыслителя, необходимо изучение работ самого автора «Капитала», его сподвижника, тех, кто вдохновлялся Марксом и тех, на кого Маркс опирался сам.


Но вместо того, чтобы исследовать учение Маркса и делать попытки его критиковать, политически ангажированные мифотворцы пытаются, например, уличить его в аморальности, антигуманизме или, как в нашем случае, русофобии. На основании созданных сказок они делают вывод, что такой ужасный человек не мог предложить человечеству ничего хорошего, на изучение его трудов не стоит тратить время, а саму личность необходимо забыть.

Всё это без проблем ложится в головы невежд, которые ищут простые доводы против коммунизма.

Такие мифы, бесспорно, выгодны власть предержащим и экономически господствующим социальным группам.


Так давайте же не будем глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, научимся за любыми нравственными, политическими, социальными фразами и заявлениями видеть интересы тех или иных классов.


Автор: Александр Азарин

Ссылка: https://vk.com/@mundivisum-kmarks-i-fengels-rusofoby

Лига историков

13.6K поста50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения