Лига Юристов
Серия Истории из практики: интеллектуальные права

Почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ»1

Прочитал вчера новость: Владислав Бакальчук подал в Роспатент заявку на регистрацию бренда «ВБ» на себя. Дескать, «ВБ» это его инициалы и бренд должен принадлежать ему.

Да ёпрст. Я юрист по товарным знакам, это моя профессия. И я устал каждый раз объяснять одно и то же. Это так не работает.

Давайте на примере прекрасных в своей упоротости заявок «К.О.К.С.» и «PIPISKAS» расскажу в двух словах, как всё это работает на самом деле. Пригодится, когда решите придумать название для своей компании или продукта.

Почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ» Лига юристов, Юристы, Право, Закон, Длиннопост

«А на самом деле мое название расшифровывается так» — прямая дорога к отказу

Как думаете, какое решение вынес Роспатент по этой заявке?

Почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ» Лига юристов, Юристы, Право, Закон, Длиннопост

Выглядит странно, но это вполне себе настоящая заявка в Роспатент от одной пермской кофейни

Конечно, Роспатент отказал. Почему?

Да потому что в названии кофейни отчетливо читается слово «КОКС». «Кокс» — это наркотик. А у Роспатента есть основание для отказа — «противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали».

Роспатент отказывает в регистрации «аморальных» знаков. И эксперту совершенно все равно, какой смысл закладывал в это слово предприниматель.

Роспатент оценивает знак с точки зрения среднего российского потребителя — обычного человека.

Обычный человек при слове «кокс» уж точно с большей вероятностью подумает про наркотик, а не про тайный смысл названия, заложенный предпринимателем из Перми.

Заход про «кокс вообще-то не наркотик, а уголь, и тут вот такая ассоциация, типа кофе черный как уголь» тоже не поможет.

Эксперты Роспатента не дети, и все прекрасно понимают. Если есть риск ассоциации с чем-то аморальным, то по заявке откажут.

«А на самом деле мое название переводится так»

Другой пример, еще одна заявка на товарный знак:

Почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ» Лига юристов, Юристы, Право, Закон, Длиннопост

Иногда заявители рассказывают Роспатенту байки про переводы.

Дескать, «PIPISKAS» это не то, что вы подумали, а вообще-то с древнешумерского языка переводится как «отвага».

В таких ситуациях ни отвага, ни даже безумие не помогут. Роспатент откажет.

Причина такая же, как и с «расшифровками» — Роспатент оценивает заявку с точки зрения среднего потребителя.

Помните суши-бар «Ёбидоёби»? Они же тоже рассказывают, что их название вполне приличное и переводится с японского как «день недели — суббота». Только вот Роспатент им отказывает.

Логично: ведь наши покупатели не разбираются в японском языке и для них эта фраза звучит похожей на ругательство.

Что будет дальше с заявкой на «ВБ»

Какое отношение имеет «К.О.К.С.» и «PIPISKAS» к «ВБ»?

А теперь на этих примерах вы знаете, как рассуждает Роспатент.

Смотрите: если Роспатент посчитает, что заявка «ВБ» слишком похожа на товарные знаки Вайлдберрис или ассоциируется с ними, то поможет ли объяснение «а эти буквы расшифровываются как мои инициалы»?

Конечно же нет. Роспатент и здесь будет оценивать заявку с точки зрения обычного покупателя.

И если Роспатент посчитает, что для обычного покупателя «ВБ» — это «Вайлдберрис», то по заявке откажут.

А отказ в регистрации товарного знака — это не просто «государство не дало какую-то бумажку». Это, считайте, потерянный бренд, а вместе с ним и все вложения в его развитие, рекламу и репутацию.

По-хорошему, вместо того, чтобы сейчас городить сложные объяснения о том, что как переводится и что чего символизирует, нужно было еще на старте продукта и бизнеса привести в порядок права на бренды. Не повторяйте таких ошибок.

Почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ» Лига юристов, Юристы, Право, Закон, Длиннопост

Еще один «ВБ» так-то

Выводы из этой истории для нас с вами

1. Роспатент оценивает заявки на товарные знаки с точки зрения обычного покупателя.

2. Роспатенту все равно, как расшифровывает или переводит название сам предприниматель и его маркетолог. Что символизирует название и всё такое — это не имеет особого значения.

3. Если название ассоциируется с чужим брендом, названиями госорганов или чем-то ругательным — в регистрации откажут.

4. Когда мы проверяем название перед подачей заявки в Роспатент, нужно думать не как маркетолог, а как эксперт Роспатента, который будет проводить экспертизу.

5. У Роспатента есть два десятка оснований для отказа. Чтобы не получить отказ, нужно еще до подачи заявки проверять по каждому, а не просто «глянуть похожие по базам».

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например по той же проверке и регистрации товарных знаков — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

Если пост полезный-интересный — поставьте королевский «вверх».

Если в принципе такие темы полезны — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах». Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

Лига Юристов

34.1K постов38.2K подписчика

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.