Прочитал вчера новость: Владислав Бакальчук подал в Роспатент заявку на регистрацию бренда «ВБ» на себя. Дескать, «ВБ» это его инициалы и бренд должен принадлежать ему.
Да ёпрст. Я юрист по товарным знакам, это моя профессия. И я устал каждый раз объяснять одно и то же. Это так не работает.
Давайте на примере прекрасных в своей упоротости заявок «К.О.К.С.» и «PIPISKAS» расскажу в двух словах, как всё это работает на самом деле. Пригодится, когда решите придумать название для своей компании или продукта.
«А на самом деле мое название расшифровывается так» — прямая дорога к отказу
Как думаете, какое решение вынес Роспатент по этой заявке?
Выглядит странно, но это вполне себе настоящая заявка в Роспатент от одной пермской кофейни
Конечно, Роспатент отказал. Почему?
Да потому что в названии кофейни отчетливо читается слово «КОКС». «Кокс» — это наркотик. А у Роспатента есть основание для отказа — «противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали».
Роспатент отказывает в регистрации «аморальных» знаков. И эксперту совершенно все равно, какой смысл закладывал в это слово предприниматель.
Роспатент оценивает знак с точки зрения среднего российского потребителя — обычного человека.
Обычный человек при слове «кокс» уж точно с большей вероятностью подумает про наркотик, а не про тайный смысл названия, заложенный предпринимателем из Перми.
Заход про «кокс вообще-то не наркотик, а уголь, и тут вот такая ассоциация, типа кофе черный как уголь» тоже не поможет.
Эксперты Роспатента не дети, и все прекрасно понимают. Если есть риск ассоциации с чем-то аморальным, то по заявке откажут.
«А на самом деле мое название переводится так»
Другой пример, еще одна заявка на товарный знак:
Иногда заявители рассказывают Роспатенту байки про переводы.
Дескать, «PIPISKAS» это не то, что вы подумали, а вообще-то с древнешумерского языка переводится как «отвага».
В таких ситуациях ни отвага, ни даже безумие не помогут. Роспатент откажет.
Причина такая же, как и с «расшифровками» — Роспатент оценивает заявку с точки зрения среднего потребителя.
Помните суши-бар «Ёбидоёби»? Они же тоже рассказывают, что их название вполне приличное и переводится с японского как «день недели — суббота». Только вот Роспатент им отказывает.
Логично: ведь наши покупатели не разбираются в японском языке и для них эта фраза звучит похожей на ругательство.
Что будет дальше с заявкой на «ВБ»
Какое отношение имеет «К.О.К.С.» и «PIPISKAS» к «ВБ»?
А теперь на этих примерах вы знаете, как рассуждает Роспатент.
Смотрите: если Роспатент посчитает, что заявка «ВБ» слишком похожа на товарные знаки Вайлдберрис или ассоциируется с ними, то поможет ли объяснение «а эти буквы расшифровываются как мои инициалы»?
Конечно же нет. Роспатент и здесь будет оценивать заявку с точки зрения обычного покупателя.
И если Роспатент посчитает, что для обычного покупателя «ВБ» — это «Вайлдберрис», то по заявке откажут.
А отказ в регистрации товарного знака — это не просто «государство не дало какую-то бумажку». Это, считайте, потерянный бренд, а вместе с ним и все вложения в его развитие, рекламу и репутацию.
По-хорошему, вместо того, чтобы сейчас городить сложные объяснения о том, что как переводится и что чего символизирует, нужно было еще на старте продукта и бизнеса привести в порядок права на бренды. Не повторяйте таких ошибок.
Еще один «ВБ» так-то
Выводы из этой истории для нас с вами
1. Роспатент оценивает заявки на товарные знаки с точки зрения обычного покупателя.
2. Роспатенту все равно, как расшифровывает или переводит название сам предприниматель и его маркетолог. Что символизирует название и всё такое — это не имеет особого значения.
3. Если название ассоциируется с чужим брендом, названиями госорганов или чем-то ругательным — в регистрации откажут.
4. Когда мы проверяем название перед подачей заявки в Роспатент, нужно думать не как маркетолог, а как эксперт Роспатента, который будет проводить экспертизу.
5. У Роспатента есть два десятка оснований для отказа. Чтобы не получить отказ, нужно еще до подачи заявки проверять по каждому, а не просто «глянуть похожие по базам».
На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например по той же проверке и регистрации товарных знаков — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf
Если пост полезный-интересный — поставьте королевский «вверх».
Если в принципе такие темы полезны — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах». Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.