По Европе на автодоме

Давно (сразу после завершения поездки, т.е. в октябре 2014) хотел написать такой пост, и сейчас кажется всё-таки переборол лень.


Я решил разделить этот пост на две части, верхняя часть - это просто размышления, выводы, заключения, и факты. А вторая, небольшая часть - это подробное описание самого автодома, и примерные финансовые расчеты (но на 2014 год, повторюсь).


Итак, туризм на автодоме. Думаю, сразу стоит отметить что бывал я в странах Европы и "дикарём", на машине, так что могу сравнивать эти два вида путешествий на своём опыте.


Думаю, про путешествие на авто понятно - приехали на машине, скажем, в Чехию, забронировали номер в гостинице/отеле/хостеле, погуляли/поездили по городу, заселились в номер, помылись (что важно, на самом деле), зарядили все устройства (что тоже важно), с комфортом (обычно) поспали, с утра обычно позавтракали там же (завтрак включен), планировали наш день и снова бронируем отель там, где планируем оказаться к вечеру. Пару раз мы то ли не укладывались в график, то ли просто не бронировали номер - короче, один раз ночевали в машине так и не найдя комнату по хорошей цене, ещё раз пришлось ночевать в студенческой общаге, полной не внушающих доверия негров-укурков.


Другое дело - путешествие на автодоме. Схема отличается: приехали/прилетели в страну (в нашем случае даже с учетом ГБО на автомобиле было выгоднее прилететь), взяли автодом и свободны. Можете хоть месяц простоять там рядом на парковке, или проехать всю Европу вдоль и поперек, утром вы можете кушать кексы в Нидерландах,  днём покушать фирменный бельгийский шоколад, запить вишневым пивом, ночью потусить в Париже, а утром на следующий день уже быть в Германии.


Не нужно искать отель - нужно только найти место для парковки, хотя припарковать автодом (кстати, они обычно сделаны на базе Fiat Ducato) - это всё-таки сложнее. Хотя бы потому что где-то автодом просто нельзя парковать, а где-то просто некуда встать. Зато можно вообще не парковаться на ночёвку, и просто ехать всю ночь из города в город. Это тоже прикольно, экономит время. Или можно встать на ночёвку, например, на берегу моря.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

Не скажу что я прямо такой большой романтик, но мне невероятно понравилось спать и слышать шум моря, крики чаек - прям как в кино, в общем. Ну и рядом был базар, поэтому с утра меня разбудил шум и гам с базара. Короче, ништяково.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

Ещё один плюс автодома по сравнению с автомобилем - это комфортные переезды. Мы, например, проехали около 3000 километров, и их намного удобнее проехать в автодоме, чем в машине. Особенно если вас пятеро. Мы ехали впятером от Уфы до Москвы, и я со всей своей уверенностью могу заверить вас: это неудобно. В Европу на машине мы ездили вчетвером, и даже это неудобно, особенно если учесть пробег в почти 10 000 километров, из которых около 3000 - по нашим родным, убитым дорогам.


Намного прикольней ехать в относительно комфортабельном автодоме, где четверо могут сесть на диванчики за стол и играть, например, в карты. Был такой случай, когда катались по горам: четверо гоняют ожесточенно в карты, и вдруг один смотрит в окно, где открывается просто шикарный вид на горный пейзаж и говорит: "бляяя, сфоткайте быстрей, ну охуенно же!". И продолжает рубиться в карты.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

Стоит также отметить, что в автодоме есть настоящая кухня: раковина, стол, холодильник, ящики для посуды. Мы каждый день готовили всякие штуки, почти всегда сами готовили завтраки и т.д., закупаясь при этом в супермаркетах. 

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

(на фото - тогда ещё не санкционные продукты)


Однако на этом, на мой взгляд, преимущества автодома заканчиваются, и пора начать перечислять недостатки.


Во-первых, туалет и душ. Вообще-то есть и туалет и душ, но всё ограничено. Туалет - кажется, 20 литров, которые потом придется опустошать. Бак для воды - кажется, 120 литров. Кстати, вода потом тоже собирается в емкость внизу, и её надо сливать.

Конечно же никому не хотелось возиться с туалетной темой, поэтому каждый выход "в город" сопровождался поиском и использованием туалетов, бесплатных (в крайнем случае - платных, но хотя по два человека за раз) душевых комнат.

В Мюнхене мы останавливались на 3 дня (октоберфест), и в ближайшую станцию метро мы ходили как на работу, с утра обычно даже стайкой.


Ещё одна проблема - отсутствие розеток на борту. Точнее, они есть, но не работают просто так - нужно остановиться в кемпинге или любом другом оборудованном месте и подключиться своим кабелем к специальной розетке для автодомов.

Решается, опять же, рысканьем в поисках розетки во всех местах. Пошли в ресторан? Обязательно с фотоаппаратом и видеокамерой. В супермаркет? Одного оставим дежурить у розетки. Ну вы поняли, короче, концепцию.

К счастью, в автодоме есть 3 "прикуривателя", с помощью которых мы заряжали смартфоны.


Следующая проблема - это отсутствие интернета. Если путешествовать на авто и останавливаться в отелях, то почти везде Wi-Fi бесплатный.

Нам пришлось купить примерно за 20 евро сим-карту с безлимитным интернетом и раздавать с одного смартфона всем. Так что пусть за дополнительные деньги, но проблему мы решили, причем интернет был с собой всегда, а не только во время ночевки в отеле.


Холодильник и отопление (кстати да, в автодоме есть настоящее отопление, которым мы пользовались) работают на газу. У нас было 2 баллона, рассчитанных примерно на 20 дней работы холодильника, ну и при использовании отопления и при нагреве воды этот срок, само собой, уменьшается.

Кстати, у нас где-то на шестой день холодильник внезапно перестал работать, поняли мы это на следующий день по запаху из него. Продукты протухли, а мы полдня не могли его включить заново. Сначала не могли сообразить что это закончился первый баллон. Потом не могли додуматься что недостаточно просто подключить второй баллон - нужно ещё и "щёлкнуть" хитро устроенной кнопкой пьезозажигалки.


Вот, вроде, и все отрицательные стороны (ну или просто некоторые сложности) в использовании автодома.


Хочу подчеркнуть, что всё-таки есть в этом некая доля дорожной романтики. Выше была фотка автодома у моря на западном побережье Италии, а с восточного фоток не могу найти. Там мы настолько близко к морю припарковаться не смогли, встали у начала пляжа. Купили решетку гриль, угли, местные сосиски, местное вино, приготовили местных же макарон, и устроили пир на природе. Кстати, по соседству была пара пожилых немцев, и они были очень удивлены. То ли потому что нельзя было готовить мясо на улице на открытом огне, то ли не ожидали что мы на пляже найдем кирпичи и сообразим из них мангал - фиг знает.

Под вечер к нам пришли представители местной живности - пара котов, трёхлапая собака. В общем, остались действительно классные воспоминания.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

(если приглядеться, то можно справа увидеть наш автодом, который был на первой фотке)


Теперь - вторая часть, про сам автодом. Как я уже говорил, устроен на базе Fiat Ducato - то есть его шасси, движок, коробка. Кстати, дизельный движок необычайно резво пёр по горам, не повышая оборотов. Прикольная штука.


У нас была шестиместная модель, с "горбом". Сразу покажу интернетные фотки салона и общую схему.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост
По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост
По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

Ну и опишу словами, по последней картинке-схеме: при входе в салон сразу слева - горелка на 3 комфорки, дальше за ней - круглая раковина, далее слева холодильник, потом шкаф, и всю заднюю часть занимает большая двуспальная кровать (кстати, самая "козырная" для сна, правда на ходу там укачивает - задница вынесена далеко за колесо, и рычаг там нехилый). 


Справа от входа - лестница на "второй этаж" (в тот самый "горб", где ночью может быть либо очень душно, потому что под самым потолком, либо очень холодно, если открыть люк). Прямо от входа - 2 диванчика и стол между ними. Ночью ножки столика складываются, спинки диванчиков тоже, и получается ещё одно теоретически двуспальное место. Практически же там тяжело уместиться вдвоём, разве что туда поместить детей или очень компактных людей. И ещё один минус: при движении при повороте налево тебя может скинуть. Но это прикольно.


Слева от "столовой"/"детской спальни" - душевая/туалетная комната. 


Сзади под кроватью - огромный багажник, кубометра на 2-3 точно. 


Ну и спереди, понятно, водительский отсек. Там, кстати, очень просторно и удобные сидения - если в салоне укачивает или надоело, можно сесть вперед - там точно можно устроиться комфортно.


В автодоме (по крайне мере, нашем) был 1 большой люк где-то 80 на 80 см над кухней и столовой (надеюсь понятно, что 2 дивана и стол - это и есть столовая). И ещё 3 маленьких люка: в "горбе" спереди, в туалетной комнате, и над кроватью сзади. Плюс было ещё 4 окна - опять же, в "горбе", возле кровати сзади, и по одной форточке возле плиты и стола. На втором фото в посте, кстати, видно как раз форточку в "горбе".


Теперь к финансовой части. Само собой, автодом выгоднее при поездке как минимум вчетвером, а лучше - впятеро, а ещё дешевле - вшестером. Но мы три дня ездили вшестером, и было тесно, так что имхо впятером - в самый раз.


Стоимость аренды автодома зависит от выбранного сезона. Мы арендовали автодом в mcrent, у них сейчас появился сайт на русском языке: mcrent.ru, но там нет никакого функционала, поэтому пользуемся либо mcrent.de, либо mcrent.co.uk.


Если бронировать автодом сейчас на осень на 16 дней (с 20 сентября по 5 октября), то шестиместный автодом обойдется вам в 1 954 евро, цена в рублях на сейчас - под 160 тысяч. На пятерых - по 32 тысячи рублей. 

Проживание же в отеле обойдется примерно в 25-30 евро за ночь в номере на двоих, или 17820 рублей. Почти в 2 раза дешевле. 


Также будут расходы и на топливо: для автодома это примерно 11 литров дизеля на 100 км. Если вы захотите хорошенько прокатиться по городам и странам и проедете 3 000 километров, то это обойдется вам в 330 литров по 1.1 евро (кстати, подешевело у них топливо, в 2014 стоило от 1.6 до 2 за литр), то есть 29 400 рублей или по 5 880 на пятерых.

Для авто с расходом 7 литров бензина - это 210 литров по 1.3 евро, что равно 22 100 рублям или по 4420 на пятерых. Но впятером в машине - это явно не будет удовольствием. 


Кстати, вот ещё какой нюанс был в нашем путешествии: изначально кто-то увидел билеты Москва-Берлин по 5500 рублей. Решили поехать, попасть на октоберфест, и потом поехать на юг, в Италию - как раз дома холодает, а в Италии жара. Заказали автодом, через часа 2 звонят - говорят, нет такого автодома в Берлине, можем предложить автодом поменьше, или подороже, или в другом городе.


Тогда мы впервые открыли карту, и увидели что Берлин-то на севере Германии, а Мюнхен (где проходит октоберфест) - на юге. Билет в Мюнхен стоит на 2000 или 2500 рублей дороже, что покрывалось экономией на топливе при переезде Берлин-Мюнхен и обратно. Так и вышло что собирались лететь в Берлин, а полетели в Мюнхен.


Кстати, забыл отметить что покупали и бронировали мы всё заранее - автодом где-то в июне-июле, билеты на самолёт - в июле-августе. 


Ах да, ещё хотел сказать, что парк автодомов под Мюнхеном - охренительно большой. Я думаю, там было 3-4 сотни самых разнообразных автодомов. Может, мы попали под конец сезона, или ещё как-то, но всё вокруг было белым от автодомов. 

Сами фотки сделать сверху не додумались (вид сверху открывался только на подъезде к кемпингу), а на фото с интернета нет такого количества автодомов. 

Там были и мини-прицепы и огромные автобусы ценой за 200 000 евро.

По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост
По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост
По Европе на автодоме Туризм, Путешествия, Автодом, Дом на колесах, Европа, Длиннопост

На этом пожалуй и всё, кажется рассказал что хотел. Есть ещё всякие прикольные истории о самой поездке, но не думаю что это будет всем интересно. 


А, забыл подитог: путешествовать на машине - выгоднее. Но всё-таки комфорта намного меньше. И я считаю, что если ехать отдыхать на 10 и более дней, к тому же если вас больше четырёх - то лучше переплатить за автодом.