Первое знакомство с поселком Восток (будущий Нефтегорск)
Из посёлка Малое Сабо люди начали уезжать, и со временем он стал постепенно пустеть. Говорили, что всех переселяют в новый посёлок. Некоторые мои подруги тоже уехали. Нежилые дома начали сносить. Почту, находившуюся в одной из комнат барака, который стоял напротив нашего дома, перенесли в другой дом, а сам барак превратили в груду обломков.
В этой груде деревянных обломков, где когда-то жили люди, мама нашла новую чугунную сковородку, которая стала моей любимой. Мама всегда жарила мне в ней такую вкусную жареную картошку. На протяжении многих лет, когда я уже училась в школе, утром завтрак у меня был - жареная картошка, которую я ела прямо со сковородки.
В еде я была привередливая, любила в основном пюре картофельное с хвостиком селедки, блинчики и компот из сухофруктов. На остальную пищу, меня приходилось уговаривать.
Я не понимала, почему люди уезжают из нашего посёлка в другой, новый, который ещё строится. Я спрашивала у родителей, почему всё так происходит. Они говорили, что переезжать будут все жители нашего посёлка, что посёлка Малое Сабо больше не станет и что мы тоже переедем в новый строящийся посёлок. Родители объясняли, что туда переселяют всех - из Малого Сабо, Большого Сабо, Мухто, Нельмы, Паромая, Кениги, и в итоге все эти маленькие посёлки объединят в один.
Первое знакомство с новым посёлком произошло, когда нас пригласили на день рождения друзья родителей. У них была дочка Люда, с которой мы дружили. Они уже жили в новом посёлке, и я с нетерпением ждала момента, когда это случится и я наконец увижу его.
В выходные мы поехали к ним в гости на рейсовом автобусе. Тогда я впервые увидела этот посёлок и смогла по нему пройтись. В то время он выглядел как небольшой городок: несколько пятиэтажных домов, большой двухэтажный детский сад и огромная трёхэтажная школа. Рядом с уже построенными домами возводили ещё два пятиэтажных здания.
Поэтому вокруг было много строительной техники, а строительные участки были огорожены деревянными заборами. На территории были вырыты огромные котлованы. Дома строились однотипные, пятиэтажные, с четырьмя подъездами в каждом доме и четырьмя отдельными квартирами на каждом этаже. Квартиры были однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные, с балконами, кроме первого этажа, но не в каждой квартире.



Дом, в котором жили друзья, имел номер 22. У них была однокомнатная квартира на первом этаже. Это был самый первый дом, построенный в посёлке. В этом же доме позже буду жить и я, уже во взрослом возрасте, и из-под его завалов меня впоследствии достанут.
Та самая первая улица п.Восток, Дома 22, 16, 10, 6. На первом плане дом 22 во втором подъезде жила моя подружка.
Заходя в подъезд, чувствовался запах цемента, краски и, наверное, бетона. Зайдя в квартиру, мне показалось, что в ней мало пространства: небольшая кухня, одна комната, туалет с ванной и маленький коридор.
Поздравив маму подруги, Маргариту Ивановну, и оставив родителей, которые собирались праздновать, мы с Людой побежали гулять на улицу. Мне было интересно посмотреть, как выглядит посёлок.
Мы вышли на улицу, и сразу напротив была стройка - как я позже узнала, там возводили второй детский сад. Повсюду была перекопанная земля, стояли строительные будки, деревянные заборчики, ограждающие стройку, и строительная техника: высокие краны и тракторы. Вокруг домов был уложен асфальт, на котором мы начертили классики. Играть на нём было гораздо удобнее, чем на песке, и по сравнению с моим посёлком это был совсем новый уровень жизни. Посёлок был окружён лесом.
Мы ходили и рассматривали всё вокруг. Я встретила много знакомых из Малого Сабо. Мы подходили к стройке, возле которой нашли куски карбида. Потом обнаружилась лужа, и мы бросали эти куски в воду - карбид бурно растворялся, вода будто закипала, он шипел и испарял резкий неприятный запах.
Одна из подружек показала мне кусок гудрона и сказала, что его можно жевать. Я попробовала - и мне даже понравилось.
Мы переночевали у друзей, а после празднования дня рождения вернулись в наш пыльный, песчаный поселок. Рядом с домом стояла моя качеля, сделанная папой - место, полное родных воспоминаний. Там протекала речка, в которой можно было ловить рыбок «колючек», а над рекой возвышалась сопка, словно маленькая гора с белым песком. На неё можно было забраться только на четвереньках из-за крутого подъёма, а спускаться - бегом, с возможностью прыгнуть прямо в то место речки, где вода была мелкой.
все фото взяты с сайта архива Старый Сахалин

