Памяти Карузо: он – или бог, или дьявол

Сегодня исполняется 148 лет со дня рождения выдающегося итальянского тенора, легенды оперного искусства Энрико Карузо (итал. Enrico Caruso, 1873-1921). Карузо обладал голосом редкого тембра, звучавшего то как тенор, то как баритон, а его пение и сегодня остаётся образцом для многих поколений исполнителей.


Энрико родился в Неаполе, в небогатой семье, и был третьим ребёнком из шести. И хотя мальчик не получил должного общего образования, с самого детства он развивал данный ему Богом дар пения. Ещё ребёнком он пел в церковном хоре (и, кстати, так зарабатывал свои первые деньги), затем стал брать уроки вокала. Забегая вперёд скажу, что, благодаря большому таланту и трудолюбию, Карузо смог выбраться из нищеты, окружив себя и своих близких людей роскошью богатой жизни.


И сколь, увы, коротка была жизнь замечательного певца (всего 48 лет), столь стремителен был его взлёт. Когда Энрике исполнилось 15 лет, его мать скоропостижно скончалась, и он был вынужден искать возможность зарабатывать, чтобы помогать отцу содержать большую семью. Юноша стал работать в мастерской вместе с отцом, но не переставал петь. В некоторых жизнеописаниях Карузо можно прочитать, что после смерти матери мальчик ежедневно пел в церковном хоре, искренне веря, что только оттуда она сможет услышать его. Как бы там ни было, прихожане церкви, где пел Энрике, восхищались его прекрасным голосом и иногда просили исполнить серенады для любимых, щедро оплачивая такие услуги. Энрико Карузо очень хотел добиться успеха на вокальном поприще, хотел обеспечить достойную жизнь своей семье, он усердно трудился, благодаря чему и стал одним из величайших теноров своего времени.


Затем цепочка случайных счастливых знакомств привела юного Карузо в Неаполитанскую школу пения (её ещё называли «Храм бельканто», ведь bel canto по-итальянски – красивое пение). Отслужив в армии, в возрасте 18 лет Карузо дебютировал в родном городе, а уже через два года он стал знаменитым, исполнив партию Энцо в опере «Джоконда» Понкьелли.


В 1900 году, в возрасте 27 лет, Карузо впервые вышел на сцену театра «Ла Скала» в Милане, в 1902 году впервые выступил в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне с партией Герцога в опере Верди «Риголетто». А затем последовали годы триумфальных выступлений оперного певца Карузо на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, где он был ведущим солистом в период 1903-1920 годов, и гастрольные туры по разным странам.


Помимо великолепного исполнения оперных арий, Карузо славился особенно трогательным и нежным исполнением неаполитанских песен. Всего за свою карьеру Энрике Карузо исполнил 607 оперных спектаклей и более 100 оперных партий на разных языках (французском, испанском, английском, немецком).


К огромному счастью, мы знаем, как звучит голос Карузо, потому что при жизни певец записал на граммофонные пластинки почти весь свой репертуар. Кстати, голос Энрико Карузо стал первым голосом оперы, запечатлённым таким техническим способом.


Вот несколько любопытных и немного курьёзных фактов об Энрико Карузо.


Из-за плотного гастрольного графика иногда Карузо приходилось петь свои партии без репетиции, и тогда он просто крепил листок со словами на спину впереди стоящего партнёра и пел, и это нисколько не отражалась на выступлении благодаря высокому мастерству певца.


Певец очень много курил. Пара пачек египетских сигарет за день была его нормой на протяжении всей жизни. Маэстро не останавливало даже то, что из-за пагубной привычки он рисковал потерять свой чудесный голос, которым, несомненно очень дорожил.


Однажды на гастролях в Буэнос-Айресе Карузо «заставил» музыкантов оркестра сыграть фальшиво. А дело было в том, что, тронутые проникновенным выступлением тенора, они не смогли сдержать слёз, из-за чего и сыграли неточно.


Кроме музыкального слуха и голоса, природа наградила Карузо талантом художника. Его карикатуры на близких людей печатались в Нью-Йорке, в еженедельном издании «Фоллиа» («Follia») с 1906 г.

Памяти Карузо: он – или бог, или дьявол Энрико Карузо, Опера и оперные театры, Певцы, Тенор, Муслим Магомаев, Неаполь, Голос, Советское телевидение, Риголетто, Церковный хор, Видео, Длиннопост

Что касается отношений с женщинами, то здесь, если верить биографам, Карузо проявлял себя как истинный итальянец. Энрике был очень привлекательным: с волшебным голосом, невысокий, крепкого телосложения, с шикарными усами, он производил магическое впечатление на женщин. Ещё в самом начале карьеры он чуть было не женился на дочке руководителя театра, в котором работал певец, но, не дождавшись дня свадьбы, жених сбежал с балериной того же театра. Затем была достаточно запутанная история с гражданской женой, оперной певицей Адой Гиачетти (Ada Giachetti), с которой они по очереди друг другу изменяли, супруга даже обвинила Карузо в ничем не подтверждённой краже драгоценностей, но, в итоге, спустя 11 лет супруги разошлись, договорившись об «условиях мира», и Ада воспитала двух прекрасных сыновей от Карузо.


В возрасте 45 лет Карузо впервые заключил официальный брак – с дочерью американского миллионера, 25-летней Дороти Парк Бенжамин (Dorothy Park Benjamin). Правда, отец девушки не признавал зятя и после свадьбы лишил дочь наследства. Зато Энрико искренне любил Дороти, которая вскоре родила ему дочь Глорию. (Хотя, если опять же верить некоторым биографиям, после смерти Энрико молодая вдова проявила себя не лучшим образом при распределении наследства Карузо и авторских прав.)


Пара жила в Америке, однако спустя всего лишь год после рождения дочери Карузо сильно заболел…Позволю себе пропустить трагическую историю о том, как на печально известном спектакле "Любовный напиток" в Бруклинской опере 11 декабря 1920 года у Карузо, прямо во время выступления, из горла начала сочиться кровь, и о том, как дальше развивалась болезнь. Трагическую не только потому что она в итоге прервала жизнь великолепного певца, но и потому, что, насколько можно понять из немногочисленных источников, причиной столь стремительной смерти стал не поставленный вовремя диагноз и отсутствие своевременного и правильного лечения…Очень тяжёлыми были последние месяцы жизни, страшным было осознание того, что многое осталось не спетым… Когда Карузо почувствовал, что его жизнь подходит к концу, он вернулся в родную Италию, чтобы умереть в родном Неаполе… И в этот момент в голове звучит знаменитая неаполитанская песня «Вернись в Сорренто», пропетая бархатным голосом Карузо…


Скончался Энрико Карузо утром 2 августа 1921 года в родном Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита. Его отпевали в церкви Сан-Франческо-ди-Паола (San-Francesco di Paola). Двери церковной базилики открыл для усопшего сам король, а траурная процессия легендарного тенора насчитывала более восьмидесяти тысяч человек. Тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения] в стеклянном саркофаге (по другой версии – хрустальном, хотя, скорее всего, точность этой информации связана с переводом, так как в итальянском слово ctistallo может быть переведены и как «стекло», и как «хрусталь»), но в 1929 году, по настоянию вдовы, Дороти Карузо, останки её мужа были захоронены в каменной гробнице.


После смерти певца благодарные поклонники собрали 3700 долларов, и на эти средства была изготовлена и установлена в Америке в церкви Св. Помпея гигантская восковая свеча, которая, по их замыслу, должна зажигаться раз в год перед ликом Мадонны в память о великом певце. При соблюдении данного условиям, свечи должно хватить на много веков (по разным версиям – от 5 до 18)…


Энрико Карузо был действительно выдающимся исполнителем, и по сей день остаётся ориентиром для музыкантов, которые ставят себе высокую творческую планку. И поэтому многие люди из мира искусства, желая отдать дань таланту Карузо, посвящают ему произведения в своём жанре. Одним из самых знаменитых посвящений можно смело назвать песню «Памяти Карузо» итальянского музыканта Лучо Далла (1943-2012). Известная всему миру песня была написана в 1986 году в Сорренто, («...на берегу залива в Сорренто...»), в гостинице, в которой скончался Карузо.


И в завершение поста позволю себе привести несколько высказываний выдающихся людей своего времени об Энрике Карузо, которые приведены в книге Витторио Торторелли «Энрико Карузо».


«Джакомо Пуччини, услышавший Карузо впервые в Торре дель Лаго в 1901 году, обнял его и в порыве энтузиазма воскликнул: «Ты послан самим богом!»»


«Джузеппе де Меа: «Возродите нам Карузо хотя бы в той степени, в какой это в состоянии сделать современная техника звукозаписи, и мы навсегда заставим умолкнуть всех певцов!»


«Бернанд Шоу, несмотря на свою ирландскую холодность, сказал как-то о Карузо: «Когда искусство артиста заставляет зрителей подниматься, он -- или бог, или дьявол.»»


«Фёдор Шаляпин: «Карузо внёс в театр подлинную душу итальянских мастеров. Он достиг таких идеалов, каких не удавалось достичь ни одному певцу.»


На данный момент найти записи Энрико Карузо в архивах нашего телевединия не получилось (несмотря на то, что, как было сказано, существует много граммофонных записей Карузо, вопрос с их оцифровкой и доступом – не из простых), желающие могут послушать знаменитую неаполитанскую песню "Скажите, девушки" (Dicitencello vuje) нашего замечательного тенора Муслима Магомаева в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР под управлением Юрия Силантьева.

Фрагмент праздничного выпуска передачи "Голубой огонёк 8 марта". 1982 год. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv