Ответ от Бога (Начало молитвы)

Ответ от Бога (Начало молитвы)

Общение предполагает, что надо еще и слышать Бога, распознать духовный ответ из потустороннего духовного мира. Но пока человек изливает лишь свои душевные чувства, пусть самые возвышенные и благородные, пусть самым искренним образом, он еще крепче привязывает себя к посюстороннему миру душевному, миру земному.

И что происходит? Когда возбуждается энергия душевная, а не духовная, то поднимается своего рода эмоциональный шум, который как раз и заглушает ответный Божественный голос, глас хлада тонка.

А получить духовный ответ на молитву для нас крайне важно. Потому что ответ Бога это не что иное, как ниспослание в наше сердце Божественной благодати. Это веяние Духа Святого, Который врачует, преображает и обновляет наше ветхое естество.

Божественный ответ — это всегда ответ действием. Действие по-гречески ενέργεια, что переводится также, как проявление, энергия. Ответ Божий — это «частица» Божественной энергии, которая именуется благодатью, которую Бог нам посылает и стяжание которой составляет самое существо христианской жизни.

Почему самое существо? Да потому, что если мы не восприимчивы к этим ответам, то, даже при самых благих намерениях, мы будем духовно беспомощны. Наше умственное начало тогда оказывается обесточенным, лишенным творческой силы, не способным к духовной деятельности.

Вот высказывание свт. Григория Паламы на этот счет: «Без стяжания Божественной благодати ум человека, хотя бы и был он духовно настроен» не способен созерцать и не может самостоятельно действовать, «так же как глаз не может видеть без наличия чувственного света».

«Ум не способен созерцать» — что это значит? Значит не доступно живое, непосредственное богообщение, питающее душу человека обоживающей благодатью.

Стяжаемая нами благодать, вселяясь в душу, может проявляться по-разному. Прежде всего, она действует очищающе и исцеляюще, способствует преодолению греховных страстей, оздоровлению сил души. Она же и просвещает нас, может и вразумлять, и направлять, располагая к определенным действиям. Благодать может влиять на нас через людей, через книги, через события и обстоятельства. Она движет нашу молитву и питает духовный рост. Она соединяет наш ум с духом в сердце и возводит его в созерцание. И наконец, усвоение благодати это есть таинство, обоживающее человека.

Различны и пути стяжания благодати. Она щедро даруется нам в церковных Таинствах, она по капле собирается при нашем усердии во внешних подвигах, она обильно орошает душу при усердии во внутреннем делании. Но наша проблема в том, что мы не способны удерживать то, что стяжаем. Получая бесценное сокровище нетварной Божественной благодати, мы слишком быстро эту драгоценность утрачиваем. Мы теряем ее, не успевая вполне усвоить. Соединяясь в Евхаристическом Таинстве со Христом, мы принимаем в себя благодатное семя, которое должно прорасти и которое мы призваны далее взращивать.

Но мы знаем, что случается с семенами, когда выходит сеятель сеять. Одно склевывают птицы, другое засыхает на каменистой почве, третье заглушается тернием. Так мы вновь и вновь лишаемся стяжаемой по крупицам благодати, прежде чем она успевает привиться к душе, прежде чем она в полной мере совершит в душе свое обоживающее тайнодействие. И причина этого в том, что сердце наше еще не готово. Оно не стало еще доброй землей, способной принести плод во сто крат или хотя бы в тридцать.

Чем же определяется эта готовность к усвоению благодати?

Как раз тем, что человек восходит от душевного к духовному образу жизни. Что и достигается с помощью умно-сердечного делания, достигается по мере опытности в деле трезвения, в процессе очищения и ума, и сердца. Сама же духовная жизнь начинается, собственно, с того, что ум соединяется с духовным сердцем человека. Тогда дух человеческий пробуждается, оживает и сердце раскрывается для живого богообщения, общения в Духе Святом.

Вместе со способностью соединять ум с сердцем и оборонять сердце трезвением человек обретает и другие новые возможности, в том числе удерживать в душе Божественную благодать и полноценно ее усваивать. Все эти плоды вызревают в процессе умного делания, по мере углубления в состояние исихии.

Трезвение — одно из центральных понятий православной аскетики. Метод или достигаемое посредством него состояние контроля над деятельностью ума и сердца. Метод трезвения активно практиковался уже первыми пустынными отцами. Прпп. Антоний Великий и Арсений Великий, как и другие отцы, постоянно акцентируют внимание на этом предмете. При. Макарий Великий отмечает, что «духовная брань и молитва немыслимы без трезвения», что «только душа, подвизающаяся посредством великого трезвения, может сподобиться победы в духовной брани». Учение об этой исихастской практике, прочно утвердившееся в традиции раннего монашества, встречаем у аввы Евагрия, в аскетическом богословии свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и далее в отеческих писаниях вплоть до нашего времени. Примечательно, что это понятие входит в заглавие основного труда при. Никодима Святогорца, которое буквально переводится как «Добротолюбие святых трезвенников», а в переводе при. Паисия Молдавского это звучит как «Добротолюбие, или словеса и главизны священнаго трезвения».

Раскрытие сердца начинается с моментов деятельного соединения ума с сердцем, которые поначалу могут быть очень краткими. Это признак того, что ум прививается к сердцу, что зарождается сердечная молитва. Прежде этого человек может многократно сводить ум в сердце, однако ум пока не способен там удержаться, не удается его там собрать, так как ум еще не готов к соединению с сердцем. Именно на это свойство раскрытости указывает при. Григорий Синаит, говоря, что надлежит «ум собрать в сердце, если, конечно, оно открыто».

Без той утонченности духа, которая обретается в исихии, мы попросту не расслышим, не воспримем Божественного ответа. В результате мы будем глухи к восприятию благодати. Будем закрыты для ее благотворного воздействия на нашу душу.

А вот когда ум человека погружается в сердце, в сердце, объятое исихией, тогда в этой ментально-чувственной тишине можно расслышать глас хлада тонка — веяние тихого ветра, как говорит нам Библия. То веяние Духа, про которое сказано: и тамо Господь.

Новиков Н.М.

Больше тематического материала в Telegram канале "Иисусова молитва в условиях современности" или социальной сети ВК по адресу: Iisusmolitva

📌 P.S.

✒️ На все ваши вопросы или пожелания, отвечу при непосредственном общении в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Часть материалов для людей ищущих истину, неверующих и атеистов:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Вечный Человек

📃 Серия постов: Перерастая Докинза

📃 Серия диалогов неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

✒️ Часть материалов для христиан и прочих религиозных конфессий:

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Серия постов: Умное делание

📃 Серия постов: Добродетели человека

📃 Серия постов: Что отдаляет нас от Христа

📃 Серия постов: Православие это...