Ответ на пост «Хороший ответ»3

Я специально ждал пока у некоторых остынет пятая точка от того факта, что кто-то не считает деяния русских в истории Кавказа правильными. Ждал, что может люди, у которых есть время лазить по моим старым постам и комментариям, и минусовать их, загонят мой аккаунт в автоматический блок, чтобы навсегда покинуть сайт превратившийся из развлекательного в филиал одноклассников с "лидерами мнений" и стадным инстинктом. Но так как этого не случилось, отвечаю. Вернее, т.к. я не историк, за меня ответят историки.

Короткая версия.

Известный публицист XIX века Николай Данилевский обосновывал покорение Кавказа тем, что его жители — «природные хищники и грабители, никогда не оставлявшие и не могущие оставлять своих соседей в покое». А как вы считаете — это была типичная колониальная война или вынужденное замирение «диких и агрессивных» горских племен?
Мнение Данилевского не уникально. Похожим образом описывали своих новых колониальных подданных в Великобритании, Франции и других европейских колониальных державах. Уже в позднее советское время и в 1990-е годы историк из Северной Осетии Марк Блиев пытался возродить обоснование Кавказской войны борьбой с набегами горцев и создал оригинальную теорию набеговой системы, за счет которой, по его мнению, жило горское общество. Однако его точку зрения в науке не приняли. Не выдерживает она критики и с точки зрения источников, свидетельствующих о том, что средства существования горцы добывали от занятий скотоводством и земледелием. Кавказская же война для России была войной колониальной, но не совсем типичной.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и Нидерландского института перспективных исследований в области гуманитарных и общественных наук Владимир Бобровников.

https://m.lenta.ru/articles/2017/10/21/caucasus/


Детальная версия.

Для российских военачальников и в особенности для А.П. Ермолова, набеги горцев были основным официальным поводом для военных экспедиций против горских аулов, имевших «явно выраженный карательный характер», — указывают В.А. Георгиев и Н.Г. Георгиева. При этом совершенно упускается из виду, что набеги с ХIX в. носили взаимный характер. М.Н. Покровский отмечал, что набеги были в сущности делом обоюдным и весьма трудно было установить, кто на кого стал «набегать» первым —горцы на казаков или казаки — на горцев. У. Лаудаев пишет, что с переселением чеченцев на плоскость «русские нападали на них, грабили их имущество, жгли хутора, убивали и пленили людей, так что еще долго чеченцы не решались оседло водвориться на ней», отвечали им теми же мерами.

«Если кабардинцев русские власти выставляли как грабителей, то в такой же степени грабежами, несомненно, занимались и казаки», — отмечал В.Н. Кудашев. Они не оставляли без ответа ни один набег горцев на российскую пограничную линию. Походы казаков и царских войск на горские земли, снаряжаемые под предлогом наказания горцев за набеги, далеко не всегда были адекватными акциями возмездия. Чеченцы могли рассказать о случаях, когда за убийство одного казака истреблялись до последнего жители целого аула. Часто репрессиям подвергались совершенно безвинные аулы. «Иногда обстоятельства погони складывались так, — свидетельствует И. Попко, — что казаки...не имея уже надежды возвратить свою потерю, хватали первую попавшуюся под руку добычу на неприятельской земле и с нею отходили назад к линии».
Российские войска и казаки при налетах на горские аулы уничтожали все — дома, сады, сено, хлеб. Горцы, как правило, этого не делали. Да, убивали сопротивляющихся, захватывали в плен не только мужчин, но и женщин с детьми, угоняли скот, «но редко зажигали сена и хлеба в поле». Е. Лачинов, бывший свидетелем уничтожения царскими войсками селений в Малой Чечне, подчеркивал, что теперь их жителям ввиду наступающей зимы ничего не остается, как «искать себе пропитание воровством и грабежом» на Кавказской линии, чтобы не умереть с голоду.

В последние годы, особенно с началом чеченского кризиса, появилось немало публикаций, в которых действия горцев в ХIX - ХХ вв. преподносятся в самом черном цвете и главный довод при этом - набеги, «хищнические» способы войны. В этих работах особо подчеркивается, что горские набеги явились главной причиной Кавказской войны, а Россия представляется обороняющейся, защищающейся стороной. При этом упускается из виду, что горцы «сражались на своей родине, защищали свои земли, села, семьи, образ жизни и обычаи», и в борьбе против
одной из ведущих военных держав того времени, безусловно, имели моральное право на любые действия во имя этих целей. Горцы действовали так, как могли: «диверсионными актами — убийствами русских генералов, конными набегами на населенные пункты и воинские гарнизоны».

Во время Отечественной войны 1812 г. французы не раз упрекали русских партизан в неправильных, незаконных с их точки зрения методах войны. В ответ на это М.И; Кутузов. отвечал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем тем, что он видел,...Народ, готовый жертвовать собою для родины, и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных».

По мнению И. Попко, партизанская линейная война не всегда ограничивалась мелкими набегами, а принимала иногда характер серьезных военных действий, когда соединялись целые племена, которые открыто нападали на Кавказскую линию. Строительство  крепостей и казачьих станиц на кабардинских землях, карательные экспедиции царских войск вынуждаликабардинцев нападать на укрепления Кавказской линии, пишут Б.К. Мальбахов и К.Ф. Дзамихов. Историки ХIХ в. абсолютизировали эти факты и изображали борьбу кабардинцев и других народов Северного Кавказа как «разбой и хищничество». Совершая набеги на российское пограничье,  горцы воевали не с русскими поселенцами, с которыми им незачем было враждовать, не с казаками, с которыми они в  жили в целом мирно, а с «царской властью, посягнувшей на их законы, обычаи и вольность». Ф.А. Щербина, анализируя горские набеги, подчеркивал, что горцы угоняли скот, захватывали пленных, нападали на казачьи станицы, караулы и отряды и «вообще с ожесточением уступали каждую пядь своих владений, мстя колонизаторам края при всяком случае».  Как видим, здесь речь идет о защите горцами своих владений от колонизаторов края, а не о грабительских, хищнических нападениях северокавказцев на казачьи станицы. Некоторые авторы ХХ в. понимали и суть борьбы горцев, и методы их действий.


К вопросу о «набеговой системе горцев»
Доктор исторических наук Гапуров Ш.А

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nabegovoy-sist...
Ссылки на использованную литературу там же.


@Kenshin89
Зы Отдельного веселья добавляет маленький нюанс:
В Дагестане более 40 национальностей, которые имеют оооочень долгую и сложную историю "взаимной любви".
И говорить "я дагестанец" - ахуенный детектор необразованного быдла, незнающего ни истории своей земли, ни истории своего народа, ни истории своих соседей.
Тьфу.

Я использовал название, которое сложилось в обиходном языке. Написал бы я, что я даргинец, кто бы понял, откуда я?


Что, кстати, потом не помешало Надир-шаху выебнуться и отжать все взад.

А вот кто тут необразованное быдло непонятно. Горцы разбили Надир-Шаха


Вот что пиcал военный историк, Василий Потто об этом случае:
В истории Дагестана был момент, когда свободе горских народов грозила опасность: великий завоеватель Надир-шах стоял перед ними. Тогда, в кровавой битве под Иран-Хараба, что значит «Гибель Персии», акушинский (даргинский) народ нанес ему страшное поражение. Бегство персов было так поспешно, что шах потерял на поле сражения корону и драгоценное седло. Эти единственные в мире трофеи ныне, к сожалению, кажется, совершенно утеряны; но они долго переходили в Дагестане из рук в руки до последнего имама Чечни и Дагестана, Шамиля, утратившего их только на Гунибе. Акушинцы после этой блестящей победы слыли в горах непобедимыми и, как сильнейший народ, привыкли с давних пор вмешиваться в посторонние распри и играть в событиях первенствующую роль.
Всем хейтерам мира, добра и позитива.
@JORGEdeSPAIN, поднапряги уже своих опричников, что-то совсем расслабились они - еще 27к рейтинга нужно слить.

Всем решившим оспорить точку зрения этих историков - наличие источников обязательно!
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
43
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

4. "При этом упускается из виду, что горцы «сражались на своей родине, защищали свои земли, села, семьи, образ жизни и обычаи», и в борьбе противодной из ведущих военных держав того времени, безусловно, имели моральное право на любые действия во имя этих целей"


Это - главное место во всем этом. Оцените, какова мощь пафоса! Они сражались на своей родине! Защищали свои земли. Образ жизни и обычаи. А значит - имели право делать любые поступки.


Об этом - "образе жизни и обычаях" нужно поговорить отдельно.

Все кто хотят - могут прочитать о кавказской войне тут: www.vostlit.info - Документы - Кавказ. Там масса материала, рассказывающего об "образе жизни и обычаях".


Собственно рассказ этот умещается в два слова - набеговая экономика. Это когда скудная природа несмотря на усилия дает меньше чем хотелось бы. Что тут сделать? Правильно - нужно забрать у соседа. Забрать у соседа - или самого соседа. Или его детей, жену и пр.

Так и сложился этот образ жизни, когда каждый род строил для себя укрепленное жилище, вынужден был ходить, таясь от соседей ближних и дальних. Увидел человека в горах - это 100% враг, ибо все немногочисленные друзья - в родовом поселении.

Если рядом есть равннные народы - например грузины - ок. Можно ходить к ним, ловить человеков и поднимать свое благосостояние этим высокоморальным образом. Черкесы - те просто продавали пленных туркам - как в супермаркете.

Северному кавказу не очень повезло, там до прихода России на равнинах современных чечни, осетии и ингушетии - жили кабардинцы Большой и Малой Кабарды, отличные наездники.

Немного зная - и многажды испытав - пластичную мораль своих горных соседей они в итоге не стали с ними церемониться, просто загнав в леса.


Ну а потом для набеговой экономики и вовсе настал ШОК. Пришла Россия и сказала - "ловить людей нельзя. Грабить нельзя". ЭТО КАК? Это что ж такое? Нееет, нужно, нужно было защищать свой прежний образ жизни. Свои прежние, людоловские традиции.


Собственно это известно и сейчас - в криминальных хрониках. Бандит выбежит из квартиры, ограбит или убьет - а потом очень удивляется, когда дверь его квартиры ломает отряд ОМОНА. И да, он, бандит, вместе с ТС считает что ему позволено все, любая мерзость. Ведь он -защищает от ОМОНА свой дом, свои бандитские обычаи и свой бандитский образ жизни.


Но на суде это - уже никого не волнует.

ещё комментарии
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку