«Оппенгеймер»: самый амбициозный и, возможно, лучший фильм Кристофера Нолана
Давайте я сразу оговорюсь и вызову гнев у многочисленной фанатской базы Нолана: трилогия про Бэтмена, "Интерстеллар", "Дюнкерк", "Довод" - для меня это крайне неровные, порой очень скучные и теряющиеся в повествовании фильмы. Технически совершенные, бесспорно, но, при этом, при малейшем разборе логики сценария, рассыпающиеся на бессвязные атомы. И я не один из тех людей, которые не понимают события сложных фильмов режиссера - даже максимально запутанный Довод с третьего просмотра встал на свои места. Просто в сюжетах, если покопаться, есть зияющие дыры. И кажется, что в угоду глобальных идей, режиссер часто смещает фокус с частных историй главных героев и поэтому сложно эмоционально проникнуться его фильмами. Это все, конечно, абсолютно личное видение большинства фильмов Нолана и я не претендую на правду в последней инстанции. И именно из-за этого мне было намного легче смотреть "Оппенгеймер" - никаких ожиданий шедевра, скептический настрой из-за 3-х часового хронометража и настороженность в отношении байопиков: как можно сделать интересный разговорный фильм с огромным количеством второстепенных персонажей, с большинством из которых массовый зритель не знаком? И вот в чем фокус: все приемы с нелинейным пересказом, сложной структурой и фееричной музыкой, постоянно нагнетающей атмосферу, здесь как никогда кстати и режиссер попадает в точку. Спойлеров тут не будет, только кратко про завязку. То, что Оппенгеймер создатель атомной бомбы, уничтожившей Хиросиму и Нагасаки, мы и так прекрасно знаем.
Фильм с самого начала обозначает несколько временных пластов, в которых будут происходить все дальнейшие события: период со студенческих лет Оппенгеймера (Килиан Мёрфи) до окончания войны; следствие о возможных связях ученого с СССР - разбирательство началось спустя несколько лет после войны; процесс в сенатской комиссии над бизнесменом и морским офицером Льюисом Штрауссом (Роберт Дауни-младший) - спустя еще несколько лет после следствия по делу Оппенгеймера. Как именно все это связано друг с другом, Нолан мастерски раскроет во второй части фильма.
Даже поверхностно описав синопсис фильма, очень трудно раскрыть хоть какие-то детали: это не биографический фильм в его классическом понимании, а попытка залезть в голову, мысли и душу одного из самых влиятельных и успешных ученых 20-го века. Первые 30-40 минут - это сумбурное, часто нарочито запутанное повествование, которое курсирует между этими тремя разными периодами. Постоянные флэшбеки и флэшфорварды сменяют друг друга в бешеном ритме монтажа - кажется, нет ни одной сцены, которая длится больше 30 секунд. Но где-то на втором часу, когда начнется тот самый Манхэттенский проект, апогеем которого будет создание атомной бомбы, фильм начнет выстраиваться в понятное действие и максимально завлечет деталями. Главное не потерять внимание именно на первой трети фильма и здесь важно внимательно слушать диалоги, запоминать имена главных действующих лиц и понимать в каком временном отрезке происходит каждая сцена.
"Оппенгеймер" является экранизацией титанического труда писателей и историков Кая Бёрда и Мартина Шервина "Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея", который был написан в течение 25 лет. И понятное дело, что в формате фильма, а не, скажем, сериала, передать в мельчайших деталях всю богатую на события жизнь ученого невозможно. Именно из-за этого, большинство второстепенных персонажей, в том числе и жена Оппенгеймера, Китти, лишь поверхностно обозначены и являются необходимыми функциями в структуре. И, похоже, что это совсем не мешает фильму, потому что он в первую очередь именно про Оппенгеймера: мы буквально проникаем в мысли, анализируем вместе с главным героем мотивации тех или иных поступков и точно также сталкиваемся с вопросами нравственности и человечности. И с этим Нолан справляется блестяще - психологический портрет изображен скрупулезно и выверенно. И Киллиан Мёрфи подтверждает что мы и так знали - это многогранный актер, способный показать весь спектр эмоций в кино такого уровня.
То, что это первый фильм Нолана, сценарий для которого написан им как адаптация книги, очень важно: именно из-за того, что нужно четко следовать реальным событиям, в фильме нет ни одного глупого сценарного хода, которые так портили впечатление от просмотра других картин режиссера. Да, это сложный фильм, богатый на различные исторические факты, и даже при внимательном просмотре нет никаких гарантий, что можно понять все детали. Но вот именно нелогичных поворотов здесь точно нет и после просмотра мы уходим с тем, ради чего и пришли: мы отлично фиксируем в голове портрет великого ученого и разбираемся в предпосылках, которые привели к созданию атомной бомбы, которая, в свою очередь, привела к известной катастрофе. Ну и, конечно, куда без экшна - Нолан не был бы собой, если бы не устроил грандиозный, мастерски снятый взрыв бомбы. Во время PR-компании фильма была легенда, что сам взрыв был полностью снят на натуре без испольования компьютерной графики. На самом деле CGI в фильме есть, но он грамотно вклеен в реальный пиротехнический шедевр, который, конечно, было бы намного интереснее посмотреть в IMAX. Но это лишь один эпизод и мне кажется, что от просмотра дома зритель мало что теряет.
За нагнетание атмосферы и напряженности, как всегда великолепное у Нолана, на этот раз отвечает композитор Людвиг Йоранссон, максимально использующий струнные инструменты и какой-то большей душевностью, что ли, отличающийся от Ханса Циммера. Это очень важный момент, потому что впервые кроме технической совершенности картинки, мы можем нащупать пульс в фильме Нолана и сопереживать вместе с главным героем. И надо сказать герой этот изображен как противоречивая фигура, постоянно балансирующий между тщеславием и ответственностью за свое детище. Безусловное достижение режиссера, построившего драму не вокруг положительного героя, а персонажа с целым набором отталкивающих характеристик, но который уже тогда отчетливо понимал то, что каждый из нас тревожно чувствует сейчас: мы как никогда близки к глобальной катастрофе, способной разрушить весь наш мир.
https://t.me/nastkinopro - пишу про достойные фильмы, делаю анонсы избранных предстоящих релизов и рассказываю про интересные факты из мира кино.
Всё о кино
24.2K поста60.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.