Охота на ведьм на Руси
На исходе средневековья западная цивилизация переживала своего рода кризис веры. Несмотря на падение авторитета христианской церкви, ей удалось развернуть масштабную кампанию по борьбе с происками дьявола, обернувшуюся кострами инквизиции. Существует мнение, что Русь знаменитая «охота на ведьм» миновала. Однако это не совсем так.
На самом деле, уже в «Повести временных лет» можно найти следующие строки: «Больше же всего через жён бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями». А в церковном устав Владимира Святославовича, который окончательно складывается к 12 веку, предусматривает довольно мягкое наказание для ведьм: «Если жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, уличив,. накажет её, но не разведется». Отсюда можно сделать вывод, что уже в раннем средневековье на Руси как минимум не одобряли ведовские практики.
Своего апогея охота на ведьм достигает примерно к 15-16 веку. В 1411 году в Пскове сожгли сразу двенадцать ведьм, которых подозревали в том, что они наслали на город чуму. В 1444 году по приказу князя можайского сожжена за ведовство боярыня Марья Мамонова. Из Синодика Ивана Грозного можно узнать о том, что в 1575 году в Новогороде по приказу царя сожгли пятнадцать колдуний.
Его сын, Федор Иоаннович также сжёг несколько волхвов в Астрахани, о чём сообщает нам Софийская летопись. Патриарх Иов пишет царю:
Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в своё время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.
При первых Романовых охота на ведьм не прекратилась. В начале царствования Алексея Михайловича в Якутск начали ссылать людей, обличённых в чернокнижестве и «тайном богомерзком общении с нечистою силою». В бумагах о таких преступниках обычно предписывалось местному начальству содержать их как можно строже, сажать в тюремные камеры и приковывать их к стене на цепь, а также ни в коем случае не допускать к ним людей.
Но ссылкой и заключением наказание ведьм и колдунов не ограничивалось. Так, в 1647 году царь Алексей Михайлович издал указ, предписывающий наказать уличённых в колдовстве супругов Агафьицы и Терешки. Согласно этому указу их должны были вывести на площадь, обложить соломой и сжечь. А уже в 1649 году на Земском соборе было принято «Соборное уложение 1649 года», свод законов, согласно которому предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п. В 1666 году гетман Иван Брюховецкий повелел сжечь «пять баб ведьм да шестую гадяцкого полковника жену». В 1676 году было приказано сжечь Панко и Аноску Ломоносовых, супругов, осуждённых за колдовство с помощью трав и кореньев и похищение людей.
Последние процессы над ведьмами и сожжения на Руси относят к 18 веку. Пётр I позаимствовал из шведского военного устава одну из статей, которая предписывала сжигать чародеев, заключивших договор с нечистой силой. А согласно «Уставу морскому», предписывалось сжигать не только чародеев, но ещё и идолопоклонников. Всего в 18м веке документально подтверждено всего несколько сожжений: в 1702 году сожгли монаха Дионисия, по обвинению в колдовстве и богоотступничестве, в 1720 году по обвинению в наведении порчи сожгли некоего Минку Буслаева «со товарищи», а в 1736 году к сожжению приговорили Якова Ярова за «сношения с диаволом».
Последнее известное сожжение в России случилось в 1770-е годы. Тогда на Камчатке капитан Тенгинской крепости Шмалев сжёг в деревянном срубе колдунью. Уже в 1792 году, когда к сожжению приговорили несколько духоборов их в итоге помиловали и заменили казнь ссылкой в Сибирь.
Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на мой телеграмм канал — больше там.
