44

Огненный ад под Уфой

4 июня 1989 года в новостных программах был показан страшный сюжет – о крупнейшей (даже по данным на сегодняшний день) железнодорожной катастрофе в истории нашей страны. Тогда в ночь с 3 на 4 июня в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк в момент встречного прохода двух пассажирских поездов «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» произошёл объёмный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате утечки на проходившем рядом продуктопроводе сжиженного газа Сибирь-Урал-Поволжье, и вспыхнул гигантский пожар. По разным оценкам, в результате аварии погибли около 700 человек (из них чуть меньше половины – на месте, остальные – позднее в больницах), из них более 180 – дети, ранены более 600 человек. Среди пострадавших были жители из 45 регионов РСФСР, а также ещё 8 союзных республик.


Если верить информации, которая была опубликована об этой катастрофе, технические предпосылки аварийной ситуации с трубопроводом стали складываться задолго до дня катастрофы. Вполне возможно, что ещё при строительстве трубопровода (по другой версии – за несколько недель до катастрофы) на его участке, проходившем на месте будущей катастрофы, образовалась узкая щель или микросвищ, ставшая со временем причиной утечки, а из-за конструкции газопровода и погодных условий просочившийся через неё газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода и проходило железнодорожное полотно. За несколько часов до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, однако, судя по всему, персоналом были предприняты неверные меры… Есть данные о том, что и машинисты проходящих поездов сообщали о сильной загазованности на участке, но и этой информации не придали должного внимания. По трагической случайности, из-за небольшого сбоя в расписании два поезда оказались на этом месте перегона одновременно и при прохождении сквозь собравшееся в низине «газовое облако», скорее всего, случайная искра, вылетевшая при торможении из-под колёс поезда или токоприёмника (пантографа) одного из локомотивов, послужила детонатором… По разным данным, мощность взрыва оценивалась от 250—300 тонн в тротиловом эквиваленте до 12 килотонн, что всего на четверть меньше мощности ядерного взрыва в Хиросиме. Достаточно сказать, что ударной волной выбило стёкла в расположенном почти в 11 км городе Аше. Столб пламени был виден более чем за 100 км, а возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1 000 °C (есть страшные данные о том, что более 300 человек остались неопознанными из-за того, что останки, говоря формальным языком, достигли степени испепеления…).


Как только стало известно об этой страшной трагедии на 1710-м километре Транссибирской магистрали, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, расположенной в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью, в борьбу за спасение пострадавших сразу включились жители близлежащих населённых пунктов и медики, за что им низкий поклон.


Вопрос о наказании виновных и адекватности применённых к тем, кого решили осудить, мер, обсуждать не берусь, т.к. не владею данными об этом из первоисточника, но неприятное ощущение поэтому поводу закралось. Хочется верить, что всё-таки важные уроки из этой страшной катастрофы были извлечены. По крайней мере, после неё в Челябинске и Уфе были дооборудованы и укрупнены областные ожоговые центры, укрупнена линейная дорожная больница станции Златоуст, а при оформлении и продаже железнодорожных билетов начали вноситься паспортные данные пассажиров, в том числе и детей. Что касается надёжности трубопровода, то сегодня ОАО «Газпром» является ответственным за мониторинг показателей безопасности переходов магистральных трубопроводов через дороги.


В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал, у которого ежегодно проходят траурные митинги, а на маршруте Куйбышевской железной дороги появился новый остановочный пункт – «1710 километр», на котором делают остановку все электрички, следующие из Уфы в Ашу.

Время. Эфир 04.06.1989. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества