13

Невидимость против маневренности

Зачем читать

Разберёмся, на чём летают ВКС России и ВВС/ВМС США, как их испытывают и почему ТТХ (технические характеристики) именно такие. Без фанатизма «кто круче» - только логика решений.

Быстрый ликбез по терминам

Поколения 4/4+, 4++, 5 - это удобные ярлыки. Главные техники:

  • АФАР (Active Electronically Scanned Array - активная фазированная решётка): много маленьких передатчиков, луч «рисуется» электроникой, гибкий режим, стойкость к помехам.

  • ПФАР (Passive Electronically Scanned Array - пассивная фазированная решётка): один мощный передатчик на всю антенну, проще и дешевле, но гибкости меньше.

  • Сенсор-фьюжн (sensor fusion - «склейка» данных датчиков в единую картинку). Примеры: AN/APG-77/81 на F-22/F-35 - АФАР; «Ирбис-Э» на Су-35С - ПФАР.

Как вообще тестируют истребители

Истребители проходят многоуровневое тестирование, которое включает в себя наземные проверки узлов и систем, испытания на прочность и устойчивость к вибрациям на вибростендах, а также серии полевых испытаний. Наземные тесты включают: визуальный осмотр, проверку жидкостей и электрооборудования, тогда как летные испытания проверяют маневренность, устойчивость, работу тормозов в экстремальных условиях и работу всех систем в реальных условиях.

Этапы тестирования истребителя

  1. 1. Наземные испытания:

    • Визуальный осмотр: Техники осматривают самолет на предмет повреждений обшивки, шасси и других узлов.

    • Проверка систем: Проверяются двигатели, электрооборудование, топливные баки и другие жизненно важные системы.

    • Вибростенды: Проводятся испытания на синусоидальную и случайную вибрацию с использованием вибростендов и датчиков для анализа данных.

    • Испытания тормозной системы: Самолет разгоняют до максимальной скорости, имитируя условия взлета, чтобы проверить эффективность тормозов, в том числе при наличии изношенных колодок.

  2. 2. Летные испытания:

    • Полетные тесты: После наземных проверок истребитель подвергается летным испытаниям, где проверяется его маневренность и устойчивость в воздухе.

    • Тестирование торможения в дождь: В особых случаях проводят тесты на торможение на мокрой взлетно-посадочной полосе, используя специально созданные водные желоба.

    • Тестирование надежности: Проводятся испытания на прочность в реальных условиях, включая испытания на прочность к вибрации и акустическому воздействию.

Процесс обеспечения безопасности

  • Комплексные проверки:

    Самолет проверяется на прочность к вибрации и устойчивость к акустическому воздействию с помощью сложных вибростендов и программного обеспечения.

  • Проверка летных характеристик:

    Истребитель разгоняется до скорости взлета, оснащается изношенными тормозными колодками, чтобы проверить торможение.

  • Проверка в экстремальных условиях:

    Для имитации сильного дождя используются специально изготовленные водные желоба, чтобы проверить торможение самолета в подобных условиях.

США ключевые истребители и роли

F-22 Raptor

Американский малозаметный многоцелевой истребитель «пятого поколения», разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью. F-22 был первым в мире истребителем, успешно сочетающим стелс-технологию с высокой скоростью и маневренностью, несмотря на высокую стоимость и некоторые технические недостатки, такие как отсутствие современной системы военной коммуникации.
Специалист по завоеванию превосходства: супер-крейсер, малозаметность, АФАР AN/APG-77 и глубокая интеграция датчиков. Первый полёт - 07.09.97.
ТТХ : скорость - 2450 км/ч или 680 м/с, потолок > 50 тыс. футов, 2×F119, sensor fusion - пятого поколения.

F-35A/B/C Lightning II

Cемейство малозаметных многофункциональных истребителей «пятого поколения», разработанное корпорацией Lockheed Martin в трёх вариантах:
A (обычная), B (укороченный взлёт и вертикальная посадка, STOVL), C (палубная). Сильная сторона - сенсор-фьюжн и внутренние отсеки.
F-35 собирает и передает данные в режиме реального времени для повышения осведомленности и координации сил; универсальность — каждый вариант предназначен для выполнения широкого спектра задач, от завоевания превосходства в воздухе до разведывательных миссий; имя — самолет получил имя Lightning II в честь истребителя времен Второй мировой войны и реактивного самолета Холодной войны; и возможность дозаправки в воздухе с помощью системы "шланг-конус".
ТТХ: скорость до 1970 км/ч, АФАР AN/APG-81, внутренние отсеки.

F-15EX Eagle II

F-15EX Eagle II - это двухместный многоцелевой истребитель, являющийся дальнейшим развитием F-15E Strike Eagle. Он отличается улучшенной авионикой, включая радар AN/APG-82(V)1 AESA, и современной системой радиоэлектронной борьбы EPAWSS. F-15EX способен нести большое количество ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля», достигать скорости 2,5 Маха (2448 км\ч) и обладает высокой маневренностью благодаря цифровой системе управления полётом. Современная многоцелевая модификация истребителя F-15, отличающаяся мощным радаром AESA AN/APG-82(V) с возможностью работы в режиме РЭБ, увеличенной грузоподъемностью до 13 200 кг, современной цифровой кабиной и открытой архитектурой для быстрой интеграции новых технологий. Он способен нести широкий спектр вооружения, включая гиперзвуковые ракеты, и предназначен для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям, являясь, по сути, "мостом" между авиацией 4-го и 5-го. ТТХ

F/A-18E/F Super Hornet

Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик; глубокая переработка истребителя F/A-18. Самолет разрабатывался на базе F/A-18A-D, хотя он намного больше. Программа реализовывалась как модернизация, чтобы избежать расходы на демонстрационную программу. Это усовершенствованная версия F/A-18 Hornet, отличающаяся увеличенным размером и массой, а также более мощными двигателями GE F414, что обеспечивает улучшенную дальность и полезную нагрузку. Самолёт получил новую авионику, включая жидкокристаллические дисплеи, и обладает улучшенной живучестью. Super Hornet предназначен для выполнения как истребительных, так и ударных задач с авианосцев и является основным палубным истребителем ВМС США.
Палубная «рабочая лошадка»: годы катапульт и «тросов», блок III обновляет сети и живучесть.
ТТХ: до Ma1,6-1,8, потолок около 50 тыс. футов, складные консоли крыла.

РФ ключевые истребители и роли

Су-57

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27. Первый полёт совершил 29 января 2010 года.
С 12.05.17 идут полёты с «изделием 30»; Акцент - сочетание малозаметности, сверхманёвренности, внутренних отсеков и мультисенсорного комплекса. ВикипедияArmy RecognitionРостех+1
Су-57 - первый российский самолёт пятого поколения, известный своей сверхманевренностью, малозаметностью (благодаря стелс-технологиям) и возможностью длительного крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости. Он сочетает функции истребителя и ударного самолёта, может работать с беспилотниками и прошел интенсивные боевые испытания в реальных условиях. Оснащён инновационной кабиной с голосовым управлением и цифровой системой управления вооружением, а также используется цифровая модель проектирования.
ТТХ : AL-41Ф1 на ранних партиях, комплекс «Белка» (АФАР) плюс бортовые панели, в испытаниях - «изделие 30».

Су-35С

Российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Су-35 разработан в ОКБ Сухого, в 2008 году. Один из основных истребителей ВВС России в настоящее время, в 2018 году презентовался как «переходное звено» между истребителями Су-27 и Су-57. Это сверхманевренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги, РЛС «Ирбис», способной засекать до 30 целей, и способный нести до 8 тонн вооружения. Он может выполнять полеты на сверхзвуковой скорости и участвовать в сложных воздушных боях благодаря своей высокой тяговооруженности и маневренности. Истребитель прошел боевую проверку в Сирии, а также является «переходной платформой» к истребителям пятого поколения, таким как Су-57.
Упор на манёвренность и мощную ПФАР «Ирбис-Э». Официально заявляются высокая скорость и дальность, сопровождение множества целей. Википедия
ТТХ: 2×117С с ОВТ (отклоняемый вектор тяги), боевая нагрузка до ~8 т, ПФАР «Ирбис-Э».

МиГ-35

Многофункциональный комплекс МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Лётные испытания начались в январе 2017 года и закончились в конце 2018 года. В 2019 году планировалось начать государственные испытания. Это истребитель поколения «4++», который является развитием МиГ-29, но с кардинально улучшенными характеристиками, включая сниженную радиолокационную заметность, РЛС с АФАР, увеличенный запас топлива и возможность дозаправки в воздухе, что позволяет ему выполнять роль танкера. Он способен бороться с воздушными, наземными и надводными целями в любых условиях, обладает многофункциональностью и может применять все типы современного вооружения.
Развитие МиГ-29 с новым радаром «Жук-А» (АФАР). Благодаря увеличенному запасу топлива и возможности установки дополнительных баков, МиГ-35 может использоваться в качестве топливозаправщика в воздухе, что ещё больше расширяет его боевой радиус.  Премьера - 27.01.17. Заявлены сопровождение до нескольких десятков целей и универсальная номенклатура вооружения.
ТТХ: 2×РД-33МК, дальность 1800-3000 км в зависимости от ПТБ, 9 узлов подвески.

Стратегия и тактика

США делают ставку на связку «стелс + sensor-fusion» и «семейство систем» следующего поколения: NGAD (Next-Generation Air Dominance - следующая доминанта в воздухе) с ведомыми CCA (Collaborative Combat Aircraft - беспилотные «напарники»). В 2024-2025 шли корректировки требований и бюджетов.

У РФ ставка на манёвренность, мощные ПФАР/АФАР и дальнобойные УРВВ, параллельно доводится 5-е поколение и заявляются поставки.

Сканировать, захватить, поразить

АФАР на F-35 даёт гибкие режимы и стойкость к помехам. ПФАР «Ирбис-Э» на Су-35С - более простой энергетически мощный подход с иными ограничениями по многолучевости (явление распространения радиоволн, при котором сигнал, поступающий в приемник, состоит не только из прямого луча, но и из множества других лучей, отраженных или преломленных от поверхностей, таких как здания, рельеф или даже сама Земля.). Это разные ставки, а не «чёрно-белое».

А ещё есть такая круговая ИК-система EODAS (Electro-Optical Distributed Aperture System - это распределенная электрооптическая система, состоящая из нескольких оптических датчиков, размещенных на фюзеляже самолета, которая формирует единую панорамную картину окружающей среды для пилота, обеспечивая обнаружение, отслеживание целей и возможность "видеть сквозь" конструкцию самолета в различных условиях.). И шлем HMDS (шлем дополненной реальности, разработанный американской компанией Collins Aerospace, предназначенный для пилотов истребителя F-35) выводят пилоту 360°-изображение и предупреждения.

Ближайшее будущее

Boeing F-47 - перспективный истребитель шестого поколения, разрабатываемый компанией Boeing в рамках программы NGAD. США двигаются к NGAD как «семейству систем» плюс CCA - беспилотные ведомые под разведку, РЭБ и дополнительный боезапас.


РФ держит в повестке лёгкий Су-75 «Checkmate», но пока это заявления и демонстрации.

Лоб в лоб

  • «Стелс-пара» США: F-22 - завоевание превосходства; F-35 - «сенсорный узел» и ударные опции.

  • РФ: Су-57 - малозаметность + манёвренность; «тяжёлый» Су-35С и МиГ-35 закрывают широкий спектр задач с ПФАР/АФАР.

  • Палубная специфика: Super Hornet и F-35C прошли «палубную школу», пример с гаком - учебник исправления «детских болезней».

  • «Ракетный автобус» F-15EX подтверждает концепцию массированного носителя УРВВ.

Интересные факты из испытаний

  • 07.09.97 - первый полёт F-22, дальше долгая доводка супер-крейсера и сенсоров.

  • 18.03.10 - первая вертикальная посадка F-35B.

  • 11.03.14 - устойчивые арестованные посадки F-35C после редизайна гака.

  • 25.01.22 - F-15EX стреляет AIM-120D на WSEP.

  • 05.12.17 - Су-57 летит с изделием 30 (российский перспективный двигатель пятого поколения для истребителя Су-57, являющийся вторым этапом модернизации силовой установки самолёта).

  • 10.02-14.02.25 - демонстрационные полёты Су-57Е на Aero India.

На заметку

Как за 10 секунд понять «характер» самолёта: большие углы атаки и выход из сваливания - про управляемость; чистое отделение вооружения - про безопасность; качество sensor-fusion - про «картинку мира»; у палубных - ресурс гака и шасси.

АФАР не «магия», ПФАР не «вчера»: это разные экономические и доктринальные ставки. Если важна сетецентричность и мультизадачность - АФАР; если ставка на мощность луча в существующей архитектуре - ПФАР жизнеспособен.

Выводы

Короткий вывод.
Обе стороны решают разные задачи разными средствами: США делают ставку на малозаметность, sensor-fusion и работу в большой коалиционной сети; Россия - на дальние пуски, мощные платформы 4++ и постепенное развёртывание 5-го поколения. Итог в реальном бою определяют не «кто круче на бумаге», а связка доктрины, ПВО/РЭБ, АВАКС, боеприпасы, логистика и подготовка людей.

США - плюсы / минусы

Плюсы

  • Стелс + «сенсор-фьюжн» F-35/F-22 дают высокую ситуационную осведомлённость и работу в сети.

  • Массовость и коалиционность: крупнейший в мире парк F-35 у союзников повышает эффект системы.


    Минусы

  • Дорогая эксплуатация и просадки по готовности; рост затрат на жизненный цикл F-35 и невыполнение целей по доступности.

  • Технические задержки (TR-3/Block 4) сдвигают поставки и новые возможности.

Россия - плюсы / минусы

Плюсы

  • Дальнобойные пуски и работа с безопасной дистанции: применение Р-37М с МиГ-31БМ и Р-77-1 с Су-35С влияет на тактику противника.

  • Наличие «тяжёлых» платформ 4++ (например, Су-35С) с мощными РЛС и большим набором вооружения.


    Минусы

  • Пятое поколение (Су-57) пока развёрнуто ограниченно по сравнению с мировым парком F-35; рост парка идёт по контракту до 76 машин к 2028 году.

Почему спор «кто лучше» бесполезен

  • Воздух выигрывает система: АВАКС/РЭБ/ПВО + боезапас + обслуживание и тренировочный цикл важнее «идеального» самолёта в вакууме.

  • Тактика диктуется угрозой ПВО: даже сильные истребители действуют иначе под плотной зоной ПВО

  • Сценарий решает всё: состав сторон, задачи (удар/ПВО/завоевание неба) меняют баланс сильных и слабых.

Вместо «кто лучше» корректнее сравнивать, у кого стройнее «система воздуха» под конкретный сценарий - тогда выводы будут честными и полезными.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества