MMR и мозг что их связывает

Моя любимая

Dota не диагноз и не рецепт счастья. Спокойно разберём, как она влияет на внимание и решения, эмоции и стресс, сон и командное общение.

Шахматы на стероидах

Dota 2 это командная МОВА (Multiplayer Online Battle Arena) 5 на 5. Мозг тут как на шведском столе: нужно смотреть карту, помнить тайминги ультов, считать экономику, держать позиции, говорить с тимой, варьировать сборки, стакать, блочить, фармить, девардить. И это лишь малая часть всего того ужаса, который там присутствует. С планом и самоконтролем помогает префронтальная кора, а внимание делит теменно-лобная сеть, тайминг и моторика в команде - базальными ганглиями и мозжечком. В экшен-играх вообще часто находят усиление внимания и гибкости, это хорошо описано в обзоре по нейронауке игр.

Умеренная игра и ясный ум

По экшен-играм метаанализы находят небольшие, но стабильные плюсы в избирательном внимании, пространственных навыках и реакции. Это не чудо, а аккуратный бонус, он зависит от дозы и базы.

Отдельно по Dota 2: у более опытных игроков находили связь между уровнем и результатами в Iowa Gambling Task (IGT тест на решения в неопределённости). Это корреляция, не причинность, но логика понятна игроку: тренируется быстрый выбор с оглядкой на риск и выгоду.

Мозговая фактура. В игровых тренировках у людей фиксировали прирост серого вещества в гиппокампе и дорсолатеральной префронтальной коре (DLPFC, dorsolateral prefrontal cortex) зонах памяти, планирования и рабочей памяти. Для МОВА и киберспорта в целом, находят и поведенческие плюсы в визуально-пространственной рабочей памяти и контроле внимания.

IGT это выбор между «быстрый пирожок с риском» и «скромный, но стабильный ужин». В Dota 2 похожие моменты в гангах, пуше, Рошане и покупках. Связь мастерства с IGT показана у соревновательных игроков, но это не доказательство, что игра улучшает тест.

Саппорт своей психики

Игра может и расслабить, и «завести». Зависит от навыка и темперамента. Это нормальная физиология нагрузки. Главное дозировка и навыки саморегуляции.

Победы «на тоненького» активируют систему вознаграждения: в классическом исследовании показали выброс дофамина в стриатуме во время видеоигры. Мозг запоминает это приятное ощущение, создавая цикл, который побуждает играть снова и снова, что может приводить к зависимости.  Именно поэтому рука так и тянется на «ещё одну». (PMC)

Риски и минусы

В МКБ-11 (ICD-11, International Classification of Diseases) игровое расстройство официально есть с 01.01.22. Приняли 25.05.19 на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Критерии очень простые: потеря контроля, приоритет игры над остальным, продолжаете несмотря на вред. (Всемирная организация здравоохранения)

Нюанс про мозг. В части работ привычная стратегия в экшен-жанрах связывалась с более уязвимым гиппокампом, а тренировки в 3D-играх, наоборот, давали прирост гиппокампа. Поэтому жанр и стиль важны, а Dota 2 ближе к стратегическому гибриду, где работают и план, и навигация.

Тихий час как лучший бафф

Поздние и длинные сессии сдвигают засыпание и портят качество сна. Современная модель описывает двустороннюю связь: технологии мешают сну, а плохой сон тянет обратно к экрану. Практический вывод простой: ласт-игра за 2–3 часа до сна и контроль общей длительности, особенно в будни.

Гигиена сна

1) Ласт игра за 2–3 часа до сна. 2) Тёплый свет вечером, минимум синего. 3) Без кофеина после 16:00. 4) Перерыв 5–10 минут каждый час. 5) Перед сном офлайн-ритуал: душ, бумажная книга.

Соц. скилл как шестой слот

Короткая и структурированная коммуникация помогает выигрывать. До матча договоритесь о ролях, целях, действиях. В самой игре сосредоточьтесь на своих действиях, а не действиях тиммейта.

Токсичность чаще идёт рука об руку с личными факторами вроде гнева или авторитарных установок. Лучшее противоядие в моменте - mute и report, а не стендап-дуэль в тимчате.

Цикл токсичности и как его разорвать

Отмечайте триггеры и слова-эскалаторы. 2) Переводите разговор в задачи: цель, тайминг, ресурс. 3) Mute и report сразу. Ваше спокойствие важнее спора.

Баланс без самообмана

Здоровая игра это когда вы управляете временем, целями и последствиями. Тревожные маркеры такие как: учеба или работа страдают, сон рушится, конфликты растут, играете «чтобы сбежать от проблем». Если два пункта держатся неделями, сверяйтесь с МКБ-11 и идите к специалисту.

Финальный пуш

Играй с головой. Ставь таймер, береги сон, говори короче в тиме, токсиков сразу в mute. Баланс решает всё: с ним, Dota 2 работает как лёгкий тренажёр внимания, а вот без него превращается в пожирателя энергии, времени и адекватности.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества