463

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2.

Часть.1: http://pikabu.ru/story/korolevskiy_shvedskiy_korabl_xvii_v_v...

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост

Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.


Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.


Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.


Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост

Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.


Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
В течение 11 лет (!) все деревянные части орошали консервационной жидкостью на основе полиэтиленгликоля. Корпус корабля укрепили стальным каркасом, заменили изъеденные коррозией болты. Отремонтировали нос корабля, корму достроили до первоначальной высоты 20 метров. Всего в ходе реставрационных работ было воссоединено около 14 тысяч фрагментов корабля. Корпус королевского корабля богато украшен, львиными головами декорированы крышки орудийных портов. Всего на судне находилось около 700 скульптур, на форштевне стояла массивная фигура льва. И вот началась новая жизнь неудачливого парусника в статусе музей корабля «Васа».
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Ныне парусник »Васа» единственный уникальный музей одного корабля. В центре большого музейного комплекса находится павильон, где стоит сам корабль. В разных павильонах выставлены модель кормы в натуральную величину, материалы о строительстве и подъеме «Васа», о жизни моряков 17 века. Отдельно выставлены поднятые пушки с «Васа» и старинное водолазное снаряжение, с помощью которого ещё в 17 веке удалось поднять 53 орудия.
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост

Кроме демонстрации парусника, представлены и тематические выставки на тему мореходства и кораблестроения. Демонстрируются различные вещи, которые когда-либо были подняты со дна моря. Также работает аудио-гид, в том числе представлена запись и на русском языке. А на специальном экране можно попробовать спроектировать собственный корабль и понаблюдать, пойдет он ко дну или нет. Ведь Васа затонул именно из-за неправильно внесенных королевских корректировок в проект. Этот интерактивный аттракцион очень нравится детям и мужчинам.


Корабль Васа был самым дорогим проектом королевского дома. Поэтому большой интерес представляют из себя и скульптуры, которыми был украшен парусник. В свое время они были даже позолочены, но сейчас остались лишь следы этого. Греческие боги, статуи римских императоров, странные морские существа и львы – все эти прелестные произведения искусства заняли первоначальное место, благодаря стараниям реставраторов.

Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Еще один уникальный экспонат музея – паруса. Они не были установлены на корабле во время крушения, и до усилий музейных работников были весьма непрочные. Сейчас они являются самыми старейшими сохранившимися парусами в мире! В дополнение к как будто настоящему антуражу парусника представлены и сохранившиеся личные вещи команды затонувшего корабля. Посещение музея Васа входит во все экскурсионные программы любого лицензированного гида в городе Стокгольм, ведь это реальное путешествие в прошлые века.
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост
Королевский шведский корабль XVII в. «Васа». Часть 2. История (наука), Васа, Швеция, 17 век, Музей, Длиннопост

Лига историков

18.4K постов54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения