Командировка на АвтоВАЗ, Тольятти, часть 1

Тема ВАЗовского завода огромная, как и он сам. Поэтому буду бить мою писанину на части. Будет много отступлений от темы, что бы неискушенным читателям все было понятно.

Итак, начали.

Середина, конец 80тых. Работаю (догадайтесь кем ;) в СКБ-1. Тут, бац... командировка на ВАЗ. Мою линию настраивают, необходимо быть, что бы лично получать "по шапке" если чё.

Моя автоматическая линия занималась обработкой блока цилиндров 8_шного двигателя, и там было еще несколько отдельных станков обработки движка на оку (была такая маленькая машинка).

Что такое автоматическая линия? Это специальные станки заточенные только на одну операцию, установленные в ряд и имеющие единую транспортную систему для передачи детали (или заготовки) друг другу. Короче. На входе суёшь заготовку, на выходе выходит готовая деталь. И все это с минимальным участием человека. На моей линии суешь чугунное литьё блока цилиндров, на выходе получаешь главую деталь на сборочный конвеер двигателей. Просто фантастика какая то ;)

Станки которые обрабатывали блок цилиндров на оку (половина движка восмерки), тоже аналогичные, но их не завязывали транспортом и там применялся ручной (низкоквалифицированный) труд.

Нам никто не объяснял почему у одного движка так, а у другого по другому, это решение с верху. Мне кажется все упиралось в вес заготовки. Блок на 8_рку весил ~ 40 кг и его тягать тяжеловато. А у оки ~20 кг. и таскать с одного станка к другому легче. А транспортная система стоит денег. К тому же в нее встраиваются всякие поворотные столы (крутить заготовку, что бы подставлять нужный бочёк станку), которые значительно удлиняют линию.

У меня в линии было около 20 станков (шириной метров 8-10) и длина линии была под 100 метров (если честно, то не помню, но очень длинная ;)

А станки под оку стояли в небольшом цеху и рабочие вручную кувыркали заготовки и ставили их как нужно.

Что такое автоматический станок, который входил в линию? Рассказываю.

Представте себе, на столе лежит (или стоит) какая то большая херовина, вокруг неё стоят человек 20 с дрелями и они одномоментно все вместе начинают сврлить (разными по диаметрам сверлами) эту херовину ;) просверлив они отходят, херовину меняю на новую и все повторяется по новому циклу.

Тут надо сделать маленькое замечание. В принципе, мы же (в смысле СССР) ВАЗ купили. И изначально нам чехи поставили все оборудование и в том числе разные автоматические линии и сам конвеер. Но ВАЗу нужно развиватся, это раз, а во вторых они нас подсадили на покупку у них инструмента, а это очень высокие затраты при производстве авто. И к тому же у них совсем другая технология обработки металла.

Как пример (но это только для тех кто в теме): что бы изготовить точное отверстие По нашей технологии (во времена СССР) нужно сначало просверлить сверлом, потом пройтись зенкером, а потом разверткой. То есть 3 операции. Чехи на поставляемых нам станках делали это за 2 операции своим инструментом.

То есть, просто скопировать их станки было нам не интересно (попадали на покупку их инструмента), а изготавливать "их инструмент' почему то не хотели, наверное своего дешёвого до фига. Поэтому наши автоматические линии и станки делались с нуля.

И еще одно, чуть не упустил. Автоматическая линия работает так: идет обработка детали столько то циклов. Потом стоп. Линия оставнавливается, заменяется весь инструмент на новый и опять запускается на конкретное количество циклов. Изношен инструмент или нет, никого не волнует. Если на каком то станке случайно ломается один какой то инструмент, то останавливается вся линия. А это простой. И если сейчас (как говорят по тв) с конвеера ВАЗа машина сходит каждые 26 секунд, то и автоматическая линия должна выдавать блок цилиндров на сборку каждые 26 секунд. Ну, думаю, что там несколько таких автоматических линий ;)

И еще момент. Чешский инструмент был рассчитан (как пример) на 100 циклов. Наш инструмент (из-за разбивки на больше операций) был расчитан на 250 циклов.

* Когда я на ВАЗе увидел сидящих и бездельничающих людей, был удивлен. Мне объяснили: это настройщики станков и инструмента. Чем они больше сидят, тем лучше. Значит всё работает как надо ;)

>>>>> продолжение будет.