Как я в озоне курьером работал
Дисклеймер.
В данном тексте все персонажи являются вымышленными, любое совпадение с реальными людьми — случайно.
Фотоматериалы взяты из сети интернет
Как попасть?
Заполняешь форму на сайте.
Приглашают на сдачу площадки.
Небольшой инструктаж по ПДД, технике безопасности, ответственности, прохождение медика (продуться через прибор и замерить давление) и вперед.
Первая часть. Из "бокса" размеченного конусами выехать направо, сдать назад (посмотреть парковочное место), проехать вперед и из положения под прямым углом (90 градусов) заехать в "бокс" не сбивая конусы.
Пристегнуться и при движении задним ходом включить аварийку обязательные правила.
Вторая часть. Короткий маршрут "по городу", естественно с инструктором.
По времени заняло с 10 утра до 15 дня. Было 10 человек, двое "не сдали" бокс.
Автомобиль цельнометаллический (ЦМТ) Форд Транзит дизель на механике.
На тот момент обновляли парк Газелями.
На другой день (неважно подряд или нет) назначают стажировку с действующим курьером.
Вариантов 2:
ПВЗ (пункты выдачи заказов), на "будке" - кабина отдельно от грузового отсека.
2. Курьерка (доставка до клиента и постоматы), на ЦМТ фургоне
Я прокатился 2 дня, само собой не оплачивается.
На ПВЗ размеренная работа, где больше таскаешь отправления и тарные ящики (ТЯ), кучность ПВЗ можете оценить на карте.
Работать же поставят на зажопинскую территорию, до которой от склада ехать час-два-три в одну сторону, где поначалу вы будете делать 50-60 точек и затрахиваться в край. За месяц научитесь делать 80 адресов в день.
***
И вот мы "сдали экзамен", площадку и стажировку, нашу кандидатуру одобрили, добавляемся во все чатики, устанавливаем приложение на андройдофон (яблочная продукция не подходит), встаем на график 3/3. Возможно, сразу поставят на постоянную территорию.
Для получения денег нам нужно быть самозанятым или ИП. Самозанятость можно получить онлайн (через смартфон), а пластиковая карта сейчас есть практически у каждого. ИП желательно с ОКВЭДами подходящими под курьерскую доставку, но проверять никто не будет.
Выплаты раз в неделю (в четверг) за предыдущую неделю (с ПН по ВС).
Порядок работы.
с раннего утра через чатик в ватсапе надо занять очередь на ворота. ворот мало, курьеров много. после "выдачи" найти свои сетки, принять через приложение "озон-курьер" и самому загрузить в авто.
Очень редко в этот момент курьер может узнать, что для него на сегодня не хватило работы.
Ближе к 8-9 скидываются "сетки" с расположением товара, который курьер будет развозить.
ПВЗ:
В приложении появятся адреса и контакты пунктов, обычно от 4 до 7.
Дальше просто. Едешь по маршруту, разгружаешься, материшься, забираешь ТЯ и возвраты, материшься, забираешь "селлеров"*, материшься. Все задания выполнены? Едешь на склад, сдаешь селлеров, ТЯ и возвраты, материшься. Сдаешь авто.
*селлеры - продавцы, сдающие свой товар в пункты выдачи, сдавать могут всё от лампочек до комплектов откатных ворот. За каждое отправление селлера получаешь копеечку.
Бывают утренние задания забора у продавцов (ДО- дроп офф).
Курьерка. (более подробно, так как работал именно в этом направлении)
Куча отправлений и некоторое количество ТЯ. Удобнее эту кучу разобрать на складе сортировочном центре, особенно зимой, 300 отправлений на 80 клиентов комфортнее разобрать в светлом, теплом, хорошо проветриваемом помещении. Отправления разные, от скрепок до мебели и бытовой техники до 35кг (все что тяжелее уходит в доставку КГТ - крупно габаритной техники).
Так же в этой куче могут быть отправления для постаматов.
Отправления сформированы как попало, на 1 клиента: 2 отправления может быть в общей кучке, 1 в ТЯ1, 3 в ТЯ2, 8 в ТЯ5, 2 в ТЯ69 (называлось микрополигоны)
Из-за чего разбор съест 2-3 часа, но поиск в фургоне на маршруте, в итоге, займет еще больше времени, особенно когда много ТЯ и зима-дубак.
И вот, наконец, отправления разобраны и загружены в авто, кучками по районам. Ты выезжаешь на маршрут.
Кого посетить первым, а кого последним планируешь сам. Если чувствуешь, что из-за 1 дальнего клиента, но в начале маршрута, можешь не успеть, то лучше перенести посещение этого клиента на конец дня. Лучше не довезти 1 заказ, чем 10. Другими словами фигачишь в район с наиболее кучным расположением клиентов.
Карта клиентов и список клиентов есть в приложении. Приложение очень удобное и интуитивно понятное, но крайне редко глючит. Может быть точка доставки в лесу, а на самом деле другой конец города.
ДА! курьер не везет 1 посылку лично для 1 клиента, таких клиентов у курьера много, и если по каким-то причинам клиент не можете встретить курьера или не отвечает на телефонные звонки, то скорей всего в этот день останется без посылки. Отмазки "да я тут недалеко, 15 минут ехать" или "подождите через 20 минут буду", как правило не прокатывают. 15 минут туда+15минут обратно - это 3-5 доставок, а тратить это время на одного человека экономически не выгодно. Я таких оставлял на конец дня.
Как уже писал выше клиенты (в МО) расположены кучно, 3-4 могут быть в соседних домах - припарковался в центре и бегай на здоровье.
По МСК маршрут может быть вообще в 4 домах в каком-нибудь ЖК.
Негласное правило: в час нужно делать не менее 7 клиентов, но в тоже время у каждого клиента есть 15 минут на примерку/проверку. Если думаете, что 7 это мало, то попробуйте: постоять у домофона минуту, зайти в подъезд, вызвать лифт подняться на 17 этаж, потусить 1-2 минуты, вызвать лифт, спуститься, дойти до авто, перепарковаться у домов через 300м, выйти, открыть багажник, найти ключ на 10, пойти в соседний дом и повторить все заново :) А если клиент захотел проверить/примерить, то весь ранее построенный график сбивается нафиг. Или же клиент водохлеб и за 1 раз все сразу в руках унести не получается.
Самое простое частный сектор: человек выходит встречать или говорит оставить за калиткой/перекинуть через забор. Но зимой плохо чистят дороги, можно сильно застрять.
Типы клиентов:
-перебежчики с вайлдбериз, все вскрывают, все проверяют, все примеряют, если что-то не подошло - возвращают. Обычно заказ 20-30 отправлений, половину можешь унести обратно.
-невнимательные, могут заказать доставку курьером на адрес ПВЗ или на ошибочно забитый адрес, будут умолять привезти к ним домой "тут недалеко 15 минут" (см выше)
-эксклюзивные, "буду ждать в 15-37", хотя тайм-слот с 12 до 21.
-яжемать, по телефону не звонить, в домофон не звонить, ребенок спит. Трубку не берет, домофон не открывает. Как доставлять хз.
-аноним. "здравствуйте, вы сегодня должны привезти посылку. во сколько приедете?"
-трудоголики, "буду дома после 22", тайм-слот 18-23. Не на всех территориях такое возможно, ибо авто надо сдать до 24 часов + вернуться с территории + сдаться на складе.
-настойчивые. будут звонить каждый час и узнавать когда приедете.
- и само собой "вези мне, мразь!"
Палки в колеса от озона:
-работа склада
ч1.
наплевательское отношение к состоянию отправлений.
На коробке может быть миллион наклеек "возврат", коробка будет целиком состоять из скотча, но ее все равно поставят на доставку.
Может быть наклейка "хрупкое", из коробки сыпаться осколки и его поставят на доставку. Емкости с жидкостями могут протекать - на доставку.
Свалить все в огромную кучу - курьер разберет, складским за порядок не платят. Из-за этого твое отправление может попасть в сетку другому курьеру.
-отсутствие коммуникации. все публикуется в чатике, но времени читать его в течении дня нет. звонки клиентам+работа в приложении. что-то важное тонет в сообщениях других курьеров.
-очень редко. ушатанный авто, один раз попалось авто со сломанной боковой дверью, разгружать через задние не удобно и занимает больше времени. Запаска может быть пробитой. Домкрата или троса может не быть. Насосов нет ни в одном авто. Никто за этим не следит.
-ошибки планирования. вроде, точки друг от друга в паре километров, но по дорогам общего пользования между ними 40 минут. Могли дать отправления, которых нет в сегодняшнем задании, но к эти клиентам сегодня едешь.
- Дробление заказа. 1 день везешь Ивану Иванову скобы для степлера, 2 день везешь Ивану Иванову степлер, 3 день везешь Ивану Иванову бумагу.
-работа склада ч2.
прием возвратов-заданий, возвратов-не успел/отказ клиента, нужно сдавать в 2 концах склада и хорошо если нет очереди или перекура. но по любому это съедало немало времени. нужно прям сильно постараться найти свободную тележку в вечернее время.
Финансовая составляющая.
60 точек в день (почти все новички больше не успевают) это ~5500р (до вычета налогов)
9-11 разбор
11-12 путь до территории
12-21 доставка
21-22 путь на склад
22 сдача на складе
23-30 сдача авто.
4 рабочих дня в неделю по 16 часов = 64 часа в неделю (чувствуете запах переработки?)
4 рабочих дня в неделю на 5500р = 22000 (+чаевые 1000-1500)
мы имеем +-350р/час или 3000р/день или 60 000р/мес, в переводе на условно идеальный 5/2+8 часовой день.
при 80 точках, где-то 7200р/день. в пересчете на 5/2-8 часов 75000 (до вычета налогов)
ИТОГ.
Вас могут быстро принять, но от вас могут так же быстро избавиться. Руководству проще прикрыть свои жопки криворуким курьером, чем признать свои ошибки. Текучка бешенная. Каждый день стажируется 5-10 человек. Но есть и постоянный коллектив, люди, которые работают не первый год.
Заработать денег можно, но придется вjobывать, платить за вашу красоту никто не будет :)
1-3 отправления в день могут быть тяжелыми 20+ кг, но в основном всякая мелочь.
часа 4 в день придется тусить на складе: разбор+загрузка/разгрузка.
около 70% клиентов постоянные.
В самом начале трудовой деятельности возникал вопрос "нахуя это заказывают курьером?".
Вроде бы здоровые люди, заказывают курьеркой (через запятую разные заказы разным людям): шоколадку, прокладки, пачку фисташек, коробку конфет, туалетную бумагу, батарейки... И, нет! это не какая-то глушь, буквально в 50 метрах будет что-то пятёрко или дискиподобное
PS Это было давно, но не думаю, что многое поменялось, если только обязанностей напихали
PPS Если интересно могу поведать историю о работе с озоном в качестве продавца :)