Как в Германии анатомию изучают - курс препарирования
Так исторически сложилось, что я закончил первый курс в немецком меде. За этот год меня больше всего поразила анатомия, ибо она изучается абсолютно иначе, не так, как у нас. Вот про ее изучение и пойдет речь. Я уже рассказал про обучение в общем, сегодня расскажу про то, как мы труп препарировали
Препкурс состоит из 5 модулей:
1) Кости+связки
2) Мышцы+периферическая нервная система+сосуды
3) Внутренние органы
4) Голова/шея
5) Центральная нервная система.
Каждая тема изучается в течение 3-5 недель, исключение составляет первый модуль. На данный момент я успешно сдал четыре модуля из пяти, ЦНС я пройду только в октябре.
Препарировали мы с понедельника по пятницу по 2 часа в день, проводя незабываемые 10 часов в неделю с трупом. При этом занятия делятся на обязательные и добровольные. Вот так, кстати, выглядело мое расписание в этом семестре: каждый день в 9 утра лекция по биохимии, потом с 10 до 13 анатомия. Раз в две недели у нас был семинар и практика по биохимии (отдельный пост про нее пилить не буду, но если кому-то будет интересно могу в комментах про нее рассказать), в начале семестра было 5 занятий по психологии. Это и все мое расписание на этот семестр. Всего два (психологию надо просто отсидеть, я ее не считаю) предмета, никакой общеобразовательной радости, чистый концентрат.
Обязательные для посещения только два дня: это дни, когда к нам на пару приходит наш преподаватель. Он помогает нам определиться с крупными шагами (к примеру, когда нужно полностью снять кожу или отрезать руку), отвечает на вопросы, опрашивает. Потом у нас проходит часовой семинар, который готовят студенты. Преподаватель рассказывает что-то клиническое/дополняет/исправляет, но не более.
И это главная фишечка препкурса: самообразование. Спасение утопающих дело рук самих утопающих, мы сами должны все учить, друг другу показывать и рассказывать, теории извне мы получаем минимум и никто не спешит нам ничего объяснять.
Хотя нет, вру. Кое-что нам все-таки объясняют. И делают это... другие студенты, кто бы мог подумать. Во время необязательных дней (3 из 5) мы препарируем вместе с СХК, то есть студентами-старшекурсниками. При этом половина людей препарирует наедине с СХК, а половина уходит на семинар, который ведут... тоже СХК. Они же и гоняют нас по темам на трупе, они же и контролируют весь процесс, чтобы мы равномерно препарировали и помогают, если возникают трудности.
Пятница - особенный день, ибо в пятницу к нам приходят всякие разные хирурги, которые проводят на наших глазах операцию на трупе. Труп фиксируют каким-то веществом таким образом, чтобы он минимально отличался от настоящего тела. Эта операция снимается и транслируется на все телевизоры нашего препзала, так что даже если сидишь далеко, то можно увидеть операцию вблизи. Суть: показать нам, зачем мы вообще учим анатомию и так страдаем. На одной из лекций, к примеру, один дико известный хирург провел пару небольших операций на руке, показал, как ушиваются сосуды и нервы, и пригласил к себе ассистировать на операцию, если у кого-то возникнет желание. В другой день к нам пришел патолог, он ходил от стола к столу, ему зачитывали диагнозы пациентов, а он показывал нам проявления этих заболеваний на внутренних органах. За ним по пятам ходил ассистент с камерой, который все это снимал, а мы в это время сидели возле телевизоров и смотрели.
Двумя словами: интересный ад.
Ад, потому что за 5 недель нужно выучить просто
, а именно:
-Мышцы: начало, прикрепление, иннервация, функция, клиника.
-Нервы: двигательные/чувствительные нервы, сплетения, клиника
-Сосуды: артерии и вены, что они примерно снабжают.
-Топография: где оно все относительно друг друга проходит.
Отдельного предмета, как топографическая анатомия, в Германии нет, здесь топографию учат сразу.
Прикрепления мышц нужно знать поверхностно. В Донецке во время экзамена на меня наорали, ибо я сказал, что широчайшая мышца спины начинается от остистых отростков грудных позвонков 9-12, когда как на самом деле 7-12. Здесь же циферки никого особо не интересуют (какая досада!), гораздо важнее уметь найти мышцу на трупе, точно назвать ее функцию с мелочами и знать, что происходит при проблемах с теми или иными мышцами/нервами. Ты можешь быть хоть 10 раз теоретически подкован, но если ты не можешь показать мышцу на трупе, то грош цена твоим знаниям. То же самое касается и нервов: если ты не можешь показать какой-то нерв на трупе, то считай, что ты его не знаешь, их нужно учить дико подробно. А артерии и вены можно учить поверхностно, особо много внимания им не уделяется. Особенно вены, мы их иногда просто так отрезали, ибо мешаются, а кому они вообще нужны?
Но это было дико интересно, полезно и эффективно. Меньше слов, больше мемасиков!
Ну а теперь еще больше конкретики про то, как же проходит препарирование.
Первый день, труп лежит на животе, поверхностный осмотр для поиска всяких шрамов и других выделяющихся вещей. Каждый получает какую-то определенную область, с который он и будет работать следующие две недели.
Суть обучения такая: ты берешь учебник/атлас и учишь все про свою область, параллельно препарируешь ее и находишь сам все структуры из атласов. Потом ты рассказываешь другим студентам о том, что ты нашел и увидел, а они в свою очередь рассказывают то же самое тебе. В итоге ты идеально знаешь свою область, очень хорошо знаешь соседнюю, а вот насколько хорошо ты будешь знать другие области - зависит полностью от тебя, насколько тебе не лень ходить по столу и задавать одногруппникам вопросы "А это че? А это че? А вот это че такое? Ага, а какая функция этого вот?". Ну, при условии, что они сами знают что-либо про эту область :D. Я выбрал голень, что оказалось не самой хорошей идеей (у меня про это даже кулсторя есть, но ее кто-то до меня запостил, поэтому, чтобы не баянить, я запощу ее БОНУСОМ в комментариях), потом я выбрал грудь/плечо/руку, что было уже отличной идеей.
Все начинается с препарирования кожи и удаления жира. На это уходит, в зависимости от размера трупа, от пары дней до недели. Увы, наш донор тела был очень крупным и полным мужчиной, поэтому мы постоянно работали в дикой спешке, ибо не успевали нормально и качественно препарировать. После удаления кожи и жира мы начинали препарировать мышцы, для этого у нас была специальная методичка по препарированию, в которой было подробно описано что и как мы должны делать.
Препарирование жира - это дико скучная работа. Ты стоишь, скрученный в три погибели, над своей областью и с помощью пинцета выколупываешь этот самый жир. Иногда он стреляет во все стороны и летит в лицо, поэтому мы всегда носили защитные очки. Одной девочке из соседней группы жирок залетел в ее открытый рот, ей было не весело :D.
Под конец с помощью специальных инструментов мы выбили позвоночник, чтобы посмотреть и отпрепарировать спинной мозг. Ей богу, ощущал себя Саб Зиро, когда мы наконец вытащили позвоночник. Специально даже в эту позу встал, чтобы еще больше себя им почувствовать.
Спустя две недели посла начала мы перевернули труп. Сперва было немного не по себе от вида лица, но привыкаешь. Умудренный опытом работы с голенью, я выбрал другую область и в этот раз мне дичайше повезло.
Спустя где-то неделю одну руку отрезают, чтобы потом работать на ней отдельно. Я препарировал грудь и плечо, а над предплечьем работала моя одногруппница-азиатка, которая препарировала как боженька (чего еще ожидать от азиатки?). По этой причине наш доцент сказал, что именно наша рука будет отрезана. А что это значит? Не надо стоять скрученным в три погибели над трупом, а можно спокойно сидеть за столом и препарировать там! Как-никак, нас было 11 человек на один труп, плюс 1-2 СХК, места постоянно не хватало. Но вот тогда-то я и почувствовал, насколько круты наши вытяжки, ибо работая под вытяжкой я не чувствовал абсолютно никакого запаха или раздражения, а как мы с рукой перебрались за отдельный стол, то я сразу почувствовал всю симфонию запахов и боли в глазах/носу/рту.
И я почувствовал дичайшую эффективность такого метода. Примерно неделю я проработал с отрезанной рукой. За это время я стал просто боженькой что касается этой темы: все мышцы, все сосуды, все нервы - я все это прекрасно знаю, нахожу, могу показать и ПОНИМАЮ. Этого никогда не добиться просто теоретической учебой, этого не добиться, просто раз или два посмотрев на мышцы, только спустя много часов работы на руке я ее наконец-то понял. С другими областями у меня все не так радужно, но тем не менее намного лучше, чем если б я просто учил по учебнику. Однозначно, препкурс - это шикарная вещь. Но о впечатления и плюсах/минусах препкурса подробнее в следующем посте.
Экзамен.
Как я уже упомянул, нашим (наш стол+стол по соседству) доцентом стал директор института нейроанатомии, дико крутой профессионал и дико строгий преподаватель. Слишком строгий преподаватель. В других группах из 24 человек обычно сдают 20-22 человека, ибо все более-менее учат, а преподы не валят. У нас из 23 сдало всего 7 человек.
Веселье это мало чем отличает от экзамена по костям: 5 минут наедине с преподавателем, он задает вопросы, ты отвечаешь. Абсолютно все нужно уметь показывать. Ты можешь сколько угодно рассказывать про какой-то нерв, откуда он отходит, где проходит и что делает, но если ты не можешь его найти, то считай, что экзамен ты скорее всего не сдал.
Божественный модуль. 4 недели на его изучение - это как раз идеально, сама тема очень интересная, ты много видишь и работаешь уже не на одной области, а то тут, то там, то сям, поэтому у тебя есть представление обо всем сразу.
Начали с того, что вскрыли грудную и брюшную полости таким образом, чтобы получилось нечто вроде крышки, которую мы могли бы подымать, чтобы она не мешалась, этот срез я обозначил красным.
После этого мы работали примерно по такой схеме:
-Посмотрели, как все выглядит в неотпрепарированном состоянии
-Избавились от жира и соединительной ткани какого-то органа
-Посмотрели, как оно выглядит красиво и отпрепарированно
-Достали орган
-Разрезали его, чтобы посмотреть, как он выглядит изнутри.
Теперь конкретно по органам
Легкие
Их у нас два, поэтому препарировали мы их по-разному. Левое легкое мы вырезали полностью и оставили его примерно так, как оно есть, только покопались немного в бронхах, чтобы их лучше видно было. Правое легкое мы, фактически, кусочек за кусочком полностью удалили, оставив только бронхиальное дерево.
Сердце
Это было самое интересное. Причина первая: когда еще предоставится шанс вырезать сердце, а потом помыть его под краном, это был интересный опыт :D. Причина вторая: оно было огромным. То бишь наш донор тела сам по себе был человеком немаленьким, но его сердце было очень сильно гипертрофированно: оно занимало больше половины грудной клетки и в поперечнике оно было сантиметров 20-25. Считается, что сердце должно быть примерно размером с кулак. Мы сравнивали: сердце нашего донора было примерно раза в три больше, чем его кулак. В сравнении с сердцами других людей это выглядело так.
И вот тут самое интересное: во время препарирования мы нашли причину подобной патологии и сразу увидели, как она повлияла на сердце и другие сосуды/органы.
Небольшой экскурс в эмбриологию: правый желудочек, который гоняет кровь в легкие, еще не нужен, потому что плод еще не дышит, поэтому кровь должна попасть из правого предсердия в левое в обход правого желудочка. Для этого и существует так называемое овальное окно - отверстие между двумя предсердиями. Кровь попадает в правое предсердие, оттуда через овальное окно в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, оттуда кровь разносится по телу, а в легкие кровь не идет, ибо правый желудочек не при делах. После рождения давление в левом желудочке растет, стенки предсердий прижимаются друг к другу и срастаются. Обычно. Но иногда все же есть небольшое отверстие, ибо срослось не полностью, каких-либо проблем из-за этого не бывает.
После вскрытия правого предсердия оказалось, что у нашего донора стенки предсердия не срослись вообще, на месте стенки у него было большое отверстие сантиметров эдак 5-6 в диаметре. И это наиболее вероятная причина гипертрофии правого сердца у нашего донора. А еще из-за этого у него просто гигантский размер легочного ствола (артерия, по которой кровь идет к легким) и пары других сосудов. Находить подобные связи между разными органами и структурами - это круто.
Печень+желудок+селезенка+поджелудочная железа+12 перстная кишка.
Эта радость очень, очень, очень запутанно снабжается кровью, поэтому мы вырезали все вместе и в первую очередь пытались разобраться, где находится какая артерия, какая вена, откуда и куда они идут и что снабжают. Это просто схема из атласа, в теле оно выглядит не так красиво (мягко говоря, ибо на самом деле оно выглядит как пиздец).
Кишки
Их мы просто вырезали, чтоб не мешали. Часть оставили, чтобы видеть, как они кровью снабжаются, часть нарезали и вскрыли, чтобы посмотреть, как оно внутри выглядит.
Почки
И тут снова было интересно увидеть, что человеческое тело нередко отличается от того, что описывается в учебниках и атласах, ибо у нас было нетипичное расположение вен и артерий относительно друг друга. Одну почку мы специальным ножиком вскрыли, вторую просто получше отпрепарировали, чтобы были видны сосуды.
Таз, половые органы, мочевая система.
Для того, чтобы лучше на это посмотреть, на одном трупе мы отрезали ногу - зеленая линия на первой картинке. Ничего интересного, большая часть людей эту тему и не учили толком, но разобраться с ней все равно надо.
[Оффтопная кулсторя]
Про то, как я себя свидетелем детективного сериала ощущал.
Изучаем сейчас внутренние органы на курсе препарирования, тазовое дно и половые органы изучаем в разрезе, для этого отрезаем одну ногу. В одной группе во время отрезания обнаружилось, что кости таза раздроблены, отпрепарировали немного дальше и увидели, что и бедренная кость тоже поломана. Позвали руководителя препкурса, показали ему, он сказал, что такие переломы не могли произойти от обычного падения или во время консервации, явно имело место какое-то воздействие извне. В итоге труп забрали судмедэксперты, а для расследования ситуации вызвали полицию.
А вот не пожертвовала бы эта женщина свое тело студентам, так и не вскрылось никогда, что что-то нечисто с ее смертью.
[Оффтопная кулсторя]
Под конец нам снова повезло: на смену самому строгому преподавателю и директору института нейроанатомии пришел топ-3 по строгости, заместитель заведующего курса препарирования. И хоть он и спрашивал много и подробно, но он был диким миляшей, который и подсказать мог, и сам мог показать/рассказать. В прошлый раз у нас из 11 человек сдали трое, в этот раз семеро.
На это все.
В следующей части:
1) Голова/шея - самый адский ад
2) Мои впечатления от препкурса и подробнее о его плюсах/минусах
3) И целый один бонус в комментариях!
Жизнь пикабушников за границей
5.5K постов36.2K подписчика
Правила сообщества
— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова
— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики
— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)
Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.