Как проходила адаптация к тундровым условиям
Продолжаю свой рассказ. Начало здесь: Как я зайцев ловил
Вкратце: как городской мальчик вживался в суровые условия труда и быта кочевников Крайнего Севера.
Здесь необходимо уточнить. Я из коренных малочисленных народов Севера, ненец по национальности, но из семьи национальной интеллигенции, папа и мама - врачи, терапевт и стоматолог. Я студенческий ребенок, меня вся общага нянчила в Омске, если меня нет в комнате, просто идите по коридору, где слышен смех, там я отжигаю )) Может поэтому в жизни у меня никогда не было проблем с коммуникацией, мог найти общий язык в любой компании, от гопников и уркаганов до профессоров и докторов наук (такие тоже попадали к нам в оленеводство, собирали материалы для диссертаций).
Начальник цеха оленеводства распределил меня в бригады №4 и 5. Это самые передовые бригады были и самые многочисленные по поголовью, бригадиры были орденоносцами.
Первая и самая для меня трудная проблема была - языковой барьер! Свой язык я знаю (ненецкий), но в 4-й бригаде говорили на языке коми-зырян и на языке ханты. Оба я не знал вообще. В 5-й бригаде были одни зыряне. Вообще языки мне давались легко, я прилично знаю технический английский, т.к. примерно с 1994 года у меня появился мой первый ПК, ещё даже без Windows, с Нортон Коммандер и Лексиконом в качестве текстового редактора (отвлекся опять))).
А здесь совершенно другая языковая среда! Это очень плохо, когда ты не понимаешь, о чём говорят вокруг. Конечно, все знали и разговаривали на русском, но вот эти оленеводческие термины и словесные обороты, им на русском просто аналогов нет.
Я видел северных оленей только в детстве, остались только смутные воспоминания, как хрустел снег под полозьями нарт. В детстве я целый год провёл у родни в тундре, мне было года 4 наверно.
Все олени были для меня на одно лицо, я не понимал, как можно в многотысячном стаде отловить нужных именно тебе оленей, как их вообще различают пастухи?
Наверное надо немного рассказать, как был устроен жизненный цикл оленеводов Ямала в СССР. Там все очень просто: летом стада (и вместе с ними люди) идут на север, зимой идут на юг. Маршруты кочевий (у нас говорят - касланий) закреплены за каждой бригадой. Летом бригады переходят Полярный Урал и летуют на земле Коми АССР. Зимой - в междуречье рек Полуй и Собты-Юган, в лесотундре. Протяженность маршрутов касланий - от 400 до 700 км от летовки до зимовки, в год может быть до 25-30 перекочевок.
В бригаде от 4 до 6 пастухов, от 2 до 3 чумов. Возглавляет бригадир. Как правило, это одна семья или ближайшие родственники. Отец (обычно бригадир), несколько взрослых сыновей со своими семьями. Летом всегда помогают приехавшие на летние каникулы школьники.
Стадо делится на плодовое: это важенки - самки северного оленя и нетели, быки-производители, быки-третьяки, молодняк (телята прошлого года рождения) и молодняк текущего года рождения. Плодовое стадо стараются беспокоить как можно меньше.
Быки-кастраты содержатся отдельно, т.к. их почти каждый день пригоняют к стойбищу, это тягловая сила бригады, на них ездят окарауливать стадо, перевозят чумы и домашний скарб.
Грузовые нарты (вандеи) ставятся подковой, обтягиваются траловой сеткой, образуя загон. В него загоняются быки, чтобы можно было выбрать нужных. На заднем плане пастухи держат веревки, чтобы быки не убежали раньше времени.
Для меня всё было внове. Ну и как в любом коллективе, всегда идёт проверка на прочность, обижаешься ли на шутки, что умеешь, как относишься к людям и вообще, не тупой ли ты валенок?!))
Никто особо ничему не учит, смотришь, как запрягают оленей, тебе дают нарту с упряжью, на первых порах привязывают быков, самых смирных, а вот помогать тебе их запрячь никто будет, ты взрослый человек, сам справишься! Если что-то сделал неправильно, конечно подскажут, но не потому, что ты такой красивый, а потому, что оленям будет неудобно тянуть нарты, могут натереть холку или ноги. Точно так же с управлением упряжкой, сел и поехал, если сел мимо нарты, это твои проблемы!).
Обязанности строго распределены. Мужчины: окарауливание оленей, починка нарт, упряжи, заготовка дров. Женщины: практически весь быт, готовка и т.д. Сейчас много видео на Ютубе, о жизни, быте, обычаях оленеводов Ямала, кто захочет, тот найдет...
А что легко давалось?
Это физические нагрузки. Труд оленевода и зоотехника - это ходьба. Вопреки устоявшемуся мнению, оленеводы ездят на нартах только к месту выпаса, да и не поездишь особо в горах, по каменистым осыпям, полозья сотрешь зараз об камни. Поэтому - пешком! 15-20 км в сутки. Среди пастухов нет ни одного человека с лишним весом. На ноги я всегда был лёгок, в школе бегал на лыжах, играл в хоккей с шайбой, очень быстро бегал на коньках, левый крайний нападающий. Тогда, в 70-е мы смотрели по ТВ все матчи сборной СССР по хоккею, я видел как играла легендарная тройка Михайлов -Петров - Харламов (опять отвлекся).
Труд оленевода нелегок. Я пару раз дежурил летом сутки. Толком не спишь, не ешь горячее, постоянно перемещаешься, бинокль приклеивается к твоим глазам, жрут комары. Стадо передаётся из рук в руки, смену сдал - смену принял. Увидел что часть оленей уходит в другой распадок, их надо вернуть обратно. Но и собирать оленей в слишком плотную массу тоже нельзя, вытопчут травяной покров. И это в любую погоду, дождь, снег, ветер, град, болен ты или устал, оленей надо окарауливать, это твой труд, это твоя жизнь.
Поэтому оленеводы мужчины у нас уходили на пенсию в 50 лет, женщины - 45 (при наличии 15 лет стажа в оленеводстве). Но многие продолжали работать.
Лето - горячая пора для зооветспециалиста, олени сбивают ноги на камнях, начинается "копытка" (некробактериоз). Аптечку в зубы и пошёл, пастухи ловят больных, ты лечишь. Шевелиться надо быстро, за один раз смогут отловить от 15 до 30 животных.
Отдельная песня - работа в корале, весенние прививки от сибирской язвы. Стадо делится на несколько "кусков", каждый примерно по 1000 голов. К примеру в бригаде №5 было более 5000 оленей, это вместе с личным поголовьем самих оленеводов, вместе ведь выпасаются и "казённые" (совхозные) олени и личное поголовье. Загнать все стадо целиком невозможно, оно снесёт загородки и "крылья". Олени ведь только считаются одомашненными , по сути это дикие животные на вольном выпасе, особенно плодовое стадо.
И начинается работа, в том числе моя - внутри "рабочей" камеры. Оленей ловят за рога, придерживают, за это время я должен сделать подкожную инъекцию противосибиреязвенной вакцины, живой, лиофилизированной в дозе 1 мл. Медлить и тупить нельзя. Работа живая, командная, тяжёлая, но как и любая коллективная работа - весёлая)) Шутить любят везде!)
Внутри "рабочей" камеры. Оленей загоняют из основного (общего) загона через раскол группами по 15-20 голов.
Привитых животных выпускают в другие "камеры", их обычно бывает две-три и в основной выгон. Отпускать на волю можно только тогда, когда через "рабочую" камеру пройдут все животные из общего загона.
Понятно, что олень на месте не стоит, он лягается, бьёт рогами и передними ногами, может прижать к жердям "рабочей" камеры, оттоптать ноги. После того, как по тебе пройдутся 5 тысяч оленей, ноги ниже колен обычно синие )). А бригад у меня, напоминаю, было две. В 4-й бригаде было ненамного меньше, около 4,5 тысяч голов.
С тех пор у меня рука набита, я молниеносно ставлю уколы своим домашним и у меня "лёгкая" рука, все это отмечают, место укола практически никогда не кровит и не болит.
В общем и целом, где-то через год я понимал разговорную речь коми-языка, начал разбираться в половозрастных группах, прилично управлял упряжкой, научился быстро разделывать тушу, снимать шкуру.
Но настоящий специалист получается где-то через 4 года работы. Это когда ты уже знаешь ушные клейма близлежащих стад, можешь издалека определить пол, возраст оленей, сходу определить, на какую ногу он хромает, есть ли у важенки теленок и прочие оленеводческие хитрости...серая рогатая масса оленей уже не кажется тебе безликой, ты вырос, ты стал спецом, тебя начали уважать оленеводы, и тебя уже не зовут Андрюхой, а величают по имени - отчеству... Это дорогого стоит!









