1054

Как поезда друг в друга не врезаются

Этот пост пилю по многочисленным "просьбам". Часто в комментариях вижу одни и те же вопросы, мол, расскажи, как поезда друг за другом идут и не врезаются. Поэтому чтобы в следующий раз можно было просто закопипастить ссылку на пост - я его, собственно, и создаю.
***
Особенностью железнодорожного подвижного состава является его огромная кинетическая энергия. С одной стороны, это хорошо, так как благодаря этой особенности жд-транспорту и удаётся тратить минимум топлива на единицу перевезённого груза/пассажира. С другой стороны, поезда обладают огромным тормозным путём, который зачастую больше, чем расстояние, на которое видит и контролирует машинист. Поэтому движение поездов не может быть организовано "из кабины". Со способами разграничения поездов я вас и познакомлю.


Автоматическая блокировка (или АБ).
На данный момент это основной вид сигнализации и связи.

Суть её простая, многие из вас в курсе. Между станциями перегон разделен на блок-участки. Между блок-участками установлены проходные светофоры. Длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная Дорога, Сцб, Длиннопост

Машинист по показанию проходного светофора может понять, сколько перед ним блок-участков свободно. При жёлтом огне - один блок-участок за ним свободен, следующий светофор красный. Зелёный светофор - впереди свободны два или более блок-участка. Если АБ четырёхзначная, то у неё есть ещё жёлто-зелёный светофор (впереди свободны два блок-участка), а зелёный означает свободность трёх или более блок-участков. Красный светофор в любом случае означает занятость блок-участка за ним, требует остановку.
При АБ показания путевых светофоров передаются по рельсам на локомотив, в кабинах их дублирует локомотивный светофор, что ещё более усиливает безопасность движения.

Есть более продвинутый вид сигнализации и связи - АЛСО (автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи). Это та же АБ, только проходных светофоров нет, вместо них - сигнальные знаки "Граница блок-участка". Машинист же руководствуется показанием локомотивного светофора. Как-то так:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная Дорога, Сцб, Длиннопост

Ещё более продвинутой и перспективной является АЛСО с подвижными блок-участками. Эта та же АЛСО, но только она не имеет фиксированных географически блок-участков. Выше я писал: "длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав предыдущий светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор". А что, если у нас идёт поезд с коротким тормозным путём? Он может остановиться, например, за 600 метров, зачем его аж на два километра отделять от хвоста другого поезда? Таким образом и формируются "подвижные блок-участки". Для каждого поезда будут свои длины блок-участков в зависимости от их остановочного пути. Система видит, какой поезд следует, и подбирает для него свои длины блок-участков. АЛСО с подвижными блок-участками позволяет чуть ли не в 1,5-2 раза уменьшать интервалы между поездами без потери скорости по сравнению с классической АБ.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ).
Слегка устаревшее средство, но кое-где применяется до сих пор.
Суть её такова. Между станциями перегон не разделён на блок-участки как при АБ. Поезд отправляется со станции и единолично занимает весь перегон. Пока он не прибудет на следующую станцию, и дежурный по этой станции не убедится, что поезд прибыл всем составом - следующий поезд на этот перегон не отправится.
На локомотивный светофор при ПАБ никакие показания не дублируются.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная Дорога, Сцб, Длиннопост

Недостатки ПАБ очевидны:
- низкая пропускная способность. Перегон может быть длиной в 20/30/40/n километров, поезд может следовать по нему хоть целый час - и всё это время следующему поезду нужно ждать. В то время, как при АБ следующий поезд можно отправить через 4-6 минут.

- нет контроля за состоянием рельсовой цепи. С помощью кодов, передающихся по рельсам на локомотив при АБ машинист может контролировать, цел ли перед ним путь. При ПАБ этого нет.

- от работников станции требуется внимательность и прилежность в исполнении своих обязанностей, в противном случае возможно отправление поезда на перегон в случае прибытия предыдущего поезда в неполном составе. То есть на перегоне вагоны остались, а туда поезд пустили.

Электрожезловая система (ЭЖС).
Это ещё более старая система, чем ПАБ, настоящий динозавр.)) Кое-где используется до сих пор.

При ней вообще никаких светофоров нет. Ни на станции, ни на перегоне. У дежурных по станции стоят электрожезловые аппараты:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная Дорога, Сцб, Длиннопост

На картинке видны жезлы в специальных желобах аппарата.
Итак, имеем две станции, между ними перегон. В каждой станции по аппарату. Чтобы отправить поезд, дежурный по станции должен вручить жезл машинисту поезда, достав его из аппарата. Только жезл является разрешением на занятие перегона. При этом, пока жезл находится у машиниста, дежурный по станции не может достать следующий жезл, аппарат механически заблокирован. Машинист, проследовав перегон и прибыв на другую станцию, возвращает жезл дежурному этой станции, тот его вставляет в свой аппарат. Когда жезл возвращён в аппарат - он разблокирует аппарат соседней станции.

Недостатки ЭЖС по сравнению с ПАБ:

- снижение скоростей движения, так как жезл невозможно передать на полной скорости, поезда для этого притормаживали, а то и зачастую вообще останавливались. Самая мякотка была, когда поезд притормаживал, жезл не удавалось передать. Тогда машинист экстренно останавливал поезд, и работникам приходилась бежать к локомотиву и/или помощнику машиниста за жезлом к работнику.
- требует от работников дисциплинированности, так как жезл легко можно прое... потерять.

В остальном ещё все недостатки как при ПАБ.


Других основных средств сигнализации и связи на РЖД нет. В качестве резервного и самостоятельного средства связи могут использоваться телефонные средства связи (ТСС), но о них я в посте не писал, так как вносят путаницу.
Надеюсь, мой пост будет полезен.)

Найдены возможные дубликаты

+19

Я бы добавил, что средства сигнализации - это симбиоз локомотивных устройств безопасности и напольного оборудования. А это КЛУБ, рельсовые цепи, коды АЛС и АЛС-Е, светофоры, коды САУТ и радиостанция.

АЛСО  с подвижными блок-участками не перспектива, а уже начинает успешно применяться на сети дорог. Внедрено на МЦК и новой ветке от Россоши до Миллерово, внедряется на МЦД.

Подвижный блок-участок используется в Казахстане и Монголии  (а это уже более 1500 км) причем общение "головы" локомотива с диспетчерским центром осуществляется по радиоканалу. А пропуск поездов  (задание маршрутов) осуществляется специальным алгоритмом автоматически по заранее составленному плану работ. И со временем все АБ со светофорами будут замены на АЛСО с подвижными блок-участками.

По Европейской терминологии системы безопасности движения поездов - это ERTMS lv от 0 до 3. В lv 0 езда осуществляется по приказам без устройств сигнализации. lv 1  - жезловка или ПАБ с возможностью отслеживания поезда на участке. lv 2 классическая АБ, АЛСО по проводам с передачей  информации в ДЦУП. И lv3 - тоже что и lv 2 + подвижный блок участок и отсутствие передачи информации по проводам.

Все эти устройства в комплексе позволяют осуществлять ведение поездов в автоматическом режиме без участия человека, что постепенно внедряется.


Но интереснее всего это в Америке, где машинист поезда сам готовит себе маршрут и переводит стрелки))))

раскрыть ветку 6
+3

У них там электрификация есть грузовая?

Я только дизельные ветки видел, зато контейнеры в два яруса в корытах.

раскрыть ветку 4
+5

У них электрифицирован примерно 1% путей (в основном скоростная линия Бостон-Вашингтон). Хотя вот такие фото попадаются:

Иллюстрация к комментарию
0

Ну у них большинство поездов двухэтажные, которые именно поезда, а не местные "электрички". И даже сами локомотивы визуально выше. Видимо это решение повышения пропускной способности в условиях узкой колеи.

раскрыть ветку 2
+5

Можно поподробнее рассказать про систему применяемую в штатах?)

+76
Теперь я знаю как приблизительно выстраивать дороги в железнодорожном экономическом симуляторе, спасибо было очень познавательно.
раскрыть ветку 25
+22

Подскажите пожалуйста, в каком экономическом симуляторе про жд может пригодится эта инфа? Пока не встречал такой игры.

раскрыть ветку 23
+33
Ну как вариант Transport Fever, сам играю в Railway empire, и все не мог понять как построить систему сигналов для железной дороги что бы поезда ходили с минимальными задержками между собой.
раскрыть ветку 9
+10
Mashinky
Там есть эти светофоры. Я поначалу ставил только на въезде и выезде со станции, потом как-то допер, что это неэффективно, и лучше ставить их еще через какое-то расстояние. Прям читал и так горд, что в игрушке сам до этого додумался)
раскрыть ветку 2
+10
OpenTTD
+6

Transport tycoon , дедушка. Щас есть openTTD, куда получше оригинала. Вот там эти перегоны и блокировки осознаешь,  когда у тебя не одна ветка.  А когда их под полусотню? ой бля.

раскрыть ветку 3
+2

Попробуйте Factorio. Это не совсем экономический симулятор, но ЖД там похожие и вообще игра стоит десяти своих стоимостей.

раскрыть ветку 1
+2
Transport tycoon
0

не слушай никого, лучше open transport tycoon с модами ничего еще не придумали.

0
Mashinki. Чудесный тайкун.
+1

transport tycoon deluxe -наоборот оттуда как бы и узнаёшь, как оно бывает на самом деле - строишь большую магистраль, к ней ветки присобачиваешь, а так как траффик большой становится, то проходные вот эти вот и ставишь автоматом через сколько там - 7 клеток.

+7
Самая мякотка была, когда поезд притормаживал, жезл не удавалось передать. Тогда машинист экстренно останавливал поезд, и работникам приходилась бежать к локомотиву и/или помощнику машиниста за жезлом к работнику.


Мой дед работал помощником машиниста паровоза в конце 50-х. Рассказывал, что в этом случае машинист начинал торможение, а помощник бросал жезл на землю, затем прыгал, когда скорость позволяла, искал/подбирал жезл и бежал к дежурному. Потом бежал обратно с новым жезлом. После такого помощник больше не зевал.

раскрыть ветку 10
+1

как и зачем помощник бросал жезл на землю, если дежурному его ему не удалось передать? от куда же он у него тогда взялся?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+2

Поезд всегда ехал с жезлом. Без жезла выезд со станции не разрешался. На каждой станции нужно было отдать жезл, полученный на предыдущей станции, и взять взамен новый жезл до следующей станции. Если остановки не было, то просто снижали скорость, бросали старый жезл под ноги дежурному и хватали новый жезл из его рук. Он на большом проволочном кольце подавался, чтобы удобно схватить было. По рассказам моего деда, этим занимался помощник машиниста. Иногда он мог проморгать момент передачи. Мой дед один раз не на ту сторону паровоза вышел и, соответственно, дежурного не встретил. В таком случае машинист останавливал поезд, а помощник бежал обратно к станции менять жезлы. Учитавая время на остановку, время на добегание до дежурного (а остановочный путь у состава очень даже длинный), время добегания обратно и т.д, такой промах приводил к серьезной задержке и стоил нервов всем участникам.


P.S. да простят мне железнодорожники моё обращение с терминами.

раскрыть ветку 8
+15
Спасибо. Классный пост. Интересно заглянуть в такой закрытый мир, как жд
раскрыть ветку 27
+7

Не за что)

раскрыть ветку 26
+1

Мне интересен порядок начала смены.

Например: у машиниста явка на 6.30 утра. Он прибыл, проходит медобследование, а него, бац (ну бывает) повышенное давление. Что делают с машинистом?

раскрыть ветку 25
+12
В метрополитенах используется сигнализация посовершенней наземной ЖД. Система АЛС-АРС, и два типа сигнализации на линии. Основной в ней является либо автоблокировка, то есть следование по показаниям тоннельных светофоров, либо основным будет только АЛС, в таком случае светофоры могут вообще отсутсвовать, вместо них установлены фидера рельсовой цепи, которая опять же побита на условные блок-участки. Но условность объясняется тем, что граница блок-участков непостоянная. Если электропоезд перед тобой по какой-то причине остановился, то система это отслеживает и меняет код, передающийся по рельсовой цепи на код меньшей скорости либо остановки (запрещающий), при котором электропоезд автоматически применяет торможение. Как исключение из правил, электропоезд может продолжить движение с удерживанием КВТ (кнопка восприятия торможения) и со скоростью не более 20 км/ч. Этот маневр допускается согласно приказу, который передается машинисту ДЦХ (диспетчер централизованного хозяйства). Также если используется в качестве основной система автоблокировки, то на выходных, входных, проходных светофорах используется механическая система автостопа. При проезде поездом запрещающего сигнала взведенный рычаг автостопа цепляет за рамку УАВА (универсальный автоматический выключатель автостопа), который расположен на тележке головного вагона, и приводит к выпуску воздуха из ТМ (тормозная магистраль) в атмосферу. Накладываются тормозные колодки, поезд останавливается. Дальнейшее движение будет невозможно до тех пор, пока кран машиниста не будет переведен в положение Экстренное и не будет нажата кнопка восстановления УАВА. После этого следует перезапуск АРС-АЛС, либо воздействие на КВТ, ПБ, если поезд следует в режиме вспомогательного или аварийного хода, зарядка ТМ, и продолжение движения.
раскрыть ветку 4
+8

Ничего не понятно, но очень интересно)

+4

У нас в Торонто в метро сейчас внедряют такую систему. На одной линии уже, вроде как, внедрили. Вместо блок-участков, на которых может находиться только один поезд - сейчас динамическая система, учитывающая расстояния между поездами.


Поезда на этой линии, кстати, ходят на автопилоте - машинист только следит за дорогой и после каждой станции нажимает зеленую кнопку, чтобы ехать дальше (сам видел, в дверях кабины полупрозрачное стекло, если прислониться к нему - то видно, как работает машинист). На дисплее в кабине показывается текущая и максимально разрешенная скорость в данный момент, и автопилот сам держит ее, правда, чуть поменьше.

0

В каком месте сигнализация метро совершеннее?)

-3

Сразу видно что писал человек, не работавший машинистом в метро. Много ошибок в терминах и жаргоне. Приведу лишь один пример- никто из линейных машинистов не говорит " рычаг автостопа"

+10
Ну и немного истории. Когда прорвали блокаду Ленинграда, на перегонах делали живую автоблокировку. Через определенное расстояние стояли люди и флажками и фонарями( ночью) показывали машинисту, свободен блок участок или нет.
раскрыть ветку 6
+2

И не только в Ленинграде. Это было в повсеместно! При эвакуации или наступлении или на участках через мост. Люди замерзали, гибли под бомбежками, но проводили поезда. Все для победы и в нарушение тогдашних мирных инструкций!

+2

Про это даже фильм был снят. И показан в одну из годовщин празднования 9 мая.

раскрыть ветку 4
0

Как называется, не подскажете?

раскрыть ветку 3
+4
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Крушение_в_Челябинской_области_(2011)
Под раздачу попал отец моего друга, они как раз пригнали этот состав. Сам друг, потом при трудоустройстве долго доказывал, что он не причастен к этому делу, служил на тот момент, из за родства, фамилии и т.д. знатно голову поебали.
раскрыть ветку 37
+3

Сдающая же бригада перекрыла краны.

А вообще, при разборе таких происшествий прилетает и тем, кто мимо проходил, я уже молчу о тех, кто непосредственно прямо или косвенно повлиял на ход событий.

раскрыть ветку 36
+1
Я собственно вообще что хотел то узнать, вот оповещение, сигнализация и тд и тп, это вроде как все организовано и работает, а вот в таких случаях, как выше, как быть? Полностью полагаться на человека? Никакой тебе автоматики, аварийки и прочего.
раскрыть ветку 33
0
Количество жезлов ведь конечно. Что будет, если вдруг так случилось, что поезда идут только "туда" и ни одного "обратно" ?
раскрыть ветку 1
+4

У меня даже по этой теме диплом....пздц, уже не помню ничего.....

+3

и за всем этим следят электромеханики СЦБ и линий связи

+2
А сигналы управления как-нибудь защищены от вмешательства?
раскрыть ветку 32
+7

Да, лопатой путейца :)

0

ну только если забором все ж\д пути обнести, а так может любой школьник положить проволоку на оба рельса и пиздарики.

раскрыть ветку 29
+2

Перегон закроется, отправят путейцев с лопатами)

раскрыть ветку 1
+1

Поезд проследует красный, выпишет школьнику люлей и дальше пойдёт.)

раскрыть ветку 25
0
Так в 90-ые и делали!Железяку(лом) клали,а потом вагоны вскрывали.
0

Какие сигналы вас интересуют?

+1
Люблю поезда и путешествовать в них. При чем плацкарты даже больше. Особенно сейчас, когда плацкарты попадаются чистые. Вот если с семьей едешь, тогда лучше купе. Скучаю по поездам. Хочу до моря на поезде.
+1

Очень интересно читать Ваши посты, огромное спасибо! Но (я торможу) как по рельсам передается сигнал? Ведь левое и правое колеса не изолированы друг от друга? КЗ же будет? Или совсем чего-то простого не понимаю?

раскрыть ветку 4
+3
На локомотивах, перед колёсами стоят приемные катушки АЛС
И они «считывают» сигнал который передаётся
раскрыть ветку 1
0

Спасибо

0
Да там даже замыкание цепи колесами локомотива как-то использовано, тс как-то писал
раскрыть ветку 1
+2
Замыкание как раз используется для "понимания" автоматикой, что поезд въехал на блок-участок. Рельсы закорачиваются, релюшка отпадает, зелёный(жёлтый) гаснет, красный загорается. Процессы там, на самом деле, намного сложнее, но для общего понимания этого достаточно.
+1
Больше всего мне понравился жезловый аппарат. Такой приятный на вид. Даже виньеточки есть!! Тоже всегда мучилась, как машинист узнают как ехать. У нас была дача возле железнодорожной ветки. Поезд ходил пару раз в день за песком на карьер. И там стоял белый светофор. Удивительная железная дорога!!
раскрыть ветку 7
+1
Белый свет разрешает маневровые работы,синий-запрещает.
раскрыть ветку 2
+6

"На железной дороге белым разрешено то, что запрещено голубым".

0

Не только. Ещё он разрешает следование на ответвление, не оборудованное путевой блокировкой.

0

И это был подъездной путь (скорее всего)- младший брат магистральных железных дорог.

раскрыть ветку 3
0
Вероятно. А еще была такая замечательная вещь как киновагон.....приезжал раз в неделю, билет 10 копеек.
раскрыть ветку 2
+1

Может не внимательно прочитал, что значит передаётся сигнал по рельсам к локомотиву? По самим рельсам или инженерным коммуникациям?

раскрыть ветку 8
+5

По рельсам - значит, по рельсам.))

раскрыть ветку 7
0
Видал, как Креосан заряжали телефон, кинув провода на обе рельсы. Правда или пиздеж?
0

Какой сигнал? Как ограничивается его дистанция?

раскрыть ветку 5
0

кинетическая энергия не влияет на экономичность, не надо тут лапшу вешать
экономичность поездов в том, что у них трение в колесах минимальное.

раскрыть ветку 46
+5
экономичность поездов в том, что у них трение в колесах минимальное.
Два балла Вам по физике и механике.)
раскрыть ветку 45
+3

Ну и Вы ТС  с кинетической энергией палку перегнули.

раскрыть ветку 44