Записки машиниста электропоезда.
62 поста
62 поста
5 постов
6 постов
4 поста
16 постов
4 поста
12 постов
Окулист отодвинула аппарат в сторону:
- У вас появился астигматизм. Пока вы его не чувствуете, он никак не мешает, но он есть. Будем наблюдать, на следующей медкомиссии посмотрим, какой будет прогресс.
- Есть надежда комиссоваться по нему? - пошутил я.
Она улыбнулась:
- Он может остаться на таком уровне, а может и стать хуже, кто знает. Неужели хотите лишиться работы?
- Знаете, иногда мне кажется, что я начну лучшую жизнь, если медкомиссия навсегда меня уберет из поездов.
***
Мне 19 лет. Первая медкомиссия после окончания техникума. На ватных ногах выхожу из поликлиники. Это было несложно после слов лора: "Красавец, если у тебя так будет прогрессировать тугоухость, то через годика три-четыре тебя комиссуют, а в тридцать лет будешь глухим дедом. Пока медкомиссию проходишь, но половина машинистов предпенсионного возраста имеют более острый слух, чем у тебя". Выписала несколько препаратов, которые я почему-то забил принимать. Я уже был готов искать другую работу.
С того дня прошло больше пятнадцати лет. Тугоухость прогрессирует, но слишком медленно, возможно, жизни не хватит, чтобы она вылезла за допустимый предел. Иногда молодые лоры, попав какими-то судьбами в медкомиссию и не посмотрев мою "историю болезни", пугают меня глухотой, я лишь улыбаюсь в ответ. Уже давно "отбоялся, отплакал" (с). На самом деле получил высшее образование и занялся вторым делом, не связанным с ЖД. После этого даже работать легче, голова не болит. Всем рекомендую, коллеги, да вы сами, думаю, знаете.
Было этим летом.
Следуем вечерней электричкой в какой-то из выходных дней. Это значит, что 90% пассажиров - это дачники.
Спустя какое-то время кто-то нажимает кнопку связи с машинистом и спрашивает: "У вас есть фуфломицин?" (вместо "фуфломицина" было какое-то другое слово, но я не расслышал и поэтому не запомнил). Спрашиваю по связи: "Что случилось?" А мне в ответ: "Человеку плохо".
Отправляю помощника разбираться. Далее с его слов.
Заходит помощник в вагон, а там сидят две женщины, как оказалось, мать и дочка, первая впрямь старушка, возраст второй где-то за пятьдесят. Дочь сразу бросается к помощнику:
- У моей матери понизилось давление. У вас есть фуфломицин?
- У нас нет никаких лекарств. Мы не имеем права их давать.
- Как не имеете? У вас даже аптечки нет?
- Аптечка есть. Но там всё для первой помощи. Без лекарств.
- То есть если человеку станет плохо - он умрёт без какой-либо помощи? Вы же перевозите множество людей, в том числе и больных. Диабетики, сердечники - каждому может понадобиться какое-нибудь жизненно необходимое лекарство.
- В таком случае мы просто вызываем скорую.
В это время бабка пытается успокоить свою дочь. "Да ладно, что ты к мальчику пристала? Доедем как-нибудь". Но та не успокаивалась. Помощник позвонил мне на мобильный. Говорю ему:
- Короче, спрашивай, нужна скорая или нет. Конкретно: да или нет. Если да - вызываем, нет - так нет. И бегом в кабину. Нечего там устраивать дискуссии.
Отказались.
На конечной дочка не поленилась и пришла ко мне к кабине. "Я так просто это не оставлю, и попрошу дать правовую оценку вашим действиям". Я лишь пожал плечами и пожелал как можно быстрее получить всю необходимую информацию. Но жалобы в итоге так и не дождался.
Одна из самых стрёмных и опасных ситуаций, что может произойти при ведении поезда, - это нарушение габарита по соседнему пути. Когда ты следуешь по своему пути и видишь, что в твой габарит попал другой подвижной состав, его груз и т.п., что может привести фактически к лобовому столкновению.
Данный инцидент произошел 7 июля 1998 года.
В ночь с 6 на 7 июля на перегоне Селятино - Бекасово-I производился плановый средний ремонт пути, в котором участвовала щебнеочистительная машина тяжёлого типа ОТ-400К № 144 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Искова А. Е., помощников машиниста Искова В. Е. и Лотарева Ю. Г. (двое первых, кстати, родные братья). После выполнения работ в 4 часа 18 минут данная машина прибыла на 4-й путь станции Бекасово-I, откуда должна была отправиться на станцию Селятино для смены локомотивных бригад.
Дальнейшие события стали возможными благодаря нескольким негативным факторам:
Фактор №1. Эта путевая машина относится к так называемому специальному самоходному подвижному составу (ССПС). В те времена ССПС работали без АЛСН, скоростемера. То есть ничего не регистрировалось, ни скорость, ни показания светофоров, ездили, как позволяла собственная совесть (кстати, недавно кто-то в комментариях к моему посту ностальгировал по тем временам, что круто было работать на ССПС без этих ваших лент и ЭПК (устройство для автостопного торможения)). Отсутствие АЛСН на подвижном составе позволяет тому следовать по путям, никак не реагируя на огни станционных светофоров и не информируя машиниста об этих огнях, не проверяя его бдительность.
Фактор №2. Локомотивная бригада щебнеочистительной машины потом скажет, что сказалась усталость после ночной смены, чему несложно поверить. Но, думаю, ещё повлияла расслабленность в конце работы. Многие проезды запрещающих сигналов и прочие косяки происходят в конце поездки по той простой причине, что человек мыслями уже дома, и это снижает бдительность.
Фактор №3. Дежурная по станции открывает маршрутный светофор путевой машине, но маршрут готовит не полностью для отправления на перегон, а лишь до выходного светофора ЧГ с красным огнём. Неполный маршрут - опасная штука, так как часто приводит к проезду запрещающего показания светофора, когда во время следования локомотивная бригада по какой-то причине забывает, что маршрут приготовлен не до конца, нужно остановиться у следующего светофора.
Фактор №4. Проезды запрещающих выходных светофоров с боковых путей опасны тем, что, как правило, поезд после проезда следует по шерсти стрелочных переводов, то есть просто взрезает их и следует дальше, попадая в маршруты других поездов вплоть до выезда на сам перегон, куда было запрещено.
Хронология событий.
В 6 часов 10 минут ОТ-400К № 144 была отправлена с 4-го пути станции Бекасово-I по разрешающему показанию маршрутного светофора при закрытом выходном светофоре ЧГ в сторону Москвы. Локомотивная бригада путевой машины забывает о том, что разрешено следовать только до светофора ЧГ.
В это время электропоезд №6406 (ЭР2-1104) следует с 5-й ветви на II путь перегона, его локомотивная бригада ничего не подозревает. По I пути этого же перегона навстречу следует электропоезд №6401 (ЭР2-1117).
В 6 часов 16 минут ОТ-400К проезжает запрещающий выходной сигнал ЧГ, продолжив движение в сторону соединяющей 5-ю ветвь и II путь стрелки, и врезается в бок предпоследнего вагона электропоезда № 6406, двигавшегося со скоростью примерно 30 км/ч. Машинист электропоезда, почувствовав внезапный толчок, применил экстренное торможение. Два последние вагона электропоезда ЭР2-1104 сходят с рельсов. Но это ещё не конец, худшее было впереди. От удара ОТ-400К отбрасывает влево на соседний I путь, где навстречу следовал электропоезд №6401 на скорости ~80 км/ч. Схема крушения:
Схема крушения.
Машинист поезда №6401 Тихонов Д.А., увидев внезапно возникший негабарит, успел лишь сказать помощнику Борискину Г.П. бежать в салон, сам применил экстренное торможение, но из кабины, видимо, уйти не успел. После столкновения с путевой машиной первые четыре вагона электропоезда №6401 улетают в откос, где находилось болото, при этом головной вагон загорается. Кабину путевой машины еще после первого столкновения с электропоездом №6406 покинул помощник машиниста Лотарев, но по злой иронии судьбы он погибает под вагонами электропоезда №6401. Помощник Борискин Г.П., несмотря на то, что успел добежать до второго по ходу движения вагона, всё равно получает тяжёлые травмы и умирает по дороге в больницу. Погибает ещё один пассажир электропоезда №6401, он находился в головном вагоне, и его даже сначала спутали с машинистом Тихоновым, пока того не нашли через несколько суток.
Фото с места крушения
В результате столкновения самоходная щебнеочистительная машина ОТ-400 № 144 и 6 вагонов электропоездов получили серьёзные повреждения, три из этих вагонов были разбиты до степени исключения из инвентаря, а трём остальным и путевой машине требовался капитальный ремонт. Было разрушено более 150 метров железнодорожных путей, выведена из строя соединявшая II путь и 5-ю ветвь стрелка, оборваны провода цепной контактной подвески. Полный перерыв в движении поездов по I главному пути составил 11 часов 41 минуту, по II — 9 часов 48 минут.
Повезло, что всё произошло в 6 утра, и пассажиров, видимо, практически не было. С полными вагонами людей количество жертв, думаю, могло стать трёхзначным.
Суд.
Братья Исковы предстали перед судом присяжных по части 3 статьи 263 УК РФ. Анатолий (машинист) получил на полгода больше - 3,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, Владимир Исков (помощник машиниста) - 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Последствия.
В течение двух лет весь парк ССПС был оснащён приборами безопасности.
На месте крушения установлен памятник погибшей локомотивной бригаде электропоезда № 6401. Две фотографии, имена, рядом - кран машиниста.
Памятник погибшей локомотивной бригаде
А 20 мая 2014 года на перегоне Бекасово-I - Нара снова нарушение габарита, только на этот раз грузовой поезд вскрыл контейнером бок пассажирского вагона, что привело к гибели 6 и ранению 50 человек. Но это уже другая история..
На волне Переработки машинистов.
Не собираюсь становиться адвокатом дьявола, я не меньше остальных имею критики и вопросов к организации труда на ЖД, но всё же большая часть озвученных проблем - либо надуманная, либо имеет однобокую позицию.
Непосредственно сами переработки. У меня был пост Ответ на пост «Работники РЖД хотят много работать?». Я работаю строго по своему графику. От подработки отказываюсь. Нарядчик знает, что звонить мне - это пустая трата времени на мой отрицательный ответ. Но таких как я меньшинство. Большинство как раз не против взять одну-две поездки сверх графика. Кому-то нужны деньги. Кто-то на коротком поводке у нарядчика, поэтому отрабатывает должки. Для кого-то просто сказать "нет", когда просят, что-то невозможное. Но жаловаться на переработку при условии, что ты сам на неё соглашаешься, это выше моего понимания.
Совещания, тесты, экзамены, психолог и т.д. Как человек, выросший в семье врачей, учителей и инженеров могу сказать, что всё то, что приходится делать машинисту в свободное от работы время - это сущая мелочь. Всё познаётся в сравнении. Я не трачу на все эти вещи больше пяти часов в месяц, наверно. И то, стараюсь это делать перед явкой или после сдачи, отдельно ехать в свой выходной - это редкость для меня.
Неисправные машины, плохой ремонт. Тут отчасти соглашусь, всем нам хочется всегда ездить по зелёному, даже не прикасаясь к перемычке, отвёртке или гаечному ключу. Но в моём депо (думаю, и во многих других) всё же с серьёзными неисправностями на линию никто выпирать машиниста не будет. А несерьёзные неисправности для него, имхо, не должны становиться критическими. Никто не будет тебя прессовать, если, например, неисправность возникла по причине плохого ремонта, но ты оперативно всё устранил. У меня таких ситуаций было десятки, а депремировали только один раз, и на 10%, потому что ситуация получилась спорная. Другое дело, что есть товарищи, которых с перегоревшим предохранителем притянули вспомогательным локомотивом, и их сняли в слесаря - но тогда вопрос, кто в этом виноват? Точно ремонт?)
Моя позиция и отношение к работе такие: быть принципиальным работником, но не выделываться на пустом месте, не подлизываться к руководству, но зарабатывать и поддерживать хорошую репутацию в его глазах, не деградировать технически, получая попутно высшее образование и прочие варианты отхода - и тогда работа машиниста становится вполне себе нормальной, голова не болит.
А когда образование - лишь дортехшкола, возраст за 40, постоянные косяки по лентам/кассетам, залетаешь по мелочам на 100% премии, с некоторых выходных не можешь выйти в график, отдаёшь поездки, а потом отрабатываешь - кто сам себе злой Буратино?
Август - это единственный месяц в году, в котором в начале поездки пассажиры жалуются, что твой электропоезд - душегубка без кондиционера, а в конце требуют, чтобы ты включил отопление.
Пост о ламповом 2009-м в честь 15-летия Пикабу.
2009-й год. 30 декабря. Работал я помощником машиниста электропоезда. Накануне нам позвонил нарядчик и сказал, что в связи с Новым годом назначили дополнительный поезд, и вести его придётся нам. Из города А в город Б, между которыми почти 300 км, без остановок (либо остановка какая-то и была, но я уже не помню, да и не суть) отправлением в часиков 19, чтобы люди могли приехать домой за день до НГ.
С самого начала всё пошло не так. Нас выставили под посадку к платформе, где на соседнем пути стоял точно такой же электропоезд, в этот же город Б, но со всеми остановками, только мы отправлялись на минут пять-десять раньше.
Михалыч несколько раз объявил, что поезд - скоростной, остановок нет, народ вроде как услышал, все разобрались, расселись по правильным поездам. "Осторожно, двери закрываются!" Отправились. Не прошло и пять минут, как в дверь служебного тамбура постучались. Открываю. Стоит девушка лет двадцати с грустными глазами. - "Вы не останавливаетесь на ........... (название остановочного пункта)?" - "Нет, не останавливаемся". - "И как мне быть?"
Прихожу в кабину, объясняю Михалычу ситуацию. Девушка сзади стоит. Он:
- Сейчас остановимся на остановке, выйдешь. Выпусти ее, Motormaniac, через служебную дверь.
Так и сделали. Остановились у платформы, она по поручням слезла. Оправились. Через минут двадцать снова стук в кабину. Снова открываю. Уже пацан стоит. - "А вы чё, совсем без остановок?" - "Ага". - "Бля, и чё мне делать-то?" Снова говорю о нём Михалычу.
- А куда ему ехать?
- Тебе куда ехать?
- Ну, на ............. (название станции).
- Ладно, будет тебе новогоднее чудо.
Высадили его на нужной станции. Больше уже никто не стучал, все сидели смирно. В темноте кабины я сначала не заметил никаких изменений, но потом увидел на пульте маленькую шоколадку, лежала возле бортового журнала. Видимо, девушка, пока мы решали её проблему, тихонько подложила её. Говорю Михалычу:
- О, девушка отблагодарила даже.
- Разогнался. Это кто-то из движенцев передал конверт на конечную, за это и шоколадка. Я сладкое не ем, забирай себе.
- Это горький шоколад. Так что разделим утром, под кофе зайдёт.
- Договорились.
На волне, так сказать.
29 июля поезд №491 "Казань - Адлер" влетел в КамАЗ: Пассажирский поезд сошел с рельсов в Волгоградской области.
И уже сегодня, 2 августа, №11 "Новый Уренгой - Москва" сбил на переезде грузовик: ДТП С ПОЕЗДОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ УРЕНГОЙ - МОСКВА
Наезд на автомобиль - более неприятная штука для машиниста, чем наезд на человека. Во-первых, это опасно. Иногда в таких ДТП гибнут или получают травмы сами локомотивные бригады. Во-вторых, если при наезде на человека ты уже через минут пять можешь отправиться, то при наезде на авто ты можешь зависнуть на переезде надолго, особенно, если твой поезд уже никуда уехать не может по техническим причинам. В-третьих, такие случаи часто резонансные, водители-виновники, оставшиеся в живых, крайне не хотят брать на себя ответственность, начинают рассказывать сказки, что машинист на самом деле не подавал сигналов, а переездная сигнализация не работала, пишутся всякие апелляции и прочие штуки - нередко машиниста дёргают по таким делам не то что месяцами - даже годами. В-четвёртых, при таком наезде можно поставить на свой "борт" не один и даже не два крестика, некоторым прилетает их несколько десятков. Как в 1990-м году в Карелии, где погибло 33 (по другим источникам - 35) пассажиров автобуса. Психологически неприятно.
У меня таких наездов не было. Но было два случая, когда был на волоске.
Скоростной электропоезд и Мерседес.
Я тогда работал помощником машиниста. Есть у нас один остановочный пункт, за платформой которого буквально в ста метрах находится ЖД-переезд. Следуем по перегону, впереди эта платформа. Стоит у переезда Мерседес. Не помню, какой точно, но, думаю, седан E-класса. Увидев нас, водитель, вероятно, сделал один вывод, отправивший на тот свет немало людей: "А, так это электричка. Сейчас станет у платформы, задолбаюсь ждать". И поехал. Вот только у нас там не было остановки. Могу отдать этому водиле должное - услышав наши сигналы, он не растерялся и поддал газку, и мы разминулись буквально в метрах десяти друг от друга.
Нарушитель на Вольво.
Я уже машинистом работал. Ситуация была более прозаичная. ЖД-переезд, я следую на него на неплохой сравнительно скорости (около 90 км/ч), на переезд выскакивает лихач на Вольво. Но вместо того, чтобы дальше поехать, он почему-то начал замедляться. Может, испугался и затупил, не знаю. Я понял, что вот вообще не факт, что успеет. Применил экстренное торможение. Но он всё-таки смог ускориться и свалить. Дорога с переезда поворачивала влево, и мой помощник тупо записал автомобильный номер, так как эта Вольво проезжала мимо нас, как ни в чём не бывало. Было доложено диспетчеру, написан рапорт, всюду указали автомобильный номер. Прилетело ли тому лихачу - передо мной никто не отчитывался, но меня и не интересовало.
Берегите себя и своих близких!)