4

Как один архиепископ ниспровергал языческих чудовищ1

Как один архиепископ ниспровергал языческих чудовищ

Возможно, вы слышали утверждение, что монстры в некоторых фильмах ужасов представляют собой метафору какой-то проблемы в обществе или олицетворяют собой какую-то угрозу. Так получается иносказательно осветить интересные и важные темы, не говоря о них напрямую. Для этого достаточно и документалистики.

Из примеров можно вспомнить Годзиллу, где монстр — это метафора одновременно ядерного оружия и его последствий (Годзилла придуман в Японии, если что). Метафорой эпидемии СПИДа является «Муха» Кроненберга, «Ночь живых мертвецов» — критика общества потребления, «Чужой» и «Хищник» вызывают тот самый пещерный страх встречи с животным, превосходящим человека в убийственной мощи, из-за чего можно одолеть его только с помощью человеческого ума, хитрости и технологий.

Возникает вопрос: а кто первый решил обернуть реальный страх в образ несуществующего монстра, чтобы рассказывать истории уже о нём? Кто был первым — не знаю, может, ещё во времена племенного общества и рассказов у костра старейшины додумывались делать подобное, но кажется, я нашёл один из самых ранних примеров этого явления. И это, как ни удивительно, античная Греция, а понял я это благодаря интересным рассуждениям архиепископа Исидора Севильского (570–636) в его «Этимологиях».

Отрывок, где он объясняет истинную суть древнегреческих монстров:

«Рассказывают ещё о других диковинных существах в человеческом обличье, которые, однако, не реальны, а суть создания вымысла: они служат символами некоей реальности.

Это относится к Гериону, королю Испании, о котором говорят, будто он был рождён с тремя туловищами: на самом же деле речь шла о трёх братьях, взаимное согласие которых было столь велико, что три их тела как бы сливались в одну душу.

То же самое можно сказать о горгонах, блудницах со змеевидными волосами, которые одним своим взглядом обращали людей в камень, будучи при этом наделены всего лишь одним глазом, служившим им по очереди: в действительности же это были три сестры равной красы, точно один глаз; они вводили в оцепенение всякого смотревшего на них, так что казалось, такой человек превращался ими в камень.

Полагают, что сирен, представляемых отчасти девами, отчасти птицами с крыльями и когтями, было трое: одна из них пела, две же другие играли на лире и свирели. Своим пением они завлекали мореплавателей и затем их топили. На самом же деле сирены были блудницами, обиравшими проезжих до нитки, почему и стали думать, что они повинны в гибели кораблей.

Далее говорят, будто Гидра была змеёй о девяти головах, на латыни называемой excetra, ибо когда ей срубали (caedere) одну из голов, взамен отрастали три. В действительности же Гидрой называлось место, извергавшее воды, которые затопляли расположенный вблизи город: едва затягивалось одно отверстие, как отворялось множество других протоков. Увидев это, Геракл осушил названные места, благодаря чему закрылись протоки, откуда изливалась вода. Гидра и впрямь получила своё имя от воды.

Химера представляется зверем в трояком обличье — с головой льва, хвостом дракона и туловищем козы. Некоторые исследователи естественных явлений полагают, что речь тут идёт не о звере, а о некоей горе в Киликии, которая в одних своих местах даёт пищу львам и козам, в других же неприступна, а в третьих кишит змеями: Беллерофонт сделал её пригодной для жизни людей, вот почему и говорится, что он убил Химеру.

Кентавры, полулюди-полукони, были названы так по своей наружности: как утверждают некоторые, в данном случае речь шла о фессалийских всадниках, носившихся взад и вперёд по полю боя, так что казалось, кони и люди сливались в единое тело».

От себя, продолжая тему, хочу добавить циклопа. Одноглазый гигант — это, вероятнее всего, метафора архаического и дикого существа, человека без цивилизации, земледелия, государственных институтов. В обществе циклопов всем управляет только сила, а мудрость не имеет никакого значения, поэтому Одиссей побеждает циклопа Полифема именно умом. Первым пунктом его коварного плана, кстати, было напоить монстра вином.


Но тогда у меня возникает вопрос. Если монстр - это метафора, иносказательный способ рассказать о чём-либо, то способ убийства монстра тоже должен быть метафорическим и скрывать в себе реальный способ решения проблемы которую представляет собой чудовище.

Тогда мне немного непонятно почему Одиссей во время культурного распития алкогольных напитков с циклопом когда тот спрашивает его имя называет себя Никто (Оутис), а потом когда уже ослепшее чудище открывает пещеру с овцами, чтобы выпустить их на волю, люди привязанные к животным освобождаются из его плена и Одиссею кажется отличной идеей выкрикнуть своё имя. Циклоп это слышит и параллельно с броском скалы в них начинает просить своего отца о мести. Отцом оказывается на минуточку Посейдон, который строит козни герою после этого в ходе всей истории. Возможно это про гордыню, которая погубит человека даже если он умнее и хитрее своего врага.

Теперь перейдём к другому монстру - Гидре. Исидор Севильский утверждает что это просто “место, извергавшее воды, которые затопляли расположенный вблизи город: едва затягивалось одно отверстие, как отворялось множество других протоков. Увидев это, Геракл осушил названные места, благодаря чему закрылись протоки, откуда изливалась вода. Гидра и впрямь получила свое имя от воды.” А это же позволяет нам сказать что убийство Гидры вообще инженерная, техническая задача. Так как же тогда понимать победу над ней?

Начнём с того, что Геракл пришёл туда с племянником Иолаем, после нескольких отрубаний голов понял бессмысленность этой затеи и пришёл к плану, что Иолай каждую окровавленную шею сразу же должен прижигать факелом и раскалённым железом не позволив вырасти из неё новым. А когда осталось та самая бессмертная голова - он отрубил её и закопал под огромным камнем (другие версии - разрубил и сжёг).

Понятно что вечно множащиеся головы это протоки воды, бессмертная голова - это или самый большой из них или сам источник воды, причина появления протоков от которого избавиться невозможно. Иолай и его роль в истории, возможно, должны нам сказать что такие сложные проблемы одним героем не решаются и требуют от людей кооперации и слаженной работы для результата. Прижигание огнём, наверное, можно интерпретировать или как осушение воды, или как какой-то метод Геракла не просто закупоривать проток, а ещё и укрепить сам способ затягивания отверстия, чтобы вода больше из него не появилась.

Хорошо, а с главной головой что? Ну Геракл же её формально не убил, это невозможно, а просто закопал её под огромным камнем. Мне кажется это подтверждает прошлые размышления, от источника воды невозможно избавиться, а “закопать” - здесь значит “изолировать”. Или перенаправить в другое место, чтобы обезопасить город.

Вот так получается что миф про Гидру можно рассматривать как простую притчу о том, что с природой мы ничего сделать не сможем, нам остаётся только попытаться её укротить, сделать более безопасной, более предсказуемой.

UPD:

Другие мои статьи:

1. От испорченного поиска до самоубийства пылесосов.
2. Арифметика монстров и что нужно прибавить, чтобы получить человека.
3. Алёшенька.

Истории и легенды

504 поста3.3K подписчиков

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества