Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали
История эта началась очень тупо - в одной из презентаций мне попался на глаза незнакомый ранее флаг:
Вот он, родимый - напротив названия компании Inform. Узнали чей? Пишите в комментах!
Проведенное экспресс-интернет-следствие показало, что история его появления такова. В 2022 году, в целях противодействия санкционному давлению, по поручению Правительства Российской Федерации были созданы своеобразные консультативные органы - «Индустриальные центры компетенций», задачами которых явилось замещение зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, а главное - обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики.
Центры разбили на подгруппы в соответствии с отраслями экономики, под номером 19 в списке оказались «Аэропорты» - которые возглавило акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (АО "МАШ").
В принципе, на этом текст можно заканчивать - поскольку АО «МАШ», как всем журналистам прекрасно известно, на 66% контролируется сложной структурой оффшоров и трастов, содержащих в себе кипрский оффшор TPS Avia, контролируемый с одной стороны невнятным трастом, действующим «в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько», и с другой стороны, в меньшей части - Аркадием Ротенбергом.
Какое импортозамещение может организовать контролируемое оффшорами враждебных Российской Федерации стран через принадлежащие олигархам трасты, догадаться несложно.
В ноябре 2022 года на выставке «Транспорт России» прошла конференция «Разработка и внедрение цифровой экосистемы управления аэропортом», которая высветила участников, которые занимаются этим проектом от АО «МАШ».
Если присмотреться, странный флаг можно узреть в правом верхнем углу демонастрационного экрана. Общество с пиететом наблюдает за беседой
На фотографиях с мероприятия, кроме генерального директора Михаила Василенко, видно двух его замов - Александра Олейника и Дмитрия Ильина.
Вот, например, Александр Олейник - очень известная в узких кругах личность
Именно эти двое, вместе с третьим участником группы - депутатом Сергеем Ярышевым - в 2011 году внезапно пришли в Шереметьево на должность заместителей Василенко. Позже журналисты раскопали, что триумвират связан с олигархами Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько - и действительно, сначала аэропорт, управляемый новыми замами, выбрал кипрский оффшор TPS Avia своим «стратегическим инвестором», а затем вообще, в ходе малопонятной сторонним зрителям махинации упомянутые выше 66% некогда государственного актива оказались в оффшоре и теперь зависят от доброй воли недружелюбного Кипра.
Казалось бы, уже в наше время это должно было стать прекрасным стартом для уголовного дела - некогда российский крупнейший аэропорт вывели в юрисдикцию недружественной страны, а бюджет еще и ничего за это не получил, а только потратился на «подарок» - третью полосу…
Но вместо уголовного дела мы увидели первый в мире оффшорный проект импортозамещения. Прекрасный стартовый набор для игры «нас окружают враги, срочно налаживаем работу отечественного бизнеса».
В дополнение к этой прекрасной компании, на фотографии отметился и Андрей Никулин - первый зам Василенко по производству. Андрей Олегович наиболее известен двумя фактами - активным продвижением аэропортовой информационной системы «Синхрон» и получением пусть крошечной, но все же доли акций самого АО «МАШ».
Андрей Олегович собственной персоной. Совладелец аэропорта, между прочим!
Начнем со второго. В 2021 году, причем 1 апреля (хоть это и оказалось не шуткой), стало известно, что топ-менеджмент Шереметьево приобрел 1,05% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево». Цитирую РБК:
«Сам МАШ стал собственником своих 1,05% в мае 2019 года, выкупив их у ООО "ВЭБ капитал" за 2,258 млрд рублей, следует из отчетности финансовой организации. В 2006-2008 годах ВЭБ выдал "Шереметьево" два кредита на общую сумму $659 млн на строительство терминала D и долгое время оставался крупнейшим кредитором аэропорта. Позднее ВЭБ уступил права требований по обоим кредитам МАШ Сбербанку.
Контролирующим акционером МАШ, согласно его отчету, по-прежнему является ООО "Шереметьево холдинг" (66,06%): компания принадлежит кипрской TPS Avia Holding, в которой 65,22% у траста, действующего в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% - у Аркадия Ротенберга. Росимущество владеет 30,46% аэропорта, 2,43% - у "Аэрофлота", который является основной базовой авиакомпанией «Шереметьево».».
Этот самый 1,05% был оформлен на ООО «Авиа Клуб», которым на равных частях владели непосредственно Никулин, уже упомянутый выше Олейник (все те же лица), а также два менеджера из ООО «Шереметьево Холдинг» - Роман Зиновьев и Алексей Смагин. Напомню, что ООО «Шереметьево-Холдинг» - это, по сути, прокладка между АО «МАШ» и кипрским оффшором TPS Avia, полностью подчиняющаяся иностранной компании. То есть Зиновьев и Смагин - открыто люди кипрского оффшора, Олейник - давний соратник владеющих оффшором олигархов, а Никулин… Явно не случайно оказался в их обществе, да?
Теперь про «Синхрон». Широко разрекламированная система уже не раз становилась антигероем - например, в истории с массовым «задержанием» иностранных самолетов Шереметьевской таможней, когда в решениях судов вскрылось, что несмотря на обещания полного системного контроля, таможенные органы вообще не имеют понятия, что и как в аэропорту управляется, разрешается, назначается и прочее. Если говорить простыми словами - вскрылась фиктивность.
Авиационное сообщество тогда узнало страшную правду - в аэропорту Шереметьево, оказывается, можно совершенно спокойно без ведома например таможни проворачивать свои дела и даже улетать из аэропорта. Вот такая вот система «Синхрон» - наверное, удобно для контрабандистов, но не очень безопасно для всех остальных.
Профессионалы связывали пробелы в работе системы с изначальной ошибкой - самим форматом работы, внесением в нее данных вручную и широкими возможностями по изменению содержащихся сведений. Разумеется, если для контроля за временем работы нерадивого сотрудника попросить его самостоятельно заполнять соответствующую графу в табличке «Эксель» - шансов на то, что удастся улучшить дисциплину труда, нет. Ну, разве что попадется очень честный (или очень тупой) сотрудник.
И вот на этих зыбких основах «доверия», как выяснилось из представленной на конференции презентации, Шереметьево построил вообще всю структуру управления. То есть да - разрекламированная система совместного принятия решений, чуть ли не первая в России - позволяет принимать эти «решения» на основании тех же данных, на основании которых совсем недавно таможня «рисовала» миллиардные дела на крупные иностранные и российские авиакомпании, которые получили разрешение улетать от пограничников и диспетчера аэропорта, но почему-то «синхронно» проплыли мимо ФТС.
Гениальную по своей структуре цитату из презентации Андрея Никулина я вынужден привести в полном виде (пунктуация авторская):
«Использование инструментария AODB Синхрон в работе, позволяет не допустить возникновение сбойной ситуации, а в случае ее развития - в кратчайшие сроки обеспечить локализацию и переход к плановому режиму работы. Процессы работы в сбоях регламентированы, прогнозируемы и управляемы, а использование современных IT-систем и качественная подготовка персонала обеспечивают недопущение сбойных ситуаций и оперативный переход к плановому режиму работы».
Знаете, как это называется? «Анекдот». Пересказываю ту же структуру слов чуть проще - «Сбоя быть не может, но если произойдет - быстро исправим. Мы готовы быстро исправлять сбои, но у нас сбоев не может быть. Но исправим быстро». Читать голосом Хазанова или Задорнова - лучше восприятие.
Так может сбойная ситуация быть допущена, или нет? Непонятно. Как в не столь далеком коронавирусном 2019 году, когда внезапно в Шереметьево начался багажный коллапс - «Синхрон» тогда уже вовсю управлял аэропортом. «Локализовать в кратчайшие сроки» не получилось, даже тогдашний министр транспорта вмешивался - но антиреклама системе вышла знатная.
В 2019 году даже "Вести" проехались по системам Шереметьево - и, надо сказать, было за что
Еще на конференции было сказано, что «цифровая экосистема Шереметьево за счет оптимизации планирования позволяет ежегодно экономить свыше 1 млрд рублей». Я когда такое слышу - сразу начинаю гнусно хмыкать, потому что вероятность каждый год (которые один удачный, другой - нет, в один рекорды ставит Азия, в другой внезапно начинают «выстреливать» несколько конкретных направлений, а в третий на планете начинается пандемия и все авиаперевозки просто рушатся) получать близкую к столь идеальной сумме (Один… Миллиард…) экономию, и когда об этом говорят люди из кипрского оффшора, привыкшие больше к показыванию подобных цифр на экране мобильного телефона за столиком в «Кофемании» - ну вы понимаете.
Подобных тревожных «звоночков» много - оффшорные «воротилы» и «решалы» получили доступ к важной отрасли импортозамещения, и рассчитывать, что они поддержат реально работающие отечественные разработки - значит, быть крайне наивным человеком. Забавно, что об основном владельце Шереметьево Александре Пономаренко, украинском чемпионе по боксу, с февраля 2022 года так ничего и не слышно, кроме историй с попытками вернуть через суд виллу во Франции.
А его ближайшие соратники тут чуть ли не российскую национальную политику в области гражданской авиации «разруливают» как умеют.
P.S. Ну и «контрольный» в голову «Синхрону» и не умеющим работать подельникам олигархов:
Даже небывалый кризис авиаперевозок и снижение нагрузки не помешал "Синхрону" обделаться - наоборот, подтвердил его несостоятельность в любых условиях. А мы поставили создавших его киприотов импортозамещать системы всех аэропортов страны...
Прекрасно, да?