Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали

История эта началась очень тупо - в одной из презентаций мне попался на глаза незнакомый ранее флаг:

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

Вот он, родимый - напротив названия компании Inform. Узнали чей? Пишите в комментах!

Проведенное экспресс-интернет-следствие показало, что история его появления такова. В 2022 году, в целях противодействия санкционному давлению, по поручению Правительства Российской Федерации были созданы своеобразные консультативные органы - «Индустриальные центры компетенций», задачами которых явилось замещение зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, а главное - обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики.

Центры разбили на подгруппы в соответствии с отраслями экономики, под номером 19 в списке оказались «Аэропорты» - которые возглавило акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (АО "МАШ").

В принципе, на этом текст можно заканчивать - поскольку АО «МАШ», как всем журналистам прекрасно известно, на 66% контролируется сложной структурой оффшоров и трастов, содержащих в себе кипрский оффшор TPS Avia, контролируемый с одной стороны невнятным трастом, действующим «в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько», и с другой стороны, в меньшей части - Аркадием Ротенбергом.

Какое импортозамещение может организовать контролируемое оффшорами враждебных Российской Федерации стран через принадлежащие олигархам трасты, догадаться несложно.

В ноябре 2022 года на выставке «Транспорт России» прошла конференция «Разработка и внедрение цифровой экосистемы управления аэропортом», которая высветила участников, которые занимаются этим проектом от АО «МАШ».

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

Если присмотреться, странный флаг можно узреть в правом верхнем углу демонастрационного экрана. Общество с пиететом наблюдает за беседой

На фотографиях с мероприятия, кроме генерального директора Михаила Василенко, видно двух его замов - Александра Олейника и Дмитрия Ильина.

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

Вот, например, Александр Олейник - очень известная в узких кругах личность

Именно эти двое, вместе с третьим участником группы - депутатом Сергеем Ярышевым - в 2011 году внезапно пришли в Шереметьево на должность заместителей Василенко. Позже журналисты раскопали, что триумвират связан с олигархами Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько - и действительно, сначала аэропорт, управляемый новыми замами, выбрал кипрский оффшор TPS Avia своим «стратегическим инвестором», а затем вообще, в ходе малопонятной сторонним зрителям махинации упомянутые выше 66% некогда государственного актива оказались в оффшоре и теперь зависят от доброй воли недружелюбного Кипра.

Казалось бы, уже в наше время это должно было стать прекрасным стартом для уголовного дела - некогда российский крупнейший аэропорт вывели в юрисдикцию недружественной страны, а бюджет еще и ничего за это не получил, а только потратился на «подарок» - третью полосу…

Но вместо уголовного дела мы увидели первый в мире оффшорный проект импортозамещения. Прекрасный стартовый набор для игры «нас окружают враги, срочно налаживаем  работу отечественного бизнеса».

В дополнение к этой прекрасной компании, на фотографии отметился и Андрей Никулин - первый зам Василенко по производству. Андрей Олегович наиболее известен двумя фактами - активным продвижением аэропортовой информационной системы «Синхрон» и получением пусть крошечной, но все же доли акций самого АО «МАШ».

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

Андрей Олегович собственной персоной. Совладелец аэропорта, между прочим!

Начнем со второго. В 2021 году, причем 1 апреля (хоть это и оказалось не шуткой), стало известно, что топ-менеджмент Шереметьево приобрел 1,05% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево». Цитирую РБК:

«Сам МАШ стал собственником своих 1,05% в мае 2019 года, выкупив их у ООО "ВЭБ капитал" за 2,258 млрд рублей, следует из отчетности финансовой организации. В 2006-2008 годах ВЭБ выдал "Шереметьево" два кредита на общую сумму $659 млн на строительство терминала D и долгое время оставался крупнейшим кредитором аэропорта. Позднее ВЭБ уступил права требований по обоим кредитам МАШ Сбербанку.

Контролирующим акционером МАШ, согласно его отчету, по-прежнему является ООО "Шереметьево холдинг" (66,06%): компания принадлежит кипрской TPS Avia Holding, в которой 65,22% у траста, действующего в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% - у Аркадия Ротенберга. Росимущество владеет 30,46% аэропорта, 2,43% - у "Аэрофлота", который является основной базовой авиакомпанией «Шереметьево».».

Этот самый 1,05% был оформлен на ООО «Авиа Клуб», которым на равных частях владели непосредственно Никулин, уже упомянутый выше Олейник (все те же лица), а также два менеджера из ООО «Шереметьево Холдинг» - Роман Зиновьев и Алексей Смагин. Напомню, что ООО «Шереметьево-Холдинг» - это, по сути, прокладка между АО «МАШ» и кипрским оффшором TPS Avia, полностью подчиняющаяся иностранной компании. То есть Зиновьев и Смагин - открыто люди кипрского оффшора, Олейник - давний соратник владеющих оффшором олигархов, а Никулин… Явно не случайно оказался в их обществе, да?

Теперь про «Синхрон». Широко разрекламированная система уже не раз становилась антигероем - например, в истории с массовым «задержанием» иностранных самолетов Шереметьевской таможней, когда в решениях судов вскрылось, что несмотря на обещания полного системного контроля, таможенные органы вообще не имеют понятия, что и как в аэропорту управляется, разрешается, назначается и прочее. Если говорить простыми словами - вскрылась фиктивность.

Авиационное сообщество тогда узнало страшную правду - в аэропорту Шереметьево, оказывается, можно совершенно спокойно без ведома например таможни проворачивать свои дела и даже улетать из аэропорта. Вот такая вот система «Синхрон» - наверное, удобно для контрабандистов, но не очень безопасно для всех остальных.

Профессионалы связывали пробелы в работе системы с изначальной ошибкой - самим форматом работы, внесением в нее данных вручную и широкими возможностями по изменению содержащихся сведений. Разумеется, если для контроля за временем работы нерадивого сотрудника попросить его самостоятельно заполнять соответствующую графу в табличке «Эксель» - шансов на то, что удастся улучшить дисциплину труда, нет. Ну, разве что попадется очень честный (или очень тупой) сотрудник.

И вот на этих зыбких основах «доверия», как выяснилось из представленной на конференции презентации, Шереметьево построил вообще всю структуру управления. То есть да - разрекламированная система совместного принятия решений, чуть ли не первая в России - позволяет принимать эти «решения» на основании тех же данных, на основании которых совсем недавно таможня «рисовала» миллиардные дела на крупные иностранные и российские авиакомпании, которые получили разрешение улетать от пограничников и диспетчера аэропорта, но почему-то «синхронно» проплыли мимо ФТС.

Гениальную по своей структуре цитату из презентации Андрея Никулина я вынужден привести в полном виде (пунктуация авторская):

«Использование инструментария AODB Синхрон в работе, позволяет не допустить возникновение сбойной ситуации, а в случае ее развития - в кратчайшие сроки обеспечить локализацию и переход к плановому режиму работы. Процессы работы в сбоях регламентированы, прогнозируемы и управляемы, а использование современных IT-систем и качественная подготовка персонала обеспечивают недопущение сбойных ситуаций и оперативный переход к плановому режиму работы».

Знаете, как это называется? «Анекдот». Пересказываю ту же структуру слов чуть проще - «Сбоя быть не может, но если произойдет - быстро исправим. Мы готовы быстро исправлять сбои, но у нас сбоев не может быть. Но исправим быстро». Читать голосом Хазанова или Задорнова - лучше восприятие.

Так может сбойная ситуация быть допущена, или нет? Непонятно. Как в не столь далеком коронавирусном 2019 году, когда внезапно в Шереметьево начался багажный коллапс - «Синхрон» тогда уже вовсю управлял аэропортом. «Локализовать в кратчайшие сроки» не получилось, даже тогдашний министр транспорта вмешивался - но антиреклама системе вышла знатная.

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

В 2019 году даже "Вести" проехались по системам Шереметьево - и, надо сказать, было за что

Еще на конференции было сказано, что «цифровая экосистема Шереметьево за счет оптимизации планирования позволяет ежегодно экономить свыше 1 млрд рублей». Я когда такое слышу - сразу начинаю гнусно хмыкать, потому что вероятность каждый год  (которые один удачный, другой - нет, в один рекорды ставит Азия, в другой внезапно начинают «выстреливать» несколько конкретных направлений, а в третий на планете начинается пандемия и все авиаперевозки просто рушатся) получать близкую к столь идеальной сумме (Один… Миллиард…) экономию, и когда об этом говорят люди из кипрского оффшора, привыкшие больше к показыванию подобных цифр на экране мобильного телефона за столиком в «Кофемании» - ну вы понимаете.

Подобных тревожных «звоночков» много - оффшорные «воротилы» и «решалы» получили доступ к важной отрасли импортозамещения, и рассчитывать, что они поддержат реально работающие отечественные разработки - значит, быть крайне наивным человеком. Забавно, что об основном владельце Шереметьево Александре Пономаренко, украинском чемпионе по боксу, с февраля 2022 года так ничего и не слышно, кроме историй с попытками вернуть через суд виллу во Франции.

А его ближайшие соратники тут чуть ли не российскую национальную политику в области гражданской авиации «разруливают» как умеют.

P.S. Ну и «контрольный» в голову «Синхрону» и не умеющим работать подельникам олигархов:

Как миньоны кипрских олигархов презентацию рисовали Авиация, Расследование, Коррупция, Импортозамещение, Кипр, Офшор, Враг, Гражданская авиация, Длиннопост

Даже небывалый кризис авиаперевозок и снижение нагрузки не помешал "Синхрону" обделаться - наоборот, подтвердил его несостоятельность в любых условиях. А мы поставили создавших его киприотов импортозамещать системы всех аэропортов страны...

Прекрасно, да?