ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Пока в Соединенных Штатах во всю гудят "Ревущие двадцатые", которые закончатся Великой депрессией, в восточной части Европы подниматься государство, с новым экономическим строем - СССР.

Когда авторы "Потерянного поколения" в США писали романы и рассказы о наступлении эпохи материализма и индивидуализма, об ушедших романтических иллюзиях и утраченных идеалах, Советское государство пропагандировало равенство, дружбу и единство рабочего народа.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Плакат СССР 20-х годов

Первая Мировая война, Социалистическая революция и Гражданская война сильно ударили по экономике и обществу России. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году Новой Экономической Политики и образования в 1922 году СССР.

В это непростое время и появляется мотоцикл - ИЖ-1.

История создания

В сентябре 1929 года завершили образец мотоцикла ИЖ-1. Мотоцикл сконструировал талантливый конструктор Пётр Владимирович Можаров. Идеи штампованной рамы и передней вилки были позаимствованы у конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов - ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5, по маршруту Нижний Новгород — Москва — Ленинград — Москва.

ИЖ-1 и ИЖ-2 оказались наиболее удачными моделями. Идеи и конструкторские решения мотоциклов ИЖ-1 и ИЖ-2 применялись при проектировании мотоцикла НАТИ-А-750, который стал потом ПМЗ-А-750. Про мотоцикл ПМЗ - "Советский Харлей", я уже писал.

Ретро-футуризм Викторианской Англии.

Если перенести дизайн мотоцикла из 20-х годов в современное время, то смело сможем охарактеризовать его как Стимпанк - направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое технологиями и фантастикой XIX века, в первую очередь паровыми машинами.

Стиль, изобилует рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа). Стимпанк использует атмосферу исторической эпохи с наложением «сумасшедшей науки».

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк
ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк
ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру. Стимпанк является критическим ответом на современные социальные и политические проблемы, продукты промышленности, которые непривлекательные, одноразовые, часто сделаны из пластика и не предполагают ремонта.

Ох Уж Этот ИЖ

Когда первый раз смотришь на мотоцикл, глаза замечают три основные детали: крупную фару, необычную массивную раму и V-образный двигатель.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Фара - складывается ощущение, что ее просто сняли с какого-то танка и поставили на мотоцикл. Своим высоким расположение на руле, она больше напоминает прожектор.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Рама - тут тоже очень интересное решение. Сварена из двух симметричных штампованных деталей. И главное необычное инженерное решение - рама является и глушителем для выхлопной системы мотоцикла!!!! Как тебе такое, Илон Маск?!

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Выхлопная "баночка для крема"

Двигатель - четырехтактный, нижнеклапанный мотор, с объемом двигателя в 1,2 литра! Что он нам напоминает??? Конечно же двигатели от современных мотоциклов Moto Guzzi - параллельный V-twin. Выдавал 24 лошадиные силы, что в паре с трехступенчатой коробкой передач позволял разогнать 300 килограммовый мотоцикл до 65 км/ч. Привод на колесо был карданный.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Сцепление на мотоцикле было педального типа, а трос газа спрятан в руль. Такие решения использовались на ранних Харлей-Девисон.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Также интересно выполнена приборная панель, которая располагается на бензобаке, объем которого составлял 16 литров. Рукоять переключение КПП тоже находится на баке.

ИЖ-1. "Стимпанк" из 20-х годов СССР Техника, Транспорт, Мотоциклисты, Длиннопост, Мото, СССР, Сделано в СССР, Стимпанк

Итог

Интересный мотоцикл, который показал нам ход инженерной мысли Петра Можарова и дал толчок для производства крупнейшего среднего класса дорожных мотоциклов от Ижевского машиностроительного завода.

Мото

6.1K поста11.9K подписчиков

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:

• Грубое или провокационное общение

• Публикацию материалов, фокусирующихся на нарушении закона, например ДТП, выпендрёж на дороге, уход от полиции (исключение: авторский контент с описанием)

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику

Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066

О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о хрусте и смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :

• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят сообщить что/как мы все умрём / разобьёмся и покалечимся / обсудить это как свершившийся факт / пошутить на тему хруста фарша и т.п. Мы в курсе. Баян.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель (а многие мотоциклисты не любят прямотоки как и вы). Ни автор поста ни подписчики не обязаны отвечать за какого-то рандомного мотоциклиста только потому что они тоже мотоциклисты. Не вешайте нам чужие грехи и не будете изгнаны.