История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга.

Культовый фильм Фрица Ланга. Фильм 1927 года… В картину вложено 7 млн. марок (1,68 млн. долларов), что составляет для 20-х годов колоссальную сумму, и фильм того стоит как с операторской, так и с режиссерской точки зрения.


«Метро́полис» (нем. Metropolis, 1927) — масштабная метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Фильм стал бесспорной классикой и оказал огромное влияние на всё последующее развитие киноискусства.

История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга. Метрополис, Фриц Ланг, Фантастика, Фильмы, Длиннопост

Действие фильма разворачивается в будущем. Огромный футуристический город разделён на две части — верхний «рай», где обитают «хозяева жизни», и подземный промышленный «ад», жилище рабочих, низведённых до положения придатков гигантских машин.


Метрополис — огромной высоты город, подпирающий своими крышами небо — встречает зрителя, без лишних слов и уловок раскрывая свое нелицеприятное нутро. На его нижних уровнях, закопанный в землю, живет простой люд — рабочие, вынужденные трудиться с утра до ночи. Они влачат жалкое существование в однотипных многоэтажных коробках, которые отличаются от исполинских гробов лишь бесчисленными отверстиями.


На поверхности же, согреваемые солнцем вместо сотен тысяч тусклых ламп, нежится городская элита и аристократия. В их распоряжении сосредоточены все блага города: многочисленные театры, живописные сады, огромные библиотеки, снующие по многокилометровым автострадам автомобили и ни на секунду не умолкающие кафе и рестораны. Но, что самое главное, им доступен чистый воздух и надежда на счастливое будущее. И, как это обычно бывает, немногочисленной властвующей прослойке нет абсолютно никакого дела до страдающего большинства.

История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга. Метрополис, Фриц Ланг, Фантастика, Фильмы, Длиннопост

Вскоре становится очевидным, что рабочие едва ли не полностью утратили человеческий облик. В нынешних условиях они больше походят на роботов, душа которых давно угасла, а сердце лишь по инерции качает кровь. За годы беспрерывного труда они превратились в топливо, бесконечным потоком льющееся в глотку кровожадного города. И хотя история классового неравенства и несправедливости жизни стара как мир, она никогда не утратит своей злободневности, поэтому наблюдать за вызванными ею перипетиями интересно и на этот раз.


Общественными противоречиями тайно манипулирует некий Ротванг (Рудольф Кляйн-Рогге) – учёный, похожий на Мефистофеля, – пользующийся доверием градоначальника и главы деморализованной элиты Йо Фредерсена (Альфред Абель), которая поклоняется индивидуализму, роскоши и удовольствию. В то же время униженные рабочие, задыхающиеся дымом и стеснённые плодами индустриализации, изображены опустошёнными: их головы опущены, на безликих одеждах только номера, а передвигаются они механически ритмично, но тяжеловесно, будто ходячие мертвецы, пока не решаются бунтовать.

История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга. Метрополис, Фриц Ланг, Фантастика, Фильмы, Длиннопост

«Метрополис» – это ещё и история любви. В центре сюжета – молодые Фредер (Густав Фрёлих) и Мария (Бригитта Хельм), ведомые чувствами – в отличие от Ротванга и Фредерсена, которые полагаются на интеллект. Изобретатель Ротванг, одна рука которого заменена металлическим протезом – изображение злого гения, который не верит в классовое примирение. Безумный Ротванг, одержимый ревностью и сексуальной страстью, стремится разрушить город. Однако в конце мерзавец всё же терпит фиаско из-за появления мессианского Фредера, или так называемого Посредника, – сына градоначальника. Неслучаен и выбор имени Ротванга, ибо rot в переводе с немецкого – «красный». Ланг даёт нам подсказку: якобы Ротванг может представлять красный, коммунистический фронт.


620 тысяч метров негатива, 310 съёмочных дней, 60 съёмочных ночей, 25 тысяч статистов, 11 тысяч статисток, 1100 лошадей, 750 детей, 100 африканцев, 25 китайцев, 100 человек, побритых налысо, 200 тысяч марок на изготовление костюмов, вдвое больше на изготовление декораций и оплату электроэнергии — таковы цифры чуть ли ни самой масштабной картины за всю историю кинематографа. За два года съёмок бюджет фильма вырос из полутора до шести миллионов марок и буквально разорил немецкую государственную казну, так и не принеся в прокате ожидаемой прибыли. Но как это часто бывает, ценность картины стала очевидна лишь спустя время. Именно из «Метрополиса» выросла половина современной фантастики, популярные антиутопии и даже частично киберпанк.

История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга. Метрополис, Фриц Ланг, Фантастика, Фильмы, Длиннопост

Специально для съемки возле Берлина были огромные декорации подземного города, а для панорамы города создали несколько миниатюрных моделей. Движение всего транспорта в Метрополисе осуществлялось за счет покадровой съемки, а для того, чтобы как можно правдоподобнее показать освещение Вавилонской башни, оно прорисовывалось отдельно. Во многих эпизодах использовались зеркала, которые позволяли объединять массовку и модели.


Первые отзывы на картину были отличными, но для американского проката компания Paramount решила перемонтировать фильм, сократив его с 157 минут до 80, убрав множество сюжетных линий и превратив его в мешанину. В результате "Метрополис" провалился в прокате и был разгромлен прессой. Для Times рецензию написал сам Герберт Уэллс, назвав ленту “глупой и клишированной“. Во многом негативная реакция была обусловлена социалистическими идеями. Удивительно, но немецкие прокатчики решили заменить полную версию фильма урезанной американской, попутно уничтожив оригинальную копию.


Провал картины у современников, но при этом долгосрочное влияние на века не случайны. Ланг стремился создать нечто уникальное, что оставит след в умах и в истории. «Бытует мнение, что зрители тупы, будто у них мозги 13-летней девчонки. Я же никогда не верил в это. Я стараюсь поместить в фильм что-то, что нельзя назвать развлечением в чистом виде». В итоге «Метрополис» действительно стал чуть ли не самой влиятельной картиной за всю историю кинематографа. В любви к нему бесконечно признаётся Тим Бёртон, создавая визуальный стиль своего «Бэтмена» американский режиссёр черпал вдохновение именно в «Метрополисе». Бёртону вторят сёстры Вачовски, которые создавали «Матрицу», вдохновившись великой немецкой классикой. «Бегущий по лезвию» также был частично инспирирован «Метрополисом», как и «Бразилия» Терри Гиллиама. Этот список можно продолжать бесконечно — в той или иной степени практически каждая современная антиутопия (а также частично фантастика и киберпанк) отсылают к картине Ланга.

История создания фильма “Метрополис“ Фрица Ланга. Метрополис, Фриц Ланг, Фантастика, Фильмы, Длиннопост

Фильм Фрица Ланга “Метрополис” — пожалуй, самый известный немецкий фильм периода немого кино. Это не только высокохудожественный и доступный для широкого зрителя кинодокумент времен Веймарской республики — фильм представляет собой и одну из первых в мировом кино фантазий о больших городах 20-го столетия. Эскизы к “Метрополису” по сей день часто используются в разработке концепций современных постановочных картин со сложными декорациями.


Вокруг фильма сложился миф, побуждающий любителей кино во всем мире собираться на просмотры кинематографического “остова”, сохранившегося от “оригинального” “Метрополиса”. А историки кино в течение многих десятилетий занимались поисками удаленных из фильма эпизодов. Четвертая часть оригинальной версии фильма считается безвозвратно потерянной, в то же время новейшие исследования, проведенные по инициативе Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау, показали, что из трех первоначальных оригинальных негативов фильма один, хоть и не полностью, но сохранился. В некоторых зарубежных архивах сохранились также оригинальные копии с утерянных оригинальных негативов.


Результатом всех этих изысканий явился еще один скомпонованный вариант фильма, представленный благодарной публике на кинофестивале в Берлине в 2001 году. В новой версии “Метрополиса” не только удалось частично восстановить оригинальную последовательность сцен. Благодаря цифровой обработке изображения впервые удалось обеспечить визуальное восприятие фильма на уровне премьерного показа 1927 года.


https://officiel-online.com/lifestyle-2/art/metropolis-lang-...

http://sila-uma.ru/2007/06/18/metropolis/

https://theblueprint.ru/culture/metropolis-fritz-lang