История христианства. Евангелие от Иоанна

Последним, четвертым, евангелием в Новом завете является евангелие от Иоанна. Может быть составители Нового завета не просто так определили его место.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Св. Иоанн Богослов. Икона. яндекс картинки.

Первые три описания жизни Христа в науке получили наименование синоптических, а их авторы синоптиков. Данный термин происходит от греческого "синопсис"- общий взгляд. Это ни как не говорит об историчности этих евангелий, они различаются в ключевых моментах, синоптическими их называют, чтобы отличить от четвертого евангелия, евангелия св. Иоанна. Профессор З. Понятовский в «Очерке истории религии» подсчитал, что Иоанн сходится с синоптиками лишь в 8 %, а остальные 92 % — исключительно личный вклад четвертого евангелиста в рассказ о Христе. И действительно, у синоптиков Иисус- человек. Так Марк, текст которого наиболее ранний из всех евангелий, ничего не знает ни о чудесном рождении, ни о воскресении. У синоптиков Иисус реальная личность, учитель, целитель.

Ничего подобного нет у Иоанна. Иисус Иоанна не имет человеческих черт, он изначально сущность божественная, и все повествование направлено на то чтобы утвердить читателя в этом. У синоптиков Иисус ничего не говорит о себе, и уж тем более о том, что он сын божий.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Св. Иоанн Богослов. Икона. яндекс картинки.

Не так поступает Иисус Иоанна. Он нисколько не скрывает свою божественную сущность. Уже Иоанн Креститель, увидев Иисуса говорит своим ученикам :

" И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий.

На другой день снова стоял Иоанн, и из учеников его двое.

И взглянув на проходящего Иисуса, он говорит: вот Агнец Божий."

И у Иоанна вы не найдете сцены крещения Иисуса. В самом деле, если тот бог, то на нем нет первородного греха, и крещение не нужно. Нет и сцены искушения в пустыне, и по той же причине.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Св. Иоанн Богослов. Икона. яндекс картинки.

Сам Иисус Иоанна, говоря о себе выражается метафорами, красивыми, но бессмысленными, допускающими весьма широкие толкования, в зависимости от желания толкователя. Вот примеры таких метафор :

Я – хлеб жизни.

Пока Я в мире, Я свет миру.

Я – дверь овцам.

Я – путь и истина и жизнь

Я – истинная виноградная лоза

и т.д.

Библеисты насчитали больше сотни подобных сентенций.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Св. Иоанн Богослов. Икона. яндекс картинки.

В Евангелии от Иоанна мы читаем о восьми чудесах, совершенным Иисусом. Только два из них известны синоптикам (чудо о пяти хлебах и хождение по воде), остальные плод фантазии Иоанна. Пожалуй самым известным чудом является воскресение Лазаря. Нет, у синоптиков тоже есть эпизод с воскресением девочки, но там все три евангелиста единодушно пишут - она заснула. Вполне себе медицинский факт. У Иоанна все обставлено весьма драматично. Тут тебе и четырехдневный труп ( наверняка стал уже попахивать), и пелены... Вот только синоптики ничего такого не знают. Будучи хорошо знакомы с сестрами, Марфой и Марией, они ничего не знают об их брате. Нет упоминаний об этом чуде и у никого другого, что говорит о том, что все это придумано Иоанном, чтобы подкрепить его концепцию божественности Иисуса.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Липпо Мемми (1291-1356). Воскрешение Лазаря. Фреска. Дуомо ди Сан-Джиминьяно.

Другим вкладом Иоанна в христологию стало, в дальнейшем оказавшие сильнейшее влияния на становлении новой религии, понятие логоса. Оно появляется в самом начале евангелия.

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.
Оно было в начале с Богом, Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло.

Тут можно проследить два источника этого речения. Первый источник Египет -

При помощи семи изречений Нейт создает богов и духов.

Второй источник- это философия Гераклита.

Современные исследователи единодушны во мнении, что четвертое евангелие было создано в Эфесе, городе, который был одним из культурных центов Римской империи. И Эфес был родным городом Гераклита.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Гераклит. Бюст.

Для Гераклита логос - разумная, вечная, суверенная основа всех вещей. Понятие логоса далее встречается у Платона, Аристотеля и стоиков, которые отождествили логос с душой мира.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах еврейского философа Филона Александрийского. Филон получил эллинистическое образование, но остался верен иудаизму.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Филон Александрийский.

Он был из тех людей, которые хотели сблизить эллинизм и еврейство. Но Ветхий Завет, это все же история еврейского народа, и в этой истории далеко не все было красиво и пристойно. Поэтому предлагалось рассматривать все эти истории как аллегории, которые имели высокий смысл. Филон рассматривал бога как творца, далекого от мира. Эта была непостижимая для людей духовная сила, безличная и бестелесная. Материя- зло, бог не может с ней взаимодействовать, появляется посредник- логос. Логос - слово бога, излучение его духа, разум и начало вещей. Логос управляет миром, как душа человеком. Филон нередко называет логос "сыном божьим". Иоанн полностью отождествил логос с Иисусом Христом. Отсюда недалеко было до гностицизма и манихейства.

Евангелие было написано в 95- 100 году. В середине второго века апостола Иоанна отождествили с автором четвертого евангелия. Мог ли неграмотный рыбак подняться до высот греческой философии? Вряд ли. Я не буду приводить всех аргументов против авторства апостола, достаточно следующего.

Поликарп, близкий ученик Иоанна, не делает и намека на то, что он знаком с Евангелием от Иоанна. Папий, также примыкавший к школе Иоанна, собиравший устные рассказы, касавшиеся Иисуса, не говорил ни единого слова о «жизни Иисуса», написанной апостолом Иоанном, а это — факт тем более значительный, что Папий, будучи малоазийским епископом и приятелем Поликарпа, мог иметь подробные сведения об апостоле, Впрочем, авторство апостола Иоанна ставилось под сомнение уже в конце того же второго века.

История христианства. Евангелие от Иоанна Церковь, Христианство, История (наука), Длиннопост

Епископ Смирнский, ученик апостола Иоанна. Византийская мозаика.

В церковной среде возникла еще одна версия авторства евангелия. Его приписали другому Иоанну, анонимному любимому ученику Иисуса.

В 21 главе евангелия прямо сказано:

Он и есть тот ученик, который свидетельствует об этом и написал это, и мы знаем, что истинно его свидетельство.

Вот только, доказано, что эта глава является позднейшей вставкой. Мы никогда не узнаем истинного автора этой книги.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения