Инклюзия: за или против.

Я работаю учителем-логопедом в школе, по образованию дефектолог. Это мой первый год работы, профессия желанная, как и работа.
Столкнулась вот с чем.
В начальной школе был выявлен очень слабый ребенок (не буду описывать результаты моего обследования, т.к. необходимо будет пояснить все и получится длинный текст). Тут же этот ребенок был обследован моей коллегой (психологом), которая подтвердила, что у ребенка легкая умственная отсталость. Помимо того, что есть проблемы с неуспеваемостью, ребенок мешает вести уроки, срывает их, мешает одноклассникам.
По новому закону об образовании мы ничего не можем сделать с этим. Да, психолог и я отправили маму на комиссию, где смогут официально подтвердить диагноз и предложить маме отдать ребенка в коррекционную школу, но, к несчастью, это носит характер рекомендации, т.е. по закону родитель сам решает, где ребенок будет учиться. А решает он в пользу массовой школы. Что мы имеем в итоге: с недавнего времени в классах есть дети, которые должны учиться в специализированном учреждении, но вместо этого они сидят в обычных общеобразовательных школах и мешают детям с нормой интеллекта получать знания. Более того, учитель не знает, что делать с таким ребенком, он не получал образование, которое позволяет обучать такого ребенка. А мама ничего не хочет слышать, считая, что это учитель не может научить. И мы тут просто бессильны. Я беру ребенка чаще, чем других детей, пытаюсь заниматься так, как занимался бы дефектолог (вне урочное время), но этого все равно мало, потому что из учебного процесса ребенок выпадает, потому как не в состоянии почти ничего усвоить.
То, что происходит - это так называемая инклюзия, которая нравится людям, не имеющим ничего общего с педагогикой. Она якобы способствует социализации особенного ребенка, учит толерантности и прочее. Я проходила практику во многих учреждениях города, где учатся разные дети. Это были школы для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, школы для детей с ДЦП, коррекционные школы для детей с ЗПР (задержкой психического развития) и умственной отсталостью. Детям хорошо там, где есть такие, как они, где есть специалисты, которые ежедневно занимаются с ними! Но закон позволяет родителям, которые некомпетентны в этом вопросе, решать судьбу ребенка, фактически позволяет ставить на ребенке крест. В то же самое время, я знаю девушку с умственной отсталостью, которая закончила специализированную школу, где ее научили превосходно шить (в таких школах делают упор на трудовую деятельность, чтобы человек мог потом найти себе работу). Сейчас она работает в ателье, а еще шьет на заказ, зарабатывает больше, чем я:) Ее мама не только приняла диагноз своего ребенка, но и сделала все, чтобы ее дочь нашла себя в жизни. (Пишу это к тому, чтобы Вы понимали, что выпускники таких школ могут найти себя и получать деньги, которые позволят им быть полноценными членами общества, коими они и являются). Мне хотелось бы призвать всех родителей, которые стоят перед трудным выбором, сделать его не в пользу своего соц.статуса, а в пользу ребенка. Специалисты не имеют голоса, мы беспомощны, хотя хотим помочь. Родители прячутся за своими амбициями, убивая своего ребенка своим выбором. Даже если они имеют диагноз на руках, все равно идут в общеобразовательную школу, где не получают тьютора, которого обещало государство (Почему? Потому что тьютору платят копейки, на которые невозможно выжить), а без тьютора эти дети не могут учиться в одном классе с 30ю учениками, у которых нет таких проблем.
Из инклюзии не получится ничего хорошего, и мне страшно, что до сих пор никто ничего не предпринимает, хотя с каждым годом ситуация в образовании становится хуже и хуже. Люди слышат об инклюзии, как о сказке, которая поможет особенному ребенку стать частью общества (хотя, почему вдруг он не часть общества??) Становится все больше ненависти, которую можно предотвратить, если бы все в полной мере понимали, что несет в себе эта инклюзия и какими могут быть ее последствия как для самого ребенка, так и для тех детей, с которыми он учится.
Да, есть дети, которые и с диагнозом могут учиться в массовой школе. Например, ребенок с ДЦП может перемещаться в коляске, усваивать программу и быть в коллективе - почему бы и нет? Но проблема в том, что на практике такие дети уходят в себя, т.к. чувствуют разницу, переживают ее, в то время, как в специальных школах могут влюбляться, общаться с теми, кто столкнулся с такой же проблемой и может разделить эти переживания. Может быть я не права, но в последнее время эта тема не дает мне покоя.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
48
Автор поста оценил этот комментарий

Подруга - учитель начальных классов, плачет от этой инклюзии горькими слезами. А по мне, так это «отберём у хромых костыли, пусть у них будут равные возможности!»

раскрыть ветку (10)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Это скорее всего здоровым костыли дать, чтоб хромать начали. Я работала в таком классе, где сразу несколько человек нуждались в коррекции. Одна мама так вообще к концу 1-ой четверти 2-го класса в 4-ую школу ребёнка повела. Я пригласила её, показала альбом по рисованию, где полный бред был изображён. Рассказала, что на уроках происходит. А на уроках ребёнок хихикал, выливал гуашь из баночки, размазывал по альбому и парте, сам с собой разговаривал, никакой материал учебный не усваивал. Осторожно поинтересовалась, что в других школах учителя ей говорили. Отрицает замечания в других школах. Попыталась договориться на комиссию. Рассказала, что в спец школе ребёнку комфортно будет. - Давайте попробуем?, - говорю. На следующий день она документы забрала, в другую школу сбежала. В этот же класс ребёнка посадили из другой школы. Это вообще цирк и кони! Хватал стулья, в детей их бросал, ножницами тыкал, орал: всех убью. Это на уроках вообще-то происходило. Переворачивал парты. В этом же классе оказался социально неблагополучный ребёнок, который по возрасту должен был учиться в 4 классе. В школу не ходил до этого. Мама забила. Ей, вообще-то, рожать каждый год по новому ребёнку надо было. Так я её ни разу и не видела. Только слышала, то ли 5, то ли 8 детей женщина родила. Героиню скоро дадут, видимо. А старый, то есть первый, не нужен. Посадили ко мне. Я должна была и весь класс учить, и этого ребёнка по другой программе. А ещё в этом же классе девочка-воровка училась. Также посадили её в наш класс после лета. Приехали из деревни. Она у всех деньги отбирали. Ходила немытая, нечесаная. Учёба ей не давалась, да и желание такое напрочь отсутствовало- знания получать, зато по всем этажам школы бегала, втиралась в доверие, воровала все, что не приколочено. И вот вышла я после летних каникул, а тут четверо таких новеньких, да и среди своих с зпр несколько человек было. Каждый день на работу как на пытку. Один вопрос: за что здоровым детям из благополучных семей и учителям такое??? Я честно скажу-не выдержала. Ушла после второго класса. Иначе психической бы стала на раз-два. Бессонница и нервные срывы чуть не каждый день стали случаться. Так ведь за инклюзив ни одной копейки доплаты учителям не положено! Я живу в дотационной области. Самая высокая зарплата, которую получала-13000 была. Это если кучу мероприятий проведёшь и доплату из стимулирующего фонда получишь. А так 10500. Вот такие реформы. А вы говорите, правительство плохо работает. Да тут такие выкрутасы с образованием устраивают! Никак всех хотят в инклюзив загнать. А что, стадом-то управлять легче.

раскрыть ветку (8)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Учитель, к сожалению, теперь обслуживающий персонал, предоставляет образовательные услуги. А услугу можно качественно или некачественно предоставить, и это зависит от того, кто делает. Сделал хорошо - молодец, получи свой оклад, не сделал и ученик получил 2 (условно) - получи геморрой с бумагами и отчётами. И хрен объяснишь, что хоть как пляши с бубнами, не будет успеваемости, если ребенок не готов, и не хочет, и вообще "драмкружок, кружок по фото", не успевает делать дз и на уроках спит, устал же. У меня в одной школе была замечательная завуч - требовала отчитываться по всем троечникам и двоечникам (на каждого - отдельный отчёт!), где нужно указывать как так получилось, что у ребенка 2-3, какие меры проведены, почему не занимаюсь после уроков  дополнительно с ним (бесплатно, конечно же)... 


А про "особых" детей...  Мне довелось (к счастью) увидеть разных. Были совершенно неуравновешенные психически, которые по справке на домашнем обучении, но в группу доп образования родители ведут, естественно такие дети мешают всем (с трудом вытягивалась из родителей информация о справках, и в основном удавалось перевести на индивидуальное обучение). Были с отклонениями перелюбленные дети (но усвоившие, что они могут творить что угодно!), в одной группе девочка первоклашка каждый раз заходила с ноги в класс (реально с ноги!), с крокодильим ревом и криками "ЯНЕГОТОВАААА" садилась за парту, удовлетворялась тем, что с нее ничего не спросят и ничего ей не сделают, и спокойно начинала заниматься своими делами, не связанными с предметом. Мама мне авторитарно велела не отходить на уроках от ее особенной девочки, а остальные дети пусть сами все делают, к ним не надо подходить, и вообще она лучше знает как преподавать, потому что "я сама воспитатель в саду и у меня все всё успевают". А были адекватные - мальчик с лёгкой формой аутизма, хороший, старательный, сразу занимался индивидуально, прекрасная мама, и у ребенка были успехи.


Я против инклюзии для детей с нарушением интеллекта. Для блага таких детей, блага их нормальных одноклассников, блага их учителей и блага их родителей. Нельзя таким ребятам учиться у необученных преподавателей, неспециалистов. Не знаю, кстати, в педвузах есть курс по коррекционке для всех педагогов? Меня лично не учили, как работать с неадекватными. У меня в вузе педагог по психологии-педагогике дала супер ответ на мой вопрос, что делать с "неправильными" детьми - от хулиганов до умственно отсталых. Вопрос был больше о хулиганах, потому что их больше и шанс попасть в их класс 99.(9)%. Как с ними работать, как реагировать на их агрессию и т.д. Мне вместо ответа прилетели расспросы "а почему интересуетесь, видимо у вас есть скрытые комплексы, какие-то травмы, может, с вами обращались плохо?" (Подчеркну, что были озвучены цели интереса, но она сказала, что, оказывается, таких детей не бывает! Педагог лет 35-45, кажется).


Инклюзия для инвалидов по суставам, лёгким, отчасти зрению и слуху, отсутствию рук/ног и т.д. - возможна, с ОПРЕДЕЛЕННЫМИ оговорками. Но всё, что у нас ни делается - делается через ж.


Простите за многабукаф.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Подписываюсь под каждым словом!
4
Автор поста оценил этот комментарий
Да творится вообще ужас. Если семья более менее благополучная, можно хоть уговорить, а если нет, то там всем все равно. В коррекционных школах, где я была, много было многодетных семей. Была УО мама (у нее был диагноз) с 11ю детьми!! И все учились или в школе коррекционной, или в садик ходили через км около школы, тоже дети 7,8 вида. Словом, ужас.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Считаю, что действительно, детям с особенностями здоровья лучше учиться отдельно. И в школе и дальнейшем обучении.

У меня было заболевание ног в детстве, я год жила в санатории, ходила на костылях, там все такие были.

Никто не смущался, общались, веселились, влюблялись. Я наравне со всеми была.

Потом подлечились, стала ходить без костылей, но инвалидность осталась. Меня вернули в обычную школу и я сразу стала изгоем: на физкультуру мне нельзя, в поход нельзя, на сельхозработы нельзя. И в классе смотрят с опаской и подозрением, хотя с головой у меня всё нормально!

Всю оставшуюся школу доказывала, что я не хуже других, к сожалению и родители не поддерживали.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот поэтому каждый случай требует внимания. Кому-то удобно в массовой школе, кому-то нет, мы должны прислушиваться к каждому ребенку. Очень хочется сделать жизнь каждого воспитанника настолько счастливой, насколько от тебя зависит. Наше государство сегодня не особо заинтересовано в том, чтобы создать условия, экономит на всем. А вернее, даже не само государство, мб оно и выделяет средства, но они просто не доходят до школ и садиков.
1
Автор поста оценил этот комментарий

скажите, пожалуйста, а создать дискурс и пихать в игнор всех несогласных, что бы не могли ответить на ваши "аргументы", так все феминистки делают, или только одна вы такая "волшебная"?

Автор поста оценил этот комментарий

девочки, а если какую-то петицию создать? или есть уже?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не помогает, уже писали( никто не поддержит ее, потому как мало кто понимает специфику, а если видеть только поверхность, то инклюзия кажется лучше, чем она есть на самом деле.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошая аналогия.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку