Дубликаты не найдены

+1

А кто у него в рот берёт?

раскрыть ветку 1
0

у того тетива по другому накинута)

Похожие посты
539

Пирамида, которая рухнула

Интересно наблюдать, как древние египтяне превратились из корма для нильских крокодилов в лучших строителей древности. Великие пирамиды Гизы — до сих пор визитная карточка Египта и единственное уцелевшее чуда света. Но сегодня мы поговорим о более древней пирамиде и о крупнейшей строительной катастрофе тех времён.


Итак, пирамида в Медуме.

Пирамида, которая рухнула Cat_cat, История, Древний Египет, Египет, Пирамида, Фараон, Провал, Длиннопост

Общий вид на пирамиду в Медуме.


Немного матчасти. Пирамиду начал строить фараон Хуни, последний фараон III династии, примерно 4700 (Четыре тысячи семьсот) лет назад. Это была вторая пирамида на свете, и она должна была стать ступенчатой. И всё было хорошо, пока фараон не помер.


Новый фараон Снофру, первый фараон IV династии, помимо имени, похожего на сдавленный чих, имел грандиозные планы на Медумскую пирамиду.

Пирамида, которая рухнула Cat_cat, История, Древний Египет, Египет, Пирамида, Фараон, Провал, Длиннопост

Вид на пирамиду сверху. С этого ракурса лучше видно сохранившееся основание.

Для начала было увеличено число ступеней. По новому проекту, их должно было стать не 7, а 8. Ну, чтобы точно быть выше всего вокруг. Затем, в процессе наблюдения за строительством, фараона посетила ещё одна, действительно гениальная, идея: сделать известняковую облицовку и превратить ступенчатую пирамиду в "настоящую".


Тут надо сказать, что первые египетские пирамиды строили не из каменных блоков (их время наступит позднее). Строили их по актуальной по сей день технологии "говно и камни". Ну, то есть, складывали камни нужным образом, скрепляли каким-нибудь раствором — и готово.) Медумская пирамида, построенная таким способом, имела высоту почти в сотню метров! Правда, очень недолго, хехе.

Пирамида, которая рухнула Cat_cat, История, Древний Египет, Египет, Пирамида, Фараон, Провал, Длиннопост

Схематичное изображение пирамиды "было-стало".

Пирамида, которая рухнула Cat_cat, История, Древний Египет, Египет, Пирамида, Фараон, Провал, Длиннопост

Пролом в облицовке сохранившейся части пирамиды. Внутри пролома наглядно видно, из чего она была построена.

Конец истории, как водится, немного предсказуем. Вряд ли фараон видел это впечатляющее зрелище своими глазами, но вот для всех людей в округе зрелище точно стало незабываемым. Почти вся внешняя облицовка и часть первоначальных ступеней в один миг осыпались, похоронив десятилетия труда тысяч египтян.


Снофру чихнул, почесал затылок и забил на эту пирамиду свой огромный фараонский жезл. В будущем он построит ещё как минимум четыре пирамиды, по которым прекрасно видно, как росло мастерство египетских строителей. И да, его последняя Розовая пирамида имеет правильную форму, гигантские размеры и до сих пор прекрасно себя чувствует.

Пирамида, которая рухнула Cat_cat, История, Древний Египет, Египет, Пирамида, Фараон, Провал, Длиннопост

Читатель представляет момент обрушения пирамиды в Медуме.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_123644

Автор: Владимир Дробенков. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257748553

Личный хештег автора в ВК - #Дробенков@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 4
1245

Хатшепсут. Женщина-фараон

Даже археологи поначалу не могли в это поверить. Женщина-фараон. Не царица, не регентша, а фараон с абсолютной, непоколебимой властью. Уникальный случай в истории древнего Египта, отличавшегося ревностным отношением к традициям. Что же такого было в этой женщине, что ради нее древние люди наплевали на многовековые обычаи?


Жить нашей героине выпало в прекрасное время: 15 век до нашей эры, Эпоха нового царства, золотой век Египетской цивилизации. Гиксосы, люди с востока, которые несколько предыдущих столетий кошмарили Египет, были давно изгнаны, правящая династия крепко стояла на ногах, в ее легитимности и военной мощи никто не сомневался. Культура, а в особенности архитектура, переживала свой расцвет, чего нельзя было сказать о королевской семье. Будущая царица была старшим ребенком Фараона Тутмоса I и Великой жены царя Яхмес. Яхмес была не единственной женой царя, но именно ее дети считались полнокровными наследниками Египта.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Тутмос l


Младший брат Хатшепсут, которому согласно обычаям должны перейти бразды правления, скончался совсем ребенком. От другой жены, менее влиятельной, у фараона было три сына. Отца пережил только один. Когда Тутмос I отправился в мир мертвых, Хатшепсут выходит замуж за своего брата от другой матери Тутмоса ll. Кровосмешение ради сохранения царства у египтян было в порядке вещей, это ограждало страну от междоусобиц. Правила наследования были четко прописаны, и жрецы - основная политическая сила — ревностно следили за их исполнением.

Тутмос II был сыном второй жены фараона, он был полукровка и полных прав на трон не имел. Хатшепсут была прямой наследницей, но она была женщиной, а в египетском языке не было даже иероглифа означающего “Царица”, высший титул, на который могла рассчитывать женщина, был “Великая жена царя”. Вот они и поженились, Тутмос ll получил право царствовать, а Хатшепсут заняла почетное место рядом с ним.


Немного о государственности Египта.


Народ Египта был до невероятия набожным. Фараон считался воплощением Бога Амона на земле. Жрецы обладали огромной властью, они могли влиять, как на умы простолюдинов, так и на фараона. Жена фараона носила титул “Супруга бога Амона” — высочайший сан в египетском жречестве. Второй по величине силой в империи была военная знать. Как и любой большой стране, Египту надо было защищать границы, успокаивать недовольных и периодически кого-нибудь захватывать. Самой скромной силой были аристократы. Богатейшие ремесленники, земледельцы и торговцы хоть и обладали родовыми привилегиями, которые отнять у них не мог даже фараон, влияния на политику оказать не могли. Так же отдельного внимания стоят чиновники. Престижное и выгодное занятие, но весьма опасное и сложное. Именно руками чиновников сильные мира сего проворачивали различные дворцовые интриги и махинации.


Если кратко, то государство выглядело так:

1. Фараон — обладает неограниченной властью, но частенько вынужден считаться с интересами знати.

2. Жрецы — следят за порядком в умах людей и стабильностью на троне.

3. Военные — защищают и обеспечивают империю рабами, землями и торговыми путями.

4. Аристократы — обогащают империю, торгуют, творят культуру и искусство.

5. Чиновники — служат всем выше перечисленным, в первую очередь конечно фараону.

6. Рабы и простолюдины — много работают круглый год и в любую погоду.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Фивы, древняя столица Египта.


Вернемся к молодоженам. Тутмос II оказался человеком заурядным, со слабым здоровьем. Фараон находился под сильным влиянием жены, Хатшепсут была моложе, умнее и тверже. Еще при жизни законного царя она сосредоточила власть в своих руках. Фараон почти все время правления провел в походах, и умер молодым. Царствовал он 3 года. От него у Царицы остались две дочери. Наследником снова стал полукровка, сын одной из наложниц Тутмос III. На момент смерти отца мальчишке было всего 12 лет. Прав на престол у него не было, однако, его все равно провозглашают фараоном. Других наследников не было. Жрецы объяснили это тем, что оракул Амона Ра, предсказал молодому человеку будущее фараона. Хатшепсут становится регентом и продолжает укреплять власть. В скором времени при всесторонней поддержке жречества Хатшепсут ссылает малыша-фараона на обучение в храм, подальше от Фив, религиозной столицы Египта, где по совместительству решались и все политические вопросы.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Это все Хатшепсут.


И все же рано или поздно Тутмос вернется и потребует трон, и Хатшепсут придется уступить свое место фараону и его жене. Все это прекрасно понимали, но никто этого не хотел. За семь лет своего регентства Царица привела империю к процветанию. По всей стране строились храмы, восстанавливались разрушенные гиксосами памятники и святыни, торговля росла и процветала. Все ключевые сословия поддерживали Хатшепсут.


Началась активная пропаганда. Жрецы пустили в “печать” легенду о божественном происхождении Царицы, дескать, сам Амон Ра в обличие Тутмоса I (отца Хатшепсут) спустился с небес и зачал ее. В храмах и обелисках появились барельефы, где Хатшепсут была изображена в мужской одежде и с накладной бородой.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Хатшепсут в образе.


Лишь одна деталь позволила археологам догадаться о том, что фараон, изображенный на барельефах женщина: иероглифы, описывающие изображения, гласили – “Ее Величество Фараон”, а когда в текстах речь шла о “Царе”, то местоимением стояло “Она”.


Вот так Великая жена царя стала Великим царем.


Экспедиция в Пунт.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Египетские воины в Пунте.


После своего восхождения на престол фараон, полное имя которой стало Мааткара Хатшепсут Хенеметамон, хотела показать, что она способна не только на мирные дела, но и на военные, ни чуть не хуже фараона-мужчины. Она лично снарядила небольшую экспедицию в Пунт, давно забытую страну, торговля с которой пришлась бы очень кстати. Жители этого государства производили древесину, в Египте с ней было туго, а так же смолу мирры и ладан, необходимые ингредиенты для священных ритуалов. Хоть экспедиция и несла мирную цель, путь был непростым, да и о ситуации внутри Пунта известно ничего не было. Сначала путешественники протащили свои корабли до берегов красного моря, а оттуда уже, аккуратно, вдоль берега поплыли в страну деревьев и благовоний.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Оранжевый — первая экспедиция, желтый — торговые пути.


Экспедиция длилась год и прошла просто восхитительно. Пунтийцы приняли египтян с почестями и осыпали их дарами. Началась торговля, на египетских прилавках появились новые благовония, краски всех сортов и расцветок, слоновая кость, шкуры экзотических животных.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Египетское торговое судно.


Полноценных военных походов в биографии царицы тоже хватает. Несколько походов в непокорную Нубию, получение контроля над Синайским полуостровом и Финикийским побережьем, а также вторжение в Сирию и Палестину. В этих делах отличился Тутмос III, который пролетев мимо египетского трона, построил успешную военную карьеру.


Заслуги же Хатшепсут – это в первую очередь архитектура.


За 20 лет своего правления царица взрастила поколение талантливых скульпторов и архитекторов, а приумноженные богатства позволили претворить в жизнь задумки древних творцов.


Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Этот храм, высеченный в скалах, вышел из под пера Сенмута, архитектора и фаворита царицы. Сенмут был простолюдином, но за счет своих талантов стал одним величайших людей Египта, даже ходили слухи, что он был любовником Хатшепсут. Храм строили 9 лет. Именно благодаря таким сооружениям мы знаем о древнем Египте так много. Каждый правитель считал своим долгом построить храм, посвященный себе, и высечь историю своей жизни в камне.


Храм богини Сатет на острове Элефантина.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Небольшие храмы Хатшепсут строила во всех святых местах. На рельефах стен в таких храмах изображались истории и сцены из египетской мифологии.


Храмовый комплекс Карнак.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

Один из величайших памятников эпохи нового царства. Строительство начал еще отец Хатшепсут. Царица расширила комплекс, установила 4 обелиска, и дополнила храм отца красной капеллой, посвященной ее коронации.

Хатшепсут. Женщина-фараон Cat_cat, История, Длиннопост, Египет, Фараон, Женщина, Древний Египет, Древность

1 один из обелисков, 2 Реконструкция Красной капеллы, 3 фрагмент барельефа из Красной капеллы.


В общей сложности Великая царица правила 22 года. Когда она предстала перед Анубисом, ей было около 50 лет. К сожалению, большинство рукотворных памятников, посвященных Хатшепсут, уничтожило не время, а люди. Женщина-фараон, современники и ближайшие потомки мужчины, не смогли смириться с этим беспрецедентным нарушением обычаев и традиций. Сразу же после ее смерти, скульпторы под руководством Тутмоса III принялись за уничтожение этой личности. Барельефы видоизменялись, там, где ранее была Хатшепсут, теперь красовался ее отец или муж. Там, где переделать изображение было невозможно, их стирали или портили до неузнаваемости. Но в одном, хоть и не осознанно, Тутмос помог археологам. Обложив обелиски Хатшепсут каменной кладкой, он законсервировал их, и продлил им жизнь. Благодаря прекрасно сохранившимся текстам на этих обелисках, история этой женщины не исчезла бесследно. Для нее это было важно, свою жизнь она стремилась изобразить и передать потомкам, это видно по тому, с какой любовью и усердием создавались храмы и барельефы. И если загробный мир таки существует, то думаю, фараон Мааткара Хатшепсут Хенеметамон довольна.


Поддержать можно добрым словом в комментах.


Статья взята с Cat_Cat. Автор: Карл Стольгиченко.

Личный хештег автора в ВК - #Стольгиченко@catx2


__________________________________

Оглавление Cat_Cat на Пикабу.

Показать полностью 11
199

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть

«Занимайтесь любовью, а не войной», - призывали хиппи в прошлом веке. «Чем не занимайся, конец будет одинаков», - меланхолично ответил бы им древнеегипетский мастер бальзамирования. Вообще, тема смерти и посмертного существования занимала важное место в этой цивилизации. Кто не слышал про грандиозные гробницы фараонов, мумии и т.д. Помню на уроке истории учитель рассказала нам, что лучшим подарком у древних египтян считался гроб. Нам, пятиклассникам, эта идея показалась восхитительной. И даже рассматривалась идея некоего косплея на день рождения классной руководительницы (она как раз и вела историю), но реализовать ее так и не удалось (где бы мы взяли гроб).

В общем, учитывая популярность этой темы, сказать что-то новое было бы очень непросто. Отказавшись от нескольких вариантов, я почувствовал себя как Юрий Хой с его песней про бомжа. Плюнул и оставил как есть. В итоге текст состоит из двух историй, скажем так, культурологической и детективной. Кому неохота в культурологию – прокручивайте до картинки с кричащей мумией. А остальные не говорите, что я не предупреждал).

Знаете, что общего у Лавкрафта, тибетских монахов, индусов, Эдуарда Лимонова и Эша Уильямса из «Зловещих мертвецов»? У всех вышеперечисленных в жизни определенную роль сыграла Книга мертвых (или Некрономикон). Понятно, что у каждого своя. Был свой вариант Книги мертвых и у египтян. Причем, этот вариант является одним из самых старых (индусы будут настаивать на первенстве своей «Гаруда-пураны», но, по сложившейся здесь традиции, пусть сначала предъявят пруфы).

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть Древний Египет, Фараон, История, Квадратный длиннопост, Длиннопост

Хотя, сами египтяне вообще не использовали это название, оно пошло от арабов, проживающих ныне на территории Египта. Вскрывая могилы древних египтян, они находили там похожие свитки папируса, которые и назвали «книгой мертвого человека». А уж затем это подхватили и европейские египтологи. Сами же египтяне называли эти свитки – «Речение выхода в свет дня». Поскольку это был сборник религиозных текстов (по сути, инструкций), помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в последующей жизни на полях Иалу. Согласитесь, звучит уже не так зловеще.

Вообще, у египтян было достаточно светлое отношение к смерти и тем, что ждало человека после нее. Их «Книга мертвых» она не о смерти, а, скорее, о бессмертии. Ну а египтологам ценна еще и тем, что позволяет гораздо глубже понять картину мира древних египтян.

Во-первых, в отличие от многих других верований, египетские религиозные тексты не особо догматичны. И «Речение» имеет массу вариантов. Оно словно конструктор «Лего», когда из большого массива гимнов и текстов, писец формировал индивидуальный набор, исходя из биографии заказчика, его пожеланий и суммы, которую он готов был выложить за такой папирус. Поэтому у знати «Речение» могло стоять из полутора сотен богато иллюстрированных «глав», а у ремесленников – из нескольких текстов с минимумом картинок. Но положить папирус в гроб старались в любой семье, кроме откровенной бедноты. По сути, это был один из признаков жизненного успеха – заработать на свой вариант «Речения». Исключением являлся сам фараон – для него делали специальные тексты («Книга неба», «Книга земли» и другие), которыми обычно покрывали стену гробницы, сопровождая их богатым иллюстративным материалом.

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть Древний Египет, Фараон, История, Квадратный длиннопост, Длиннопост

Что, в принципе, вполне объяснимо – ведь фараон был живым богом и потому его посмертный путь протекал по иным правилам и в иных областях, куда не могли попасть души прочих умерших.

Большинство авторов этих папирусов проживало компактно в Дейр эль-Мединэ – поселке ремесленников и художников. Именно его жители создавали украшения для царских гробниц, а также многие папирусы, включая варианты «Книги мертвых» для состоятельных египтян. Это была довольно закрытая община, со своими правилами, традициями и секретами.

Вторая интересная особенность этих текстов, в том, что она подробно описывает способы, как умерший должен преодолевать посмертные испытания, завершающиеся судом Осириса. В одних случаях советы даются в виде религиозных притч, в других – в форме заклинаний. Но в целом, текст имеет очевидное прикладное значение – обеспечить себе хорошее посмертие.

При этом важно, что у египтян не было концепции ада как таковой. В конце пути, попав к трону Осириса, покойный клал свое сердце на специальные весы. На другую чашу клали перо богини истины Маат, чтобы проверить насколько праведно жил покойный (облегчить прохождение этого испытания можно было специальным заклинанием, которое также входило в состав «Книги мертвых», причем, это был весьма популярный элемент, присутствовавший во многих наборах).

Если взвешивание было не в пользу испытуемого, его сердце съедало  чудовище Аммат (помесь крокодила, льва и ряда других животных).

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть Древний Египет, Фараон, История, Квадратный длиннопост, Длиннопост

Аммат в ожидании обеда из сердца очередного грешника


И умерший лишался возможности обрести покой на полях Иалу, где праведники получают возможность помогать богам в поддержании миропорядка. Но и эта смерть была не окончательной. Египтяне верили, что однажды этот цикл существования мира закончится и боги создадут мир вновь. Именно тогда грешники смогут возродиться, получив второй шанс. То есть, надежда на лучший исход оставалась всегда. И это тоже важно помнить, если вы хотите понять, каким видели мир подданные фараонов. Ну а для меня это еще один камень в копилочку того, что представления египтян о мироздании очень напоминают теорию Большого взрыва, что, правда, является лишь интересным совпадением.

Кроме того, тексты «Речения» или «Книги мертвых» – один из важнейших источников классической египетской магии, поскольку содержат подробное описание многих заклинаний. Понятно, что вы в магию не верите, но древние египтяне – верили. И потому эта часть культуры тоже важна для египтологов. Ну а обычному читателю может быть просто интересным чтивом.

Кстати, египтяне разделяли магию на добрую и злую не по форме, а по цели. И поэтому обычный призыв болезней и смерти на другого человека мог быть расценен как тяжкое преступление. А внешне зловещий ритуал с приношением в жертву животных, но направленный на излечение больного – как доброе и богоугодное дело. Для успеха в магии было важно знать и правильно произносить истинные имена богов и других созданий. А для нанесения урона использовали изготовление восковых фигурок цели, которые затем протыкали иглами, сжигали и закапывали в землю. В общем, египетские маги были те еще затейники.

Не обошлось без магии и в той истории, которая составляет вторую часть этого поста. Итак, Дело кричащей мумии.

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть Древний Египет, Фараон, История, Квадратный длиннопост, Длиннопост

В XII веке до нашей эры на египетский престол взошел фараон ХХ династии Рамзес III, который правил страной около тридцати лет. При нем совершались успешные военные походы, велось масштабное храмовое строительство, состоялась большая экспедиция в страну Пунт (где-то в Восточной Африке). А вот закончилось его царствование кризисом и некоей мутной историей с заговором, повлекшим смерть фараона. Ниже – краткая история того, как уже в наше время шло изучение обстоятельств смерти фараона.

Спустя много столетий после смерти Рамзеса, его гробница была найдена археологами. Ученые получили в свое распоряжение мумию, которую идентифицировали как Рамзеса III. Интересной особенностью было то, что горло мумии было замотано бинтами. Снимать их не стали, чтобы не повредить мумию.

Секс, война и смерть в Древнем Египте. Часть 3 Смерть Древний Египет, Фараон, История, Квадратный длиннопост, Длиннопост

Также, еще в XIX веке французский художник Ашиль Девериа, изучая трофеи, вывезенные в Лувр из Египта, нашел документ, ныне известный как Туринский юридический папирус (не путать с Туринским эротическим, о котором шла речь в первой части). Папирус содержал историю «заговора в гареме» против фараона Рамзеса III. Возглавила заговор одна из его второстепенных жен – Тия, недовольная тем, что ее сын – Пентаур – не был назначен наследником. Что интересно, в тексте указывалось, что это были не их настоящие имена (скорее, оперативные псевдонимы). Царицу поддержала пара десятков сановников, в их числе начальник гарема Паининук, дворецкий Меседсура и другие.

Чуть позже нашлись и дополнения к нему, разделенные на два документа - папирус Ли и папирус Роллин. В них, в частности, рассказывается о магических действиях, совершенных заговорщиками:

«[начали] делать магические свитки для препятствования и устрашения, делать богов и людей из воска для ослабления людских тел».

В итоге фараон погиб, но заговор был раскрыт, и его участники были казнены. Такова канва истории, изложенной в древних источниках. Но египтологи многие годы рассматривали этот вариант развития событий, как гипотезу, поскольку не было никаких других доказательств.

Ситуация изменилась уже в нашем столетии. Группа исследователей во главе с профессором Альбертом Цинком из Европейской Академии (Италия) в 2012 году провела большое исследование мумии, хранящейся в Египетском музее Каира. Первоначальный осмотр ничего не дал. «Не было ничего, что указывало бы на заболевание, травму или иную причину смерти фараона», - рассказывал руководитель проекта. Но толстый слой повязок на шее сам по себе привлекал внимание ученых, и они решили проверить, что скрыто под ними с помощью компьютерной томографии.

Томография мумии Рамсеса III показала обширную и глубокую (она доходила до позвоночника) рану на горле царя, нанесенную очень острым лезвием, которая почти сразу привела к его смерти. Также внутри раны был найден амулет Око Хора Уджат. Вероятно, древние бальзамировщики вставили его в разрез во время бальзамирования, желая магического посмертного исцеления своему владыке.

Так было подтверждено первое утверждение манускрипта – о том, что фараон был убит. Но перечень заговорщиков также требовал доказательства. В Туринском папирусе говорилось, что все они были казнены, правда, разными способами. К тому времени уже существовала версия о том, что египтологи располагают мумией одного из заговорщиков – ее еще называли Безымянной или Кричащей мумией.

Она отличалась от обычных древнеегипетских мумий: из тела не были полностью удалены внутренности, руки связаны за спиной, рот открыт в крике, а сама мумия завернута в козлиную шкуру (козел считался нечистым животным). Эти особенности и давали ученым основания предполагать, что перед ними Пентаур, который был наказан за участие в убийстве отца, в том числе и ненадлежащим мумифицированием (а значит, и большими проблемами в посмертном существовании).

Когда Цинк с коллегами добились успеха с обследованием мумии Рамзеса им разрешили играться с томографом дальше продолжить эту работу с другими объектами. Ученые поставили целью подтвердить или опровергнуть утверждение, что Безымянная мумия и есть царевич-отцеубийца.

Согласно папирусу, суд приговорил Пентаура к смерти, но, чтобы никто не поднял руку на сына фараона, его якобы заставили убить себя самостоятельно. Томография же показала, что смерть Безымянной мумии была мучительной – грудь была сдавлена, а горло перетянуто. В итоге, исследователи пришли к выводу, что этот человек скончался от удушья.

Теперь предстояло установить, является ли он родственником убитому фараону. Для этого был проведен генетический анализ останков, который подтвердил, что Безымянная мумия – сын Рамзеса III. С этого момента (дело было в 2012 году), называть ее Безымянной стало уже совсем не правильно.

Конечно, я назвал эту историю детективом с большой натяжкой. В конце концов, настоящее следствие было проведено задолго до нашей эры. Заговор был раскрыт (хоть и после гибели фараона), а его участники сурово наказаны. Но на этом примере можно увидеть, чем настоящие исторические исследования отличаются от «рентивишных» или пропаганды, замаскированной под историческую статью/книгу/передачу. Равно как и то, что современная история использует широкий арсенал методов из других областей науки – данные спектрографии и томографии дополняют генетическим анализом, математическими моделями и результатами различных экспериментов. Это и делает историю настоящей наукой, в чем некоторые диванные эксперты, увы, сомневаются.

Показать полностью 4
386

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити Нефертити, Бюст, Древний Египет, Эхнатон, Фараон, Археология, История, Длиннопост

Бюст Нефертити (Nefertiti), главной жены фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона, жившей в XIV веке до н. э., является одним из самых известных произведений искусства Древнего Египта.


«Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире. Артефакт был обнаружен при раскопках мастерской придворного скульптора Тутмоса в городе Тель-эль-Амарна, бывшей столице Эхнатона Ахетатон. Бюст изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. На нем имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе. Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделан из камня. Однако критический анализ все же возможен. Споры о подлинности знаменитого артефакта ведутся уже давно и  удар по защитникам версии его аутентичности нанес в своей книге “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”, вышедшей в 2009-м году, швейцарский искусствовед Анри Стирлин (Henri Stierlin).

Бюст Нефертити Нефертити, Бюст, Древний Египет, Эхнатон, Фараон, Археология, История, Длиннопост

Какие аргументы приводит автор?


Первое. Подозрительная сохранность находки. Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были просто идеальными, что вызывает соответствующие вопросы. Конечно, существуют даже хорошо сохранившиеся мумии найденные, например, там же, в Амарне. Но они находились в замурованных захоронениях в каменных гробницах, без доступа воздуха, с неизменными уровнями влажности и температуры. А так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе. Очевидно, что в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные, намного более разрушительные. Как можно поверить в то, что бюст пролежал в таких условиях 3360 лет и при этом остался практически невредимым?


Второй аргумент. Древнеегипетские скульптуры всегда выполнялись с чрезмерным запасом устойчивости, это их чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в Берлинском музее, в ее основание даже пришлось вмонтировать два металлических штифта.


Одна из бросающихся в глаза особенностей фигуры – вертикально отсечённые плечи. Ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо делались по пояс или в полный рост. На лицо несоответствие канонам. Далее. Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где, когда и как они были обнаружены. Описывается внешний вид, прилагаются фотографии или их зарисовки и так далее. Журналы экспедиции Борхардта сохранились, но упоминаний о прекрасной и удивительной находке в них нет. Как нет в архивах и специального разрешения, которое выдает египетская сторона при вывозе археологических находок за пределы страны.


С помощью компьютерной томографии было установлено, что внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, что художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но древние мастера не пользовались подобной технологией изготовления скульптуры. Во всяком случае археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок. Томография также дала основание утверждать, что повреждения ушей были осуществлены тоже еще на уровне заготовки. Анри Стирлин предполагает, что бюст Нефертити был создан скульптором Герхардом Марксом по заказу Борхардта для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Однако когда красоту «шедевра» оценил принц Иоганн Георг (брат короля Саксонии, меценат и спонсор экспедиции) Борхардт не осмелился признаться, чтобы не поставить знатного гостя в дурацкое положение и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура.


Есть и более радикальная версия фальсификации. Якобы вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити, которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.


Куратор Базельского музея древностей Андре Визе в одном из интервью заявил о несостоятельности обвинений в подделке и назвал данные предположения необоснованными и не заслуживающими доверия. Бюст неоднократно исследовался, результаты всех анализов, рентгеновских исследований и обстоятельства находки указывают на его подлинность. Пигменты однозначно изготовлены в древности, в то время как гипс и камень являются так называемыми «старыми» материалами, возраст которых определить невозможно. По мнению Визе, решающее значение имеет тот факт, что вместе с бюстом Нефертити был найден почти идентичный ему бюст Эхнатона. Для того, чтобы подделать бюст Нефертити, надо было видеть бюст Эхнатона


Профессор Штефан Зимон также отверг версии о подделке бюста Нефертити. Он отметил, что при создании бюста использовалась так называемая амарнская гипсо-ангидритовая смесь с частицами известняка, состав которой в 1912 году был ещё неизвестен, а подделка без знания состава смеси невозможна.


Сенсационную информацию о втором, скрытом гипсом лице Нефертити опровергло заключение, опубликованное в 2009 году немецким Федеральным институтом исследования и тестирования материалов. Сравнив данные томографических исследований 1992 и 2006 годов, специалисты института пришли к выводу, что второе лицо Нефертити на известняковой основе появилось вследствие ошибок, допущенных в алгоритме обработки данных сканирования и при коррекции изображения, и в действительности не существует.


Радиоуглеродный анализ воска, изъятого из правой глазницы бюста, показал возраст 3 347 лет.


Показать полностью 1
84

Жрица

Жрица Древний Египет, Фараон, Египтология, История, Археология, Жрица, Музей

Жрица Раннаи. Черное дерево, стекловидная паста, позолота, гипс. Новое царство, XVIII династия, время правления Хатшепсут, 15 век до до н.э. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото © Senmuth

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: