Джейн в лесах (Часть 2)
...Кстати, и Джейн, и Джуди страдали очень редким наследственным отклонением — прозопагнозией, неспособностью распознавать человеческие лица. Но при этом Джейн всегда прекрасно узнавала «в лицо» своих шимпанзе!
В 1962 году Луис Лики прислал в Гомбе фотографа и кинооператора Гуго ван Лавика. По заказу Национального географического общества он должен был снять фильм о шимпанзе. Еще до его приезда в Гомбе Луис написал Вэнн, что ему удалось отыскать подходящего молодого человека, который сумеет не только снять шимпанзе для Джейн, но и будет для нее прекрасным мужем!
В 1962 году Луис Лики прислал в Гомбе фотографа и кинооператора Гуго ван Лавика. По заказу Национального географического общества он должен был снять фильм о шимпанзе. Еще до его приезда в Гомбе Луис написал Вэнн, что ему удалось отыскать подходящего молодого человека, который сумеет не только снять шимпанзе для Джейн, но и будет для нее прекрасным мужем!
Полное имя Гуго — Гуго Арндт Родольф, барон ван Лавик (1937 — 2002), но своим титулом он никогда не пользовался. Он родился в голландской семье в Индонезии. Как и у Джейн, его детство было омрачено войной. После гибели в 1941 отца, военного летчика, его мать с двумя детьми переехала сначала в Австралию, потом в Англию, где Гуго получил образование, и только после войны семья обосновалась в Нидерландах. Гуго выбрал профессию фотографа потому, что с детства хотел снимать зверей. В Африку он приехал в 1959 году и прожил там всю жизнь, до самой смерти. Встретившись с Гуго, Джейн сразу поняла, что это не просто один из многих фотографов-анималистов, а человек, который любит и глубоко понимает животных, родная душа. Молодые люди вместе работали, вместе наблюдали за шимпанзе, мокли под дождем и жарились на солнце. Между ними завязался роман, и в 1964 году они поженились в Лондоне. Медовый месяц они сократили до трех дней, потому что им срочно надо было возвращаться в Гомбе — им сообщили, что у Фло родился младенец.
Так Джейн стала баронессой.
Небольшое отступление.
Почему-то в Африку после и первой, и второй мировых войн потянулись европейские аристократы.
Приехала с мужем-бароном Карен Бликсен, автор замечательной книги «Из Африки», известная нам по одноименному фильму с Мерил Стрип в главной роли. Джой Адамсон, пока не вышла замуж за простого смертного, тоже была баронессой. Защищают африканских животных Йэн Дуглас — Гамильтон и его дочь Саба, прямые потомки древнего шотландского герцогского рода. Младшая из династии Лики, Луиза, дочь Ричарда и внучка Луиса и Мэри, официально стала принцессой, выйдя замуж за принца Эммануэля де Мерода, наследника одного из древнейших знатных бельгийских родов. Но супруги никогда не используют свой титул. Ученый и защитник дикой природы, Эммануэль де Мерод большую часть жизни посвятил спасению горных горилл, особенно много он для них сделал во время второй гражданской войны в Демократической республике Конго (бывший Заир, 1998-2008), в ходе которой погибло около 4 млн человек. В 2008 году он был назначен директором Национального парка Вирунга. Это опасная работа, недаром семья его на всякий случай живет в Кении. В апреле 2014 года на него было совершено покушение, его тяжело ранили четырьмя пулями, но, по счастью, он выжил. Никого не поймали, неизвестно, были ли это браконьеры, руандийские партизаны или наймиты британской компании, которой он мешал добывать нефть в национальном парке. Кроме руководства сплоченной командой рейнджеров парка, де Мерод занят сбором средств для охраны горилл через интернет, а также разработкой и производством биотоплива для местных жителей (то есть переработкой навоза - вполне королевское занятие!), чтобы предотвратить вырубку лесов. Что ж, многие европейские аристократы нашли в Африке дело себе по душе — к счастью и для них, и для африканской природы.
Молодые супруги Ван Лавик продолжали жить в Гомбе, наблюдать за шимпанзе и снимать фильм. К этому времени шимпанзе настолько привыкли к лагерю исследователей, в котором всегда было изобилие бананов, что приходили туда целыми группами и порою вели себя не лучшим образом, врываясь в палатки и устраивая хаос. К тому же за бесплатным угощением нередко приходили и павианы, и хотя за их стычками с шимпанзе наблюдать было очень интересно, порядка их вторжение не добавляло. Опасаясь, что потерявшие страх перед человеком обезьяны начнут бесчинствовать в домах местных жителей, Гуго и Джейн перенесли свои палатки в центр заповедника, подальше от людей. Там они организовали постоянный лагерь, который постепенно превратился в Центр исследования шимпанзе Гомбе-Стрим. По мере того, как увеличивалось финансирование, рос и научно-исследовательский центр, все домики в нем были устроены так, чтобы шимпанзе не смогли в них проникнуть и ничего не сумели бы сломать. Впоследствии, 1977 году, на базе Центра Джейн организовала институт, который так и называется — Институт Джейн Гудолл.
Джейн и Гуго могли наблюдать за шимпанзе, не выходя из палаток — те привыкли, что в лагере для них всегда накрыт стол. Однажды любопытный и необычайно храбрый детеныш даже отогнул полог палатки и посмотрел на исследователей. Впоследствии некоторые ученые упрекали Гудолл в том, что она широко использовала подкормку и обезьяны слишком близко общались с экспериментаторами, а потому этих обезьян уже нельзя считать совершенно дикими - их поведение изменилось. Например, стал бы Майк доминантом, если бы не пресловутые канистры? Но Майк, вероятнее всего, в любом бы случае стал бы вожаком, благодаря своему характеру и стремлению к лидерству. Гудолл описывает случай, который произошел вскоре после того, как Майк завоевал власть. Смещенный вожак Голиаф пытался отвоевать утерянные позиции. Однажды он вместе с дружественными самцами «зажал в угол» выскочку — впятером они загнали Майка на дерево, а сами расположились на нижних ветвях. В почти безвыходной ситуации Майк не растерялся — он прыгнул на недругов сверху, прямо в их гущу, и те в панике разбежались.
А что касается подкормки — то в Гомбе шимпанзе не испытывали недостатка в пище, в лесу всегда плодоносили те или иные деревья, на которых они кормились, так что бананы в лагере были для них еще одним «урожайным деревом», которое почему-то лежит на земле.
В 1967 году у Джейн и Гуго родился сын, Гуго-младший, прозванный «Грабом» («Лакомкой»). Мальчик рос и воспитывался в Гомбе, в тропическом лесу, в общении с животными; родители написали о нем книгу под названием «Мальчик из буша». Джейн делила свое время между заботами о сыне, наблюдениями за шимпанзе и записью и анализом данных. Воспитывая Граба, она во многом полагалась на опыт, полученный в наблюдениях за самками-шимпанзе, которых она считала замечательными матерями. Она восхищалась их семейными отношениями, привязанностью членов семьи друг к другу.
Между тем Национальное географическое общество решило, что слишком накладно постоянно держать кинооператора в Гомбе, и Гуго надо было ехать в другие места и снимать других животных. В исследовательском центре в это время уже появились ассистенты, и Джейн с Гуго решили, чтобы не расставаться, часть своего времени проводить вместе в Гомбе, а часть — на фотосафари, оставив шимпанзе на студентов и сотрудников. В путь они двинулись втроем с девятимесячным Грабом. На просторах Серенгети Гуго снимал шакалов, гиеновых собак и пятнистых гиен, и они вместе с Джейн вели наблюдения; многие факты жизни этих хищников ими были зарегистрированы впервые. Кроме фильмов, в результате этого сафари появилась написанная ими совместно книга «Невинные убийцы». И опять Джейн проявила себя, как непревзойденный наблюдатель. Казалось бы, разве есть на земле более отвратительная тварь, чем гиена? Но когда мы смотрим на гиен глазами Джейн, кажется, что это весьма милые создания. Они дружат между собой, они защищают своих детенышей... Более того — они даже красивы! Вот как Джейн описывает Мисс Гиену, юную дочь одной из доминантных самок Миссис Астор: «Я дала ей это имя, подсмотрев, как она любуется своим отражением в луже. В это время ей было около года и она была необычайно хороша собой: бледно-кремовый фон ее шкурки украшали яркие черные и блестяще-медные крупные пятна. Глаза у нее так и искрились, словно горели собственным светом, а на красивой головке ловко сидели аккуратные ушки. Она выиграла бы любой конкурс красоты среди гиен — была бы вне конкуренции». И мы понимаем, что эти звери имеют такое же право на существование, как и все остальные, они неотъемлемая часть нашего общего мира.
Благодаря фильму Гуго ван Лавика «Люди леса» весь мир узнал о шимпанзе клана Казакела, о Фло, ее детях и ближайших родственниках. Гуго снимал этих шимпанзе на протяжении приблизительно двадцати лет, он запечатлел жизнь трех поколений. Продолжал он съемки в Гомбе и после того, как они с Джейн расстались — в 1974 году они развелись, но остались в дружеских отношениях. Впоследствии Гуго получил множество наград за свои фильмы; голландский принц Бернгард, основатель Всемирного фонда охраны природы, вручил ему орден Золотого Ковчега, высшую награду за заслуги в охране природы. В 1998 году в связи с болезнью ему пришлось оставить работу, последние годы жизни он провел в доме сына в Дар-эс-Саламе. Похоронили его в Серенгети, там, где в течение 30 лет он разбивал свой лагерь.
К моменту развода пути Джейн и Гуго уже разошлись, тем не менее она сильно переживала и испытывала чувство вины. Ее новым избранником стал Дерек Брайссон (1923 - 1979), бывший военный летчик, директор национальных парков Танзании и единственный европеец — член Танзанийского парламента. Во время Второй мировой войны его самолет подбили над Египтом, он был тяжело ранен и частично парализован. Врачи не верили, что он когда-нибудь станет на ноги, но его упорство победило болезнь, и он смог ходить, правда, опираясь на палочку. Когда они с Джейн встретились, Дерек был женат и, в отличие от тихого развода Ван Лавиков, его расставание с супругой вылилось в большой скандал, так что его взрослый сын (кстати, морской биолог) не разговаривал с отцом чуть ли не до конца жизни. Преодолев все, в1975 году они поженились и поселились в Дар-эс-Саламе. Увы, их счастье было недолгим — Брайссон тяжело заболел и в 1979 году умер от рака. Опустошенная горем, Джейн вернулась из Англии, где прошли его последние дни, в Гомбе, и, как всегда, шимпанзе ее утешали. Впоследствии она признавалась, что именно мысль о том, что шимпанзе нуждаются в ее защите, вернула ее к жизни.
Исследования популяции шимпанзе в Гомбе, начавшиеся в 1960 году, продолжаются до сих пор — уже 55 лет!
Это самые длительные исследования поведения животных в естественной среде в истории. Потомков первых шимпанзе, с которыми вступила в контакт Джейн, снимают и изучают новые ученые и кинооператоры, которые когда-то приезжали сюда студентами. В Центре работает и много коренных танзанийцев. Животные в Гомбе живут на воле, а люди — за решеткой: лагерь исследователей окружен мощной стальной решеткой, за которую обезьяны и другие лесные жители не могут проникнуть, так что дети, а также съестные припасы и другое имущество находятся в полной безопасности.
Сама Джейн сейчас в Гомбе постоянно не живет, но регулярно туда приезжает, чтобы проверить, как идут дела, пообщаться с животными и набраться сил для продолжения своей деятельности. С годами она постепенно отошла от активных занятий наукой и большую часть своего времени посвящает экологическим проблемам. У Института Джейн Гудолл имеется 19 отделений по всему миру, его филиалы существуют в семи африканских заповедниках, где живут шимпанзе, в Танзании, Уганде, Конго и Гвинее. Основная цель Института — продолжение исследований поведения шимпанзе и борьба за сохранение этих обезьян как вида, за сохранение природной среды, в которой они обитают. Институт ведет также образовательные программы для молодежи.
Сама Джейн Гудолл 300 дней в году находится в дороге. Она читает лекции, встречается с людьми, ратуя за сохранение окружающей среды и гуманное обращение с животными. Кстати, поставить телевизоры в вольеры, где содержатся шимпанзе — это ее идея. Сейчас фильмы в благоустроенных зоопарках смотрят практически все высшие обезьяны, и не только они, и это скрашивает животным жизнь в неволе. Джейн вегетарианка и выступает против использования животных в медицинских опытах. Она считает себя не борцом, а скорее просветителем: она пытается внушить людям, что они ответственны за наш мир, за животных, которые страдают так же, как и мы. Если эволюция дала нам разум, то и ответственности у нас больше.
Заслуги Джейн Гудолл и в сфере науки, в области защиты природы получили всемирное признание. Трудно перечислить все награды и титулы Джейн Гудолл, назовем только главные из них: кавалерственная дама Ордена Британской империи (1995 и 2004), лауреат Международной премии мира (1999), посол Мира ООН (2002). Сейчас Джейн уже за 80, но она продолжает свою деятельность, несмотря на возраст.
Джейн познала в своей жизни и большие удачи, и горькие утраты. Оба мужчины, которых она любила, разделяли ее ценности и были близки ей по духу. Всю жизнь она жила в гармонии с природой. И воплотила в жизнь свою мечту, что удается немногим. Не знаю, можно ли ее жизнь назвать счастливой, ведь в жизни рядом с радостью всегда соседствует и горе. Многих ей лет активной жизни!
Гудолл написала много книг, но на русский язык, к сожалению, были переведены только три, из них две ранние, «В тени человека» (1971) и «Невинные убийцы» (1977), а также «Шимпанзе в природе: поведение (1992).
Источник: АНТРОПОГЕНЕЗ.RU





Наука | Научпоп
9.5K поста83K подписчиков
Правила сообщества
Основные условия публикации
- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.
- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.
- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.
- Видеоматериалы должны иметь описание.
- Названия должны отражать суть исследования.
- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.
- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.
Не принимаются к публикации
- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.
- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.
- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.
Наказывается баном
- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.
- Попытки использовать сообщество для рекламы.
- Фальсификация фактов.
- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.
- Троллинг, флейм.
- Нарушение правил сайта в целом.
Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает и общество Пикабу.