Давайте порассуждаем о Маннергейме
Ночью 31 августа 1941 года финские войска вышли на старую советско–финскую границу около Ленинграда. А дальше, в трактовке множества историков и деятелей себя таковыми считающими плодятся версии, суть которых сводится к тому, что финский маршал Карл Густав Маннергейм чуть ли не спаситель Ленинграда. Обосновывается это тем, что несмотря на просьбы немцев, он отказался штурмовать Ленинград. Другие соглашаются, что Маннергейм виновен в блокаде города и в гибели его граждан, но всё равно оправдывают его тем же отказом наступать и в целом, в его пассивной позиции. Да и вообще, якобы Финляндия вела войну только для того, чтобы вернуть старые границы и всё, дальше финны не заходили.
Действительно, изначально, согласно германскому плану, «Барбаросса», Ленинград должен был быть захвачен. И во время августовских совещаний германской военной верхушки Адольф Гитлер подтвердил актуальность этих планов. Однако, ни о каком самостоятельном штурме Ленинграда финны без немцев и думать не могли. Все свои планы союзники по агрессии против СССР согласовывали между собой. Да и технических возможностей у финн не было, преимущество в артиллерии у стен Ленинграда было у РККА, так как тут вступала в дело и тяжёлая артиллерия Балтийского флота. Между тем, германская группа армий «Север» в начале сентября 1941 года к непосредственно штурму города сама была ещё не готова, ибо не вышла ещё на позиции для этого.
3 сентября 1941 года в группу армий «Север» прибыл начальник Главного штаба вермахта генерал–фельдмаршал Кейтель. В дневниковых записях командующего группы армий «Север» генерал–фельдмаршала Вильгельма фон Лееба раскрывается тот самый вопрос о финнах, о чём же на самом деле их просили немцы в отношении Ленинграда:
«Во время визита генерал–фельдмаршала Кейтеля речь шла о финнах. Их пытаются уговорить продвинуться дальше старой финско–русской границы – правым флангом в пределах Сестрорецка и северо–восточнее от него.
Я сказал фельдмаршалу, что речь идёт не столько о том, чтобы они продвинулись дальше на один или несколько километров, но, чтобы они в ближайшие дни продолжали атаковать. Тогда русские не смогут вывести с финского фронта наиболее боеспособные силы и затем задействовать их против нас. Если финны остановятся и перейдут к обороне, то высвободятся значительные силы русских войск. Сейчас это поставило бы группу армий «Север» в достаточно тяжелое положение, учитывая то, что нам потребуются все наличные силы для выдавливания противника в сторону Ленинграда. Когда же кольцо окружения вокруг Ленинграда сожмется, то высвободятся силы, которые можно будет направить против русских частей, если они к тому времени будут переброшены сюда с финского фронта. В этом случае пассивная оборона финнов уже не будет вызывать таких больших опасений, как в ближайшие дни. Если же сейчас противник выдвинет дополнительные дивизии против группы армий «Север», то встанет вопрос: хватит ли у нас сил для наступления на большую глубину.
В первой половине дня состоялся разговор с генерал–полковником Гёпнером. Наступление на Ленинград решено перенести на более поздний срок, так как обстановка для этого пока не самая благоприятная. Вначале необходимо выправить положение в районе севернее Луги, восточнее Орлинского озера и севернее от него. Операция с этой целью начнется завтра...»
Рукопожатие Адольфа Гитлера и Карла Густава Маннергейма. На заднем плане за фигурой А. Гитлера виден президент Финляндии Ристо Рюти. Встреча Адольфа Гитлера с маршалом Маннергеймом произошла в городе Иматра в 200 километрах к северо-западу от Ленинграда. Немецкая делегация во главе с Адольфом Гитлером прибыла в Финляндию по случаю 75-летия маршала Маннергейма. Основной целью немецкого визита были переговоры о возможности ведения более активных наступательных действий со стороны финской армии.
------
Беседа Адольфа Гитлера и Карла Густава Маннергейма в вагоне-салоне личного поезда Маннергейма во время визита немецкой делегации в Финляндию. Справа от Гитлера — премьер-министр Финляндии Йохан (Юкка) Рангелл (Johan Wilhelm Rangell). Слева от Маннергейма — президент Финляндии Ристо Рюти (Risto Heikki Ryti). На дальнем плане справа — генерал пехоты финской армии Рудольф Вальден (Rudolf Walden), слева от него — генерал-полковник люфтваффе Ганс Юрген Штумпф (Hans-Jürgen Stumpff). На переднем плане (слегка размыто) генерал-полковник вермахта Эдуард Дитль (Eduard Wohlrath Christiaan Dietl).
Встреча Адольфа Гитлера с маршалом Маннергеймом произошла в финском городе Иматра в 200 километрах к северо-западу от Ленинграда. Немецкая делегация во главе с Адольфом Гитлером прибыла в Финляндию по случаю 75-летия маршала Маннергейма. Основной целью немецкого визита были переговоры о возможности ведения более активных наступательных действий со стороны финской армии.
В российской Википедии тема штурма Ленинграда финнами сопровождается вот такой записью: «4 сентября 1941 года в ставку Маннергейма в Миккели был послан начальник главного штаба вооружённых сил Германии генерал Йодль. Но он и тогда получил отказ от участия финнов в наступлении на Ленинград».
Но из записи фон Лееба следует, что немцы в это время Маннергейма и не просили наступать и штурмовать сам Ленинград. Они лишь просили сковывать активными действиями части Красной Армии.
Что же там происходило в военном плане. Итак, 31 августа финны вышли к старой границе. Этот факт нисколько не остановил Маннергейма. До 9 сентября финские войска атаковали советские позиции на Карельском перешейке. Бои шли в предполье Карельского Укрепрайона (КАУР), пока не вышли к нему почти на всем его протяжении. На некоторых участках финнам удалось захватить и часть укреплений КАУР, так как некоторые из них были недостроенные и невооружённые. После изменения границы в марте 1940 года, часть укреплений КАУР стали иметь второстепенное значение и завершение их введения в строй заморозили. В результате атак на отдельных участках финские войска углубились за линию «старой границы» до 20 километров.
То есть финские войска под Ленинградом делали ровно то, о чём их и просили немцы – атаками сковывали части Красной Армии на данном участке. 9 сентября 1941 года Маннергейм отдал приказ и остановил финское наступление на Карельском перешейке, однако, главной причиной этого являлся факт того, что финские войска увязли в этих боях, не могли продвинуться дальше и несли серьёзные потери, так на любые активные действия финн защитники Ленинграда отвечали мощным артиллерийским огнём.
Финский маршал вовсе не спасал Ленинград, он решил ускорить его падение, но по–другому. Он на примере боёв, шедших до 9 сентября, увидел, что прорыв КАУРа приведёт к таким потерям, что возможно сам город штурмовать будет некому. Да и немцы по–прежнему так ещё и не вышли на позиции для непосредственного штурма города. К этому времени в финских военно–политических кругах, и в немецких появилось мнение о необходимости отказа штурма города в пользу его блокады. Для этого финский маршал развил активное наступление в направлении реки Свирь. Это финское наступление также выполняло просьбу немцев, то есть сковывало силы РККА, но главное должно было привести к встрече с немецкими войсками восточнее Ладожского озера, что привело бы к полной блокаде города и его неминуемого удушения голодом и холодом.
В ходе боёв с 7 по 22 сентября 1941 года части финской армии достигли Свири в её среднем течении и форсировали реку, создав плацдарм на её левом берегу, между Подпорожьем и Лодейным полем. Однако и тут они были остановлены ответными ударами РККА, а вовсе не желанием финского маршала спасти Ленинград.
Таким образом, Маннергейм совершено холодным расчётом делал всё, чтобы Ленинград пал.
Но ещё были Ленинградцы, а ещё была Красная Армия, потому – Ленинград выстоял.
Вот такое вот есть мнение.
А вы что думаете по этому поводу?


Лига историков
19.7K поста55.4K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения