Чеболизация и залоговые аукционы
Про чеболизацию писал в статье «Чеболизация или сизификация», указывая на то, что экономические процессы в сегодняшней России ничуть не похожи на корейскую чеболизацию, а являются возвратом к прежней совковой сизифовой экономике, создающей хэзэ что, только не потребительную стоимость.
Про залоговые аукционы в статьях «Мифы о девяностых. Миф четвёртый», «Вам шашечки или ехать?», «Опять про шашечки». Message в том, что, благодаря реформам девяностых, плюс таким дополнительным факторам, как цены на нефть и налоговые изменения, проведённые в начале нулевых правительством иноагента М.М. Касьянова, которому в некой организации было придумано погоняло «два процента», живём мы сегодня а@уительнейше достойней, чем в совке. Я там жил, я помню.
Южные же корейцы через шестьдесят с небольшим лет после начала чеболизации живут фантастически лучше своих северных соседей. Сегодня южнокорейские мужчины выше северных на 10 см, женщины на 6 см. В начале шестидесятых северяне за счёт китайских примесей считались даже несколько выше. Причина, надеюсь, понятна. Про остальное, касающееся качества жизни и говорить нечего.
И? Что такое чеболизация? К началу шестидесятых Южная Корея была страной третьего мира, как и Северная. В последней промышленность была даже лучше развита за счёт советской и китайской помощи. Генерал Пак Чон Хи выбрал группу корейских предпринимателей (кого-то даже вытащив из тюрьмы), занимавшихся бизнесом ещё с двадцатых-тридцатых и предоставил им преференции от государства для диверсификации бизнеса в технологичных экспортно-ориентированных направлениях.
Из статьи «Чеболизация и сизификация»:
«Пак Чон Хи прислушался к советам выпущенного бизнесмена по реформированию корейской экономики. Тот предложил общенациональный план экономического развития и сотрудничества правительства с бизнес-сообществом. В результате были освобождены одиннадцать крупных бизнесменов, посаженных за коррупционные связи с Ли Сын Маном. Работая, они принесли гораздо больше пользы стране, нежели бы сидя в тюрьме. Ли Бён Чхоль стал первым председателем крупнейшего бизнес-лобби страны — Федерации корейской промышленности»
Так-то. А могли бы и посадить. И ели бы траву, как северные родственники.
Не знаю, были ли у Пак Чон Хи знакомые тренеры дзюдо или мясники. Предположу, у него было много друзей детства, молодости, сослуживцев по армии, соседей по даче и т.п. Но для предоставления государственных преференций он выбрал не друзей, а людей, в предыдущие годы доказавших своё умение делать деньги. Несмотря на то, что многие из них сидели в тюрьме. Эффективность важнее справедливости.
Кредиты для избранных предпринимателей в Японии и США под закупку технологий и оборудования гарантировались корейским государством. Результат налицо, хотя элемент несправедливости, несомненно, присутствовал. Почему именно этим, а не другим? Потому что именно эти показали своё умение вести бизнес, получать прибыль. Какое требование ещё может быть к бизнесу помимо прибыли и уплаты с неё налогов? Нет прибыли- нет налогов. Сегодня Корея один из мировых экономических и технологических лидеров.
А в России? Вся российская промышленность к концу восьмидесятых помимо нефти и водки была убыточной, в значительной степени сизифовой. Производила горы никому нах не нужного говна, которое никто не покупал. В этом отличие от Кореи (а также других «азиатских тигров»). Там промышленности не было вовсе, тут была, но ни@уя ценного не производила. В 1985 рухнули цены на нефть, убыточной стала и нефтянка. А водку Михаил Сергеевич из благих намерений, коими вымощена дорога в ад, обрубил сам. И 3,14здец наступил.
Как выйти на прибыль, чтобы с неё платились налоги? Только заменой неэффективного собственника на эффективного. Назначенному государством директору насрать на предприятие, оно не его. Все от уборщицы до директора трудились в соответствии с поговоркой «Гудит, как улей, большой завод. А мне-то хуле? Е@ись он в рот». Экономический интерес директора государственного предприятия с3,14здить как можно больше, покуда он тут директор.
Где взять эффективных собственников? Предприятия можно было продать на свободном денежном аукционе тем, кто купит. Только ведь купили бы в первую очередь западные компании, у своих таких денег в девяностые не водилось. И в том не было ничего ужасного, какая нах разница, кому что принадлежит, была бы прибыль и налоги. Да к тому же ещё рабочие места и западные технологии. В Сингапуре работают 7000 транснациональных корпораций, страна по ВВП на душу и технологическому уровню в мировых лидерах. Но Верховный Совет и с 1993 года Дума категорически запретили продавать иностранцам. А у своих не было достаточных сумм.
При том, что промышленность вся убыточна, издержки выше доходов от реализации. Цифры по нефтянке в статье старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Н.Н. Пусенковой «Российская нефтяная промышленность: двадцать лет, которые потрясли мир».
Но свои-то предприниматели были. Кто джинсы варил, кто наборы в дорогу на вокзалах продавал, кто возвращал из-за бугра нераспроданные там советские «Лады», кто гаражи-ракушки делал, кто резино-технические изделия... И чо? Упомянутый выше Ли Бён Чхоль рисом торговал, а создал высокотехнологичный "Самсунг". Как только частный бизнес разрешили, многие в него устремились, за несколько лет приподнялись, банки свои организовали...
В Корее те, кому Пак Чон Хи государственную поддержку оказал, тоже не миллиардерами были. Просто на корейском фоне выделялись, и генерал сделал на них ставку. И всё получилось. Почему бы так было не поступить в России? Вот и придумали пусть левенькую, но сработавшую схему залоговых аукционов. Так ведь получилось!!! Тот же «Юкос» в частных руках за несколько лет перешёл от убытков к прибыли. Цифры в той же статье Пусенковой и других материалах.
И таки да, в нулевые поднялись цены на нефть (9 в 1998, 144 в 2008), прибыли превратились в сверхприбыли. Но они ведь и на инвестиции пошли. В ту же нефтянку (и далеко не только нефтянку) пришли западные оборудование и технологии. Напомню тем, кто горюет о смерти российского авиастроения, станкостроения...
Ребята, кто в девяностые выбросил на помойку рекорды и рубины, заменив их сони, панасониками и самсунгами? Кто, как только появилась возможность, пересел с жигулей и москвичей на форды и тойоты? Пусть даже двадцатилетние. Мы с вами, ребята. Так какие претензии к владельцам частных компаний? Они тоже стали менять @уёвое советское на качественное импортное.
В первом десятилетии двадцать первого века мы имели бурный экономический рост наряду с ростом уровня жизни. Причина не только цены на нефть. При Брежневе они тоже были высокими, а жили мы @уёвенько. Кто-то считает, что хорошо, ну так, «кому и кобыла невеста» (С), плюс Второй закон экономики от Razdolbaeff`a. При невмешательстве государства в экономику рост мог бы продолжиться, но...
Цитата из статьи от 2003 года:
«По словам Вольского, нынешнее противостояние нефтяной компании "ЮКОС" и Генпрокуратуры – лишь один из многих примеров начала деприватизации. По подсчетам главы РСПП, сейчас в судах находится 41 тысяча дел по банкротству предприятий, и "половина из них заказные". При этом, по сведениям Вольского, в прошлые годы в суды поступило лишь около пяти тысяч подобных дел. Вольский даже процитировал своего предшественника, главу Императорского союза промышленников Павла Рябушинского, призывавшего Владимира Ленина: "Не разрушайте здание, в котором мы живем, не построив новое"»
Аркадий Иванович Вольский (1932-2006), председатель Российского союза промышленников и предпринимателей, бывший секретарь парткома ЗИЛа, заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС, экономический советник генсеков Андропова и Черненко.
Потом началась стагнация по причине плавного разворота в политике и экономике. В залоговых аукционах участвовали люди за несколько лет с конца восьмидесятых до середины девяностых продемонстрировавшие своё умение вести бизнес, получать прибыль. Им досталась убыточная государственная собственность, они сделали её прибыльной.
Начиная с нулевых число долларовых миллиардеров стало пополняться людьми, в девяностые работавшими тренерами, мясниками и прочими. А экономика от роста перешла к стагнации.
Статью написал, чтобы провести параллель между корейской чеболизацией и российскими залоговыми акционами. В обоих случаях государство оказало поддержку предпринимателям, делом доказавшим, что они умеют быть успешными. И результат оказался положительным. Только Корея не останавливала своё позитивное развитие...