112

Бытовой антиквариат, или про ложку №2

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Как быстро люди сочтут меня сумасшедшим, если я продолжу писать про ложки? :)
На самом деле меня больше интересует не сама ложка, а ее история, наложенная на историю семьи. Еще меня привлекает детективная составляющая этого маленького расследования, ради которого пришлось перелопатить почти 100 страничную книгу с видами клейм на драг металлах 17-20 веков.

Так вот. Еще одна маленькая история про маленьку семейную реликвию.

Эта ложка для сахара (да именно для него), досталась моей матери от моей прабабушки Анны (1909-1995). Она раздала набор ложек родственникам, но история умалчивает где она их взяла и сколько всего их было. Если честно, я не спрашивал у родственников, есть ли у них что-то подобное, но буду навещать малую родину, поинтересуюсь.

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Ложка серебряная, с резным рисунком на самой ложке и витой ручкой. На ручке присутствует два клейма - проба и, скорее всего, личный именник мастера.
Чтобы хоть как-то понять откуда этот прибор прибыл, я и полез в инет и внезапно, нашел там книгу, о которой уже упомянул. Очень хороший каталог, который помог мне еще в одном маленьком расследовании, уже после :)

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

О клеймах. Собственное клеймо у мастера получилось плохо, и там четко пробита только одна буква из, минимум, 2-х обязательных и та буква "А" (вариантов, сами понимаете, десятки). А вот клеймо с пробой помогло мне идентифицировать период производства и город.
Его сложно разобрать, но по отдельным элементам, соотнесенным с каталогом, я понял, что там изображен Георгий Победоносец, а значит ложка сделана в Москве.
Стиль самого клейма оказался описан в книге. Цифры "84" с гербом города в одной плашке помещали всего в течение нескольких лет с 1880 по ~1890 год. Таким образом данная ложка сделана, скорее всего, в период правления Александра III.

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Далее путем нехитрых логических построений на известных мне фактах, я попытался воссоздать путь этой ложки.
1. Прабабка была родом из Лихославля, Тверской области. Когда выросла, переехала в Тверь работать нянькой в семью купца, где в последствии и вышла замуж за одного из сыновей.
2. Родители у нее - крестьяне, до рождения дочери, ездившие в Питер на заработки, где отец и погиб, попав под трамвай. Как следствие, денег на покупку такого набора у самой Анны и ее матери, скорее всего, не было.
3. Вот муж Анны, мой прадед, был выходцем из купеческой семьи, средним сыном. Вероятнее всего, набор серебряных приборов был подарком на их свадьбу родственниками прадеда.
4. Однако бракосочетание прабабки и прадеда было только в 1926 году, к тому времени набор приборов должен был пролежать где-то 35-45 лет с момента выпуска, что меня немного смущает. Но в те времена, когда советская власть только становилась, приборы из серебра считались классово вредными, потому их запросто моли прятать вместе с другим имуществом и доставать только по праздникам.
5. Надо понимать, что набор пережил коллективизацию, а судя по всему мои родственники были активными участниками этого процесса, так как прадед сдал все свое имущество в 30-х годах в колхоз, а прабабка была активисткой. Возможно, чисто по человеческой природе, кое-что они все-таки себе оставили...

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Про рисунок.
Я пробежался по аукционам в поисках чего-то подобного, и понял, что такие ложки выпускались с разными рисунками и орнаментами. Даже способы закрутки ручек у всех разные. Видимо кто-то когда-то придумал общий стиль прибора и мастера стали его воспроизводить, каждый на свой лад. В этом их прелесть.
Резьба сделана вручную, инструментом с названием "штрихель". Наверное это была тяжелая и кропотливая работа, но на мой взгляд, эта ложка уступает по качеству иным собратьям. Общее качество резьбы, исполнение завитков, грубая обрезка наконечника на ручке свидетельствует о том, что мастер только набивал руку, когда делал эти приборы. Или был пьян, раз даже свое клеймо не шлепнул криво :)

Справочно, для любопытствующих - средняя стоимость такой ложки, грубо, 2000 рублей

На этом история заканчивается. Ложку я почистил, слегка отполировал (на фото еще не полированная) и положил на хранение в коробочку :)

Если кто-то что-то может дополнить про рисунки, клейма и т.д. - буду только рад!

Найдены дубликаты

+13

Спасибо за статью. У меня есть аналогичная ложка, та же проба и другое клеймо. На реверсе изображён не то кремль какой, не то монастырь. Щас щёлкну на тапок.

Досталась мне в детстве от бабушки-джан (армянки), там в семье таких был почти набор: «старшие» ложки — мельхиоровые, они помассивнее, той же формы, и больше, вместительнее. И несколько (по малолетству не помню, сколько) аналогичных моей. У меня в доме правило: ничего для украшения, всё должно работать, так что этой ложечкой я пользуюсь в хвост и гриву (ну, 2-3 раза в неделю сахар в чае размешиваю, варенье ею тоже черпаю). Однажды пару лет назад черенок отломался в самой тонкой части, я огорчился, конечно. Отнёс её в ювелирку. Там за 700 целковых мне и приварили черенок (кривовато, надо сказать...) и почистили металл.

Я подозревал, что изделие 19 века, но до Вашей статьи не было пруфа.

А! Я ж минусант, мне фотку не прикрепить к комменту. Интересно будет — скину.

раскрыть ветку 3
+1

На плюс, бро! Ждём фото ложечки от бабушка-джан.

0
Вот тебе плюсик, лечись :))) а ложку можно и поглядеть. С кремлем или монастырем я видал на аукционах.
раскрыть ветку 1
+1

Пришлось пост пилить всё равно, там ложечка во всей красе.

+6

Про штихель уже сказали, без буквы Р, 2000 она не стоит, хоть убейся - это называется ложка со следами бытования - кривая, косая, с "объеденными" краями - так что тут исключительно по весу. Весят такие ложечки 15-30 грамм, максимум 1000 если дадут - счастье - таких ложек очень много встречается на пути тех, кто этим увлечен. Каталог Постниковой-Лосевой отличный. И хорошее расследование, поздравляю. Приятно читать человека, который заинтересовался подобным вопросом, а не просто - дрянь какая-то, выбросить ее...

раскрыть ветку 3
0
Спасибо. Каталог про приборы столовые? Погуглю вечером.
раскрыть ветку 2
0

Каталог у вас уже на руках - это каталог пробирных клейм. Каталога столовых приборов всех времен и производителей еще не выпустили. Отдельно да, есть такое...

раскрыть ветку 1
+3
вручную, инструментом с названием "штрихель"

штихель, без Р

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
Точно :)
+3

Такие изделия чистят. Полировать возраст не позволяет, не делайте так пожалуйста.

раскрыть ветку 2
0

Ок :)

раскрыть ветку 1
0

https://shop.conros.ru/item/991506/105580 этим средством будет вполне. Только меньше держите. Полировать такие изделия это как перетяжка лица у пожилой женщины, заметно и неуместно. ЗЫ магазин любой, я средство искал. =)

+3

У меня такая же. И тоже почему-то одна. Уже подумалось "Не мы ли те самые родственники, которым ваша мама раздала весь набор?" :) Но, судя по географии, это маловероятно.

раскрыть ветку 5
+3

Ахаха, когда друзьям рассказал тоже такие коменты были. Как в лучших индийских фильмах :)

раскрыть ветку 2
+3

В смысле у них тоже по одной ложке? Это ты, брат Чандрасекхара? ::)

раскрыть ветку 1
0
тоже лежит одна , рисунок и клеймо стерлись , т.к. использую постоянно
раскрыть ветку 1
0
Вот я сейчас тоже понял, что ложкой пользовались активно, потому она потертая :)
+2

Как быстро люди сочтут меня сумасшедшим, если я продолжу писать про ложки? :)

Ложки! Ложки! ЛОЖКИ!!!!

Иллюстрация к комментарию
+1
У меня была такая же только рисунок другой. Добрые люди на работе у меня её спиздили.
+1

О, спасибо за книжку!

Посмотрю на днях наши семейные ложки.

+1

У меня похожая ложечка есть :) только без рисунка и ручка немножко другая, а форма такая же. Клеймо на моей ложке не видно, стерлось. Происхождение ложки не известно, откуда она взялась никто не знает:))

раскрыть ветку 12
+1
Кстати, такие ложки дарили "на первый зуб", старая традиция.
раскрыть ветку 10
0

Стерлось клеймо, не видно ничего :))

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+1
Совсем стерлось? Я когда первый раз свою посмотрел тоже подумал, что не определимо уже ничего.
0

Посмотрите пожалуйста на мою ложку? )) вроде клеймо МРМ, 84 Может подскажите, какой год примерно? Спасибо)

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
0
А есть возможность сфоткать клейма получше? При дневном свете было бы супер
раскрыть ветку 2
0

Дневного света пока нет (( ложка осталась от бабушки, которая проживала в Нижегородской области, но сама родом из Польши. Могла как и привезти с собой оттуда, так и просто купить в сувенирном магазине в годах 70-х..

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
Не нашел именника МРМ, но судя по внещнему виду клейма пробы, дата выпуска может относиться к промежутку 1908-1917. У вас есть предположения, откуда приехала ложка?
Иллюстрация к комментарию
0

Цифры "84" с гербом города в одной плашке помещали всего в течение нескольких лет с 1880 по ~1890 год

Сдаётся мне, мил человек, что это клеймо означает 84-ю пробу серебра. В метрической системе 84-я проба соответствует пробе 875. Переход с золотниковой на метрическую систему произошел в 1927 году.


https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B...
раскрыть ветку 1
+1

Про цифру 84 тут бесспорно - это серебро. Разве я где-то усомнился в этом?

Вот вырезка из книги

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
218

Те, что ушли навсегда. История чернильницы.

Развитие технологий очень быстро меняет мир вокруг нас. Мы не замечаем, но многие вещи которые были привычными еще во второй половине 20 века исчезли, и их теперь можно увидеть в музеях или в свалке забытых вещей на чердаке. А дети родившиеся в конце 20 века даже не представляют что же это такое и зачем оно нужно.


Один из таких предметов чернильница. Раньше ее называли чернилица, а еще раньше каламарь: от греческого .-греч. καλαμάρι(ον); Калам - это заточенные палочки для письма которые использовались в древности.


Их делали из камня, кожи, рога, глины, или стекла. Отливали из олова, меди, бронзы,серебра и золота, Одни были простыми. Другие украшали и они стоили бешенных денег.


Чернила были изобретены китайцами и египтянами около 2600 года до нашей эры. Это была смесь из сажи , гуммиарабика и воды . И вместе с чернилами появились маленькие сосуды с крышечками для чернил.


Чернильница является одной из традиционных «четырёх сокровищ кабинета» китайских каллиграфов. Остальные три «сокровища» — это кисть, тушь и бумага.


Более 1500 лет назад в качестве чернильниц использовались камни с реки Дуань в городе Дуаньси провинции Гуаньдун. Поэтому их называют чернильницами «дуань». Они твёрдые, с гладкой блестящей поверхностью. Это позволяло быстро и легко растирать в них палочки туши с водой.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Этрусская чернильница 7 век до нашей эры.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Персидская чернильница 14 век

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

16 век. Венгрия

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

В средние века очень популярны были подвесные чернильницы. На них делали два ушка к которым крепили цепочку или шнур. Такие чернильницы удобно было носить с собой.


Медные и бронзовые чернильницы - каламари. Россия 15-17 в.в.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

В 17 веке придумали чернильницы-непроливайки.Это был цилиндрический стаканчик, верхняя часть которого имела форму опрокинутого конуса с небольшим отверстием для ручки. Благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Появились наборы для каллиграфии. Их иногда делали с ручками. Причем в комплекте с чернильницей была баночка для песка,которым посыпали написанное - чтобы быстрее сохло.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Чернильницы украшали фигурками людей и животных.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Делали из радужного стекла и хрусталя

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Украшали клазоне, мрамором медальонами

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Делали ввиде предметов или сценок с животными и людьми.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост
Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

Антикварная бронзовая походная чернильница - тушечница. Вторая половина19 века.

Такая чернильница - обязательный элемент мужского традиционного костюма высшего сословия, воинов-самураев,, торговцев.. Очень часто в ручку наряду с кисточкой для письма вставлялся острый и тонкий нож, для зашиты или внезапного нападения.

Те, что ушли навсегда. История чернильницы. История вещей, Антиквариат, Длиннопост

10 июня 1943 года в США Милтоном Рейнолдсом была запатентована шариковая ручка. 


В 1953 году француз Марсель Бик усовершенствовал и упростил конструкцию, получив самую дешёвую (одноразовую) в производстве модель шариковой ручки под названием «Bic Cristal». Это было начало конца. Чернильницы быстро исчезли с письменных столов и учебных парт.


Забавный факт есть  гербы  с изображением чернильниц. Таких гербов как минимум 10.

Показать полностью 25
283

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами...

Ложки кончились, но писать мне понравилось, потому пойдем во все тяжкие.

Кроме пакета с пакетами, в нашей семье есть и шкатулка со всяким ценным имуществом, которое непонятно откуда взялось, но выкинуть жалко. Вот, например, это колечко.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Оно не очень-то относится к ценностям моей семьи, если честно. Оно было найдено в огороде лет 30 назад, когда мы еще жили в деревне, в предместьях г. Тверь. Судя по всему - это обручальное женское кольцо из латуни. Сохранили его,потому, что думали, что оно золотое, а может просто потому, что оно - кольцо. Магическую составляющую этого предмета не отметали даже в СССР, хотя по началу очень хотели.


По традиции, начну с клейм.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Их два, но на этот раз ни одной пробы. Оба клейма относятся к заводским меткам - первое именник завода, второе - партия. Узнать это было тяжело, клеймо-именник было почти истерто, видно отчетливо только "034" и потребовалось много времени, чтобы подобрать угол и, наконец, рассмотреть что это не "0", а часть буквы "Ю", а перед ней очень слабо заметна тень буквы "М". В итоге клеймо сложилось в "мюз4". Каталог сказал, что такое клеймо было и принадлежало Московскому Ювелирному Заводу в 1960-х годах.


Мне стало интересно, действительно ли было такое клеймо у завода, что значит цифра "12" и почему в 60-х годах обручальные кольца вдруг латунные.

МЮЗ существует и процветает, так что я подумал подтвердить, выпускал ли завод такие кольца, и написал в службу клиентский поддержки, особо не надеясь на ответ. Удивительно, но на мои вопросы ответили в тот же день, подтвердив все:

1. Клеймо такое у них было в первые годы, после преобразования артели "Московский Ювелир" в завод "Московский Ювелирный Завод", оно означает выпуск 1964г.

2. Цифра "12" - это номер партии.

3. Латунные кольца они действительно выпускали, как и другие украшения из латуни: браслеты, пуговицы, заколки.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Теперь к самому интересному для меня, почему латунь? Неужели в 60-х годах у людей не было денег на золото? - Подумал я.

Пробившись через десятки страниц с рекламой украшений, я таки нашел книгу, которая могла объяснить мне, что к чему:

Мужчина и женщина [Тело, мода, культура. СССР - оттепель], Лебина Наталия Борисовна.


Для меня книга показалась нудноватой и я осилил только третью главу, про брачные ритуалы. Все, что мне было нужно, я оттуда почерпнул и теперь попробую пересказать или процитировать ее коротенько (насколько возможно).

После революции, брачный ритуал, как часть старой религиозной жизни общества, подвергся активному гонению со стороны новой власти. Венчание было запрещено, если можно так выразиться, обряды традиционной свадьбы сходили на нет, а вместе с ними и ритуал обмена кольцами. Плюс к этому, золотые и серебряные украшения теперь считались буржуазными предрассудками и чем ближе к 30-м годам и раскулачиванию, тем жестче становилось отношение к ним.

На рубеже 1920–1930-х годов из повседневной жизни горожан исчезли обручальные кольца. Их не надевали не только молодожены, но и старались не носить супруги со стажем. В эпоху «красных свадеб» (не тех, о которых вы подумали ;) - прим. mitriss) отказ от колец был результатом влияния нормализующих суждений в первую очередь комсомольских организаций. Показательной является фраза из протокола собрания комсомольского коллектива петроградской фабрики «Красное знамя» от 1923 года. Комсомольцам предлагалось быть «дальше от разных ношений драгоценностей». Популярной в молодежной среде стала частушка со словами:
Выньте серьги, бросьте кольца:
Вас полюбят комсомольцы.
А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Александр Моравов. В волостном ЗАГСе. 1928 г.

В начале 1930-х годов у большинства семей возникла необходимость сдавать оставшиеся золотые и серебряные ювелирные изделия в систему магазинов Торгсина для покупки продуктов питания. Кроме того, в 1932–1934 годах в крупных городах прошла кампания по «выколачиванию золота».
Академик И.П. Павлов с возмущением писал В.М. Молотову: «Люди, которые подозревались в том, что у них есть сбережения в виде золота, драгоценностей и валюты, хотя и незначительные, если они не отдавали их прямо, лишались свободы, заключались в одну комнату и подвергались, конечно, пыткам, должны были стоять, днями и неделями голодали и даже были ограничены в свободе пользоваться уборной… А отнимут каких-то пустячков, золотой крестик, которые верующие носят на груди, серебряный подарок покойного мужа» (Советская культура 1989).
Сведения из письма И.П. Павлова подтверждаются устными рассказами о специально созданных для этих целей жарко натопленных помещениях – «парилках», где арестованные стояли, тесно прижавшись друг к другу. Больше суток выдерживали немногие. Боясь попасть в парилку, многие отдавали золото добровольно. <...> Чудом сохранившиеся украшения в 1930-е годы рядовые горожане старались не носить.

К тому же, в 1934 году ЦИК СССР принял постановление об учреждении НКВД СССР и отделы ЗАГС вошли в него. "Размещение загсов в зданиях местных отделов милиции не придало советскому обряду бракосочетания дополнительной торжественности, если не считать штампа в паспорте", пишет Н.Б. Лебина.


Однако, во второй половине 1930-х риторика относительно брачных ритуалов стала меняться. Те, кто в 20-е годы был активным противник семейно-брачных отношений в советском обществе, к 40-м заявлял, что моногамная семья - это базовая ячейка общества, которая будет существовать и при коммунизме.


Я не знаю, что стало поводом для этого: может быть инертность самого общества, которое несмотря на новую власть тяготело к традициям. Может то, что перегибы в одном месте обязательно потом требуют компенсации. Как третий вариант: четкая и понятная ячейка общества лучше управляется.

Почему-то вспоминается фраза одного из крестьян в "Поднятой целине", когда им пытались объяснить суть колхоза: "Что и жены теперь общие будут?"

В середине 1940-х Президиум Верховного Совета СССР издал указ закрепляющий, так называемый «традиционалистский откат» в брачно-семейных отношениях. Юридически действительным признавался лишь зарегистрированный брак, но в целом контекст сталинской позиции совпадал с религиозно-патриархальным воззрением. "Это становилось важным в ситуации начавшегося в сентябре 1943 года государственного примирения с православной церковью, породившего надежды на либерализацию отношения власти к церковному браку или хотя бы к традиционной брачной обрядности."


В 1950-х годах стали говорить о том, что важные события в жизни людей необходимо подкреплять воспоминаниями. Регистрацию браков и рождений стали проводить "в присутствии депутатов, представителей профсоюзных и комсомольских организаций и общественности, создавая при этом праздничную, торжественную обстановку", а в городах появились "дворцы счастья" с пышными интерьерами. Это означало почти официальное введение торжественной церемонии бракосочетания, в которой вновь становились актуальны особые наряды невесты и жениха и обмен кольцами.


В тоже время откат к традиционным ритуалам имел налет советской идеологии.

Например, в ленинградском Дворце бракосочетания, процедура обмена кольцами, ритуальных поцелуев невесты в белом платье и фате, а жениха в строгом черном костюме проходили под «пристальным» взглядом В.И. Ленина. То, что имитации религиозных традиций сочетались с напутствиями из уст представителя атеистической власти, по-видимому, никого не смущало.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Здесь замечу, что я сам всего 32 годика от роду, потому наблюдал только современные торжественные ритуалы бракосочетания, но меня они всегда повергали в какое-то замешательство своей неискренностью и формализмом, присущим бюрократической машине. Мне кажется, что торжественное произнесение текста "про государственную регистрацию" был придуман как раз в те годы, чтобы хоть как-то заполнить воздух там, где должен был бы напутствовать молодоженов батюшка.

В тексте брачного ритуала во Дворцах бракосочетания обязательной стала фраза: «А теперь в знак любви и верности обменяйтесь кольцами».


После долгого перерыва, обряд с кольцами казался странным, но уже к середине 1960-х годов их наличие снова стало нормой.


В связи с возрождением ритуала возродился и спрос на соответствующую атрибутику. В 1961 году в Ленинграде открылся первый специализированный магазин с поэтическим названием «Весна». Попасть туда можно было только по талонам, которые выдавали в районных отделах ЗАГСах и Дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост
А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Позже, в 1964 году, подводя итог антирелигиозной кампании, Совет министров РСФСР принял постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Документ был направлен на повсеместное тиражирование апробированных торжественных церемоний бракосочетания в принятой идеологии. Кольца вновь стали восприниматься как данность, но уже без приписывая им религиозных свойств. В тоже время, многие знали о таинствах, бытовавших раньше, и на подсознательном уровне ощущали в нем некую скрытую магию.


Могу предположить, что именно тогда стали тиражироваться латунные обручальные кольца советских времен. Они отлично согласовывались с действующей идеологией, не требовали больших вложений для покупки, а также активно штамповались легкой промышленностью, к которой пришел госзаказ.


Получилось много текста. Если я где-то был непоследователен или допустил ошибки, прошу прощения. Комментарии, дополнения всячески приветствуются :)

Показать полностью 6
62

Про ложку

Про ложку Столовые приборы, СССР, История вещей, Длиннопост

С некоторого времени меня стали привлекать вещи с налетом старины, всякое наследие бабушек и дедушек, а так же их родителей. Чисто с позновательной целью - история вещей, которые ты считаешь нормой, может быть любопытной и дать частичку портрета эпохи, откуда они пришли.

Ложка на фото моя. Ел ей на даче, и она всегда мне казалась какой-то неудобной, слишком большой и увесистой. Только сейчас задумался, что не знаю откуда она у нас взялась. Может наследие семейное, может прибилась случайно от кого-то, уже непонятно. Второе вероятнее, так как иных столовых приборов из этого набора у нас нет.
На ручке довольно красивый цветочный рисунок и клеймы.

Про ложку Столовые приборы, СССР, История вещей, Длиннопост
Про ложку Столовые приборы, СССР, История вещей, Длиннопост

Недолгий поиск в инете выдал, что выпущена она Заводом им. Шевченко (г. Вольнянск, Запорожье, Украина). Ручка в модели Классик, на обороте клеймо завода (ЗiШ), сплав (МНЦ) и (Ц) - цена (4-00р.). Также у основания ручки есть Знак качества СССР.

Про завод в целом, я много не нашел, хотя он существует и поныне (история уместилась на полстраницы текста). Существовал он с 1870 года, основан голландцем и местным помещиком, выпускавшими на нем сельхоз технику, а чуть позже, поддавшись веянью моды, стал выпускать столовые приборы из посеребренного и позолоченного мельхиора (к сожалению, могу тут быть не точен, могли и сразу выпускать приборы, источники расходятся).
После 1891 сменив владельца на немца, завод стал активнее производить приборы теперь и из серебра, улучшив качество и расширив производство и ассортимент. Некоторое время завод процветал и даже получал награды на российских и международных выставках.
Потом была Первая мировая война и революция. Для нужд армии завод выпускал гранаты, а после 1920 был национализирован и полностью переделан на выпуск сельхоз техники, так как серебрянные приборы стали считаться элементом классового неравенства.
На период Великой отечественной войны завод был эвакуирован на Урал, и вернулся в г. Вольнянск только в 1946 году. Там вновь наладили производство столовых приборов из посеребренного мельхиора и нейльзибера.
Завод функционирует до сих пор, пережив упадок в 90-х и ребрендинг 00-х, выпуская приборы с теми же моделями: Классик и Роял, что и раньше, а так же подстаканники и иные предметы. Правда теперь их можно записать в люксовый сегмент.

Но вернемся к моей ложке. Что там с клеймами?

Рядом клеймом завода стоит клеймо обозначающее сплав - МНЦ. Расшифровка: медь, никель, цинк.
Это не мельхиор, как многие называют, а нейзильбер - сплав меди, цинка (18-22%) и никеля (13,5-16,5%).
У мельхиора несколько другой химический состав (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца). Основное отличие этих двух сплавов – присутствие цинка в химическом составе нейзильбера. Столовые приборы из мельхиора не выпускают с середины прошлого века.
Кстати, в связи с тем, что нейзильбер мягкий сплав, клинки ножей для этих наборов изготавливаются из нержавеющей стали и для них отдельное клеймо ставилось на сам клинок.
Столовые приборы из нейзильбера обязательно покрываются серебром или золотом. Именно нейзильбер с покрытием серебром одобрен Министерством здравоохранения РФ для применения в пищевой промышленности. Все столовые приборы изготовленные как в России, так и в Украине соответствуют ГОСТ 24320-80 (1982г.). Я не знаю, посеребренная у меня ложка или нет. В соде и кипятке очистилась, но блеска нет, плюс оттенок скорее в желтизну.

Про ложку Столовые приборы, СССР, История вещей, Длиннопост

Ну и наконец, на ложке стоит Знак качества СССР. К сожалению, я не нашел дату когда завод прошел аттестацию в госкомиссии и получил право размещать Знак качества на своей продукции, но это точно случилось после 1967 года, когда этот знак был официально утвержден, но до ~1992 года, когда завод стал загибаться, а клеймо устарело.
Хочется верить, что она годов 70-х, судя по износу...

Прошерстив аукционы, я заметил, что приборы со Знаком качества стоят почему-то на 30-50 рублей дороже за шт. Вот уж не готов утверждать, разные ли визуально ложки с клеймом или без, но хочу посмотреть в живую. Такие отметки как Знак качества могли быть и тиражированы.

После всего этого разбора в ночи у меня появилось желание собрать набор таких вещиц. Пойду на барахолку в выхи... 😀

Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: