Ана Руси хабир - Я русский специалист Ч.5.
Эль-Файюм (Фаюмский оазис)
Город, окружающие его сёла, расположены на 45 метров ниже уровня моря, и осадки нильского ила образовали плодородный слой. Оросительная система, созданная за тысячи лет и работающая до сих пор, это подлинное произведение человеческого ума. Город рос вокруг оросительной системы. На западе оазиса - озеро Корун, очень солёное. В этом озере можно было безопасно искупаться, не рискуя. В остальных водоёмах, практически во всех, можно заразиться шистоматозом - паразитами, живущими в мочевом пузыре с неизвестными последствиями.
Западнее озера был аэродром Ком-Аушим, на нём базировалась 3-я эскадрилья нашего полка. От роты связи аэродром обслуживали всего 12-14 человек, основной задачей было обеспечение взлёта-посадки самолётов. Управление и наведение осуществлялось с КП Бени-Суэйф. Все вспомогательные работы на средствах связи выполняли египетские солдатики.
Вообще на базе 135-го полка был отработан уникальный, наверное, единственный в СА случай совместный боевой работы, непосредственно в расчётах, военнослужащих армий разных стран, разной веры, с разным языком.
На РЛС за одним индикатором сидели наши и египетские операторы, самолёты обслуживали наши техники и египетские механики. Лётчикам готовили еду, охраняли самолёты, заправляли и подвешивали вооружение египетские аскарики.
Самое интересное, что практически не было языковой проблемы, за короткое время находили общий язык. Хотя были анекдотические случаи, когда за спиной оператора стоит наш штурман наведения и пытается на арабском что-то втолковать (форма одинаковая и темно), в конце концов, оператор не выдерживает:
-Да, говори по-русски, что тебе нужно?
Это контрастировало с положением наших военнослужащих в странах Варшавского договора, где каждая армия варилась в собственном соку, когда наш солдатик мог увидеть поляка или венгра только через забор гарнизона, когда офицер или прапорщик мог вылететь в 24 часа за не санкционированное общение с коренными жителями. Это был страх наших политиков за «тлетворное влияние запада», боязнь за влияние на нас, тупость и неосознание того, что мы тоже не дураки, и мы также можем влиять на своих «соратников».
В отношении арабов, своими знаниями техники, своим взаимоотношением между собой и с арабскими солдатами и офицерами для нас они все были одинаковы. Наше отношение к ним (они прекрасно знали, кто у нас солдат, а кто офицер) особенно удивляло простых аскариков и часто возмущало египетских офицеров, не считающих солдата за человека.
Эль-Фаюм был для нас местом, куда можно было в редкие свободные минуты вырваться от тревог и прочих «радостей» пустыни и войны. Города и сёла Египта жили обычной мирной жизнью, как будто нет ни какой войны. Каждый занимался своим делом, войной занималась армия, феллахи пахали землю, буржуи делали на всём этом деньги и развлекались в ночных клубах Гизы.
Для меня, пережившего пацаном войну и не менее тяжёлое послевоенное время, с первых секунд в Египте, ещё по дороге из аэропорта Каира, всё казалась не реальным, как будто я смотрю кино. Всё время возникал вопрос, что мы тут делаем, почему мы? Им, что всё это не надо? А им действительно было не нужно.
Но уже гораздо позже, может через год, после общения с простым народом, с солдатами и офицерами, в городах и сёлах, я задавался вопросом, почему арабы не могут совладать с Израилем при подавляющем большинстве. Всё оказалось довольно просто, у них нет воли к победе, того средневекового фанатизма.
Здесь народ давно понял (а армия, как учат классики, это тоже народ), что на войне могут и убить, и хотя на всё воля Аллаха, все-таки лучше оставаться живым. А выиграем войну или нет, ничего не изменится. Не важно, чья и какая будет власть. Буржуй будет буржуем, феллах, как пахал, так и будет пахать, бедный, так и останется бедным, богатый, так и будет богатым. И кому нужна эта война, победа или поражение?
Всё оказалось нужным политикам, им нужно делить кресла власти, сферы влияния. Вот мы и влияли. Влияли, где только и как только могли. Но спустя 40 лет, кто это вспомнит, кто скажет спасибо? Где результаты этого влияния? Оно нам было нужно? Cкажут: не дело военных, вникать в политику. Ладно, не будем. Мы должны были выполнять свой долг, и выполнили его достойно. Давайте лучше про Фаюм.
Первый раз мне давали «провозные», как говорят в авиации, ребята из первого заезда, пробывшие уже год и знающие все хода, обычаи и нравы. Моего «инструктора» звать Саня, он командовал светотехникой ВПП и прожекторами. Он один и 10-12 аскариков отвечали за светотехнику на двух взлётных полосах аэродрома.
Ныряем под проволоку ограждения, там узнал, что у часового первый патрон в рожке автомата перевёрнут и не может он стрельнуть. Но договариваемся, он нас не видел, а мы его. Идём по полям феллахов, тут же получаю первый урок, как здороваться с местным населением, поздоровались и дальше в Эль-Лагун. На площади договариваемся с такси, которое требует отдельного описания.
Это легковая машина 30-х годов, типа ГАЗ-М1, с эмблемой на радиаторе «4D», означает дизель, 4 цилиндра, задний мост и колёса больше похожи, что от грузовика.
Внутри сидения обиты блестящей голубой клеёнкой. Саня договаривается об оплате и условии, что в «салоне» кроме нас никого не будет, садимся и трогаемся. Картина та еще: «пассажиры» на крыше, на буферах спереди и сзади, на подножках с двух сторон, для водителя только небольшой просвет на дорогу, но едем с приличной скоростью. Не поверил бы никому, если бы не видел сам. Около СОРОКА мужиков в развевающихся галабеях висели на машине.
Как только выходишь из машины, окружает орущая толпа детворы, хором раздаётся:
мистер мумкен ырш» - можно копейку,
отвечаешь: «мафиш фулюс»- нет денег,
тут же несётся «мумкен сигара»- в смысле давай сигарету,
и так идёшь в сопровождении хора.
Саня, его «аскарики» в галабеях и я на «провозных». г. Эль-Фаюм. 1971 г.
Главная улица - вдоль центрального оросительного канала, по бокам улицы один за другим магазины, кофейни. На магазинах подняты металлические шторы, ощущение будто идёшь по одному сплошному магазину. Каждый зазывает к себе, старается показать свой товар и неважно, что у тебя нет денег, но ты увидишь его товар и следующий раз придёшь к нему.
Саня встречает в городе своих аскариков-прожектористов (они на «фантазее», т.е. в увольнении). Где? На какой войне давали увольнение домой регулярно? Кино ... .
Познакомили меня с хозяином ювелирного магазина, звать его Ганди. Потом, когда выучил немного язык, с ним были не плохие отношения. Он мне рассказывал всю технологию торговли золотом, что почём, откуда берётся, как формируется цена, где что изготавливается.
Интересно оказалось. Война войной, а бизнес есть бизнес.
Золото добывалось в Южной Африке, от туда шло в Израиль, из него контрабандой в Александрию и дальше к производителям и в торговлю. В большинстве случаев сами торговцы были мастерами ювелирами, они изготавливали изделия по вкусу местных потребителей. Поэтому нашим не всегда нравились, но надо было суметь объяснить, что ты хочешь, и тогда через несколько дней получить то, что просил.
В Эль-Фаюме впервые увидел, что такое настоящая торговля, настоящие торгаши в хорошем смысле этого слова. Стало понятно, что в СССР торговли не было в принципе, было распределение, не более того.
Ежедневно в центральной газете «Аль-Ахрам» («Пирамиды») на третьей странице внизу печатался не курс валют, а курс золота. Цена одного грамма 19 и 21 пробы, чуть меньше одного египетского фунта. Египетский фунт к рублю – 2,04-2,06 рубля за фунт. По этому курсу (он печатался в «Известиях») нам начисляли «зарплату». Зарплата была установлена в инвалютных рублях, правда, никто их в руках не держал, это было что-то виртуальное. Они были и не были одновременно. Как и загадочный курс доллара, официальный - 60 копеек за доллар, а ЦБ СССР скупал у иностранцев по 5 рублей.
Водоподъёмные колёса в центре Эль-Фаюма
Рядом с магазином Ганди был магазинчик двух братьев со всевозможной мелочёвки. От открыток, зажигалок, брелоков и разных местных сувениров. Это были самые посещаемые русскими магазины. Напротив, через канал, самое посещаемое туристами место, ресторан «Колёса», так, во всяком случае, называли его мы.
Колёса вращаются со страшным скрипом, создавая неповторимую атмосферу старого времени. Над текущей водой помещение ресторана, по бокам канала столики под деревьями. По преданию в Файюме был один из первых древних лабиринтов.
В самое жаркое время дня можно было в самом неожиданном месте услышать:
-Ой, мороз, мороз, не морозь меня, моего коня, и т.д.
Это в фаэтоне с кожаным верхом выруливают расслабившиеся «добрые молодцы». Что скрывать, было и такое.
Однажды, в Фаюме возле «Колёс» слышим русскую женскую речь, наверное, приснилось, подумали мы, но это оказались наши туристы. Откуда им было знать, что в Египте есть «туристы» в арабской форме и с оружием.
Руссо туристо, заинструктированные до потери пульса о вероятных происках империалистов и ожиданием провокаций, так шарахнулись от нас? когда мы подошли к ним и попытались заговорить, невозможно было их убедить, что мы свои Руссо Советико.
За перекусом на «колесе». г. Эль-Фаюм.
В Фаюм ездили обычно после «зарплаты» или по дороге на аэродром Ком-Аушим. При поездке в Ком-Аушим попутно сворачивали на озеро Карун, единственное место, где безопасно было окунутся в воду, больше походившую на соляной рассол.
Озеро Корун. 1972 г. В этом озере нашли свою могилу два советских лётчика из 3-й эскадрильи. Их тела так и не смогли поднять из-под воды. После выполнения учебного полёта на «спарке» МиГ-21У проходили над озером на предельно малой высоте и столкнулись с водой.
С Ком-Аушимом связаны неприятные воспоминания. Одна из поездок совпала с самым острым периодом заболевания дизентерией, температура под 40, трясёт, туалет - дом родной.
До эскадрильного врача идти полтора километра, жара больше 40, врача нашёл, он дал пачку левомецитина. Выпил всю пачку сразу, провалялся ночь, к утру стало легче. Вообще амебная дизентерия - страшное заболевание, как не опасались, свалился весь полк, не нужно никаких бомб и снарядов. Дело дошло до вызова эпидемиологов из Москвы, чтобы остановить эту цепную реакцию.
Была и последняя поездка в Фаюм за несколько дней до отлёта. Со всеми знакомыми распрощались, уже навсегда. Оставляя часть своей жизни в этих краях, и надеюсь, хорошую память в их душах.
Озеро Корун. 1972 г.
МиГ-25
Самолёты МиГ-25 ещё не были приняты на вооружение ВВС СА, и лётный состав отряда состоял из лётчиков - испытателей, только после Египта их приняли на вооружение. Отряд базировался на аэродроме Каир-Вест.
Наш 135 ИАП прикрывал взлёт и посадку МиГ-25. Происходило всё так: из Бени-Суэйфа взлетала эскадрилья, проходила над Каир-Вестом на малой высоте, в это время и пристраивался к ним МиГ-25. Так как евреи контролировали своими РЛС и ВЗПУ всё воздушное пространство Египта, всё это делалось в режиме полного радиомолчания и так, чтобы они не обнаруживали момент взлёта МиГ-25. Сопровождали с курсом на север до Средиземного моря и выхода на режим. МиГ-25-ый проходил почти до Кипра, разворачивался на юг и летел через Синай. И снова наша эскадрилья встречала его на снижении в районе Суэцкого залива, сопровождая до посадки у нас в Бени-Суэйфе. Предварительно выгоняли арабов и оцепляли стоянку нашими солдатиками (рота связи и ТЭЧ).
После посадки, пока шла заправка, лётчика привозили на КП. КП полка был совместный с египетской зенитно-ракетной бригадой, и единственное помещение было у меня, в которое не было доступа арабам. У меня поставили телефон ЗАС, и лётчики по нему докладывали на ЦКП в Каир, всего несколько слов: «Высота 24000, скорость 2600. Всё нормально». Это были первые слова после взлёта.
Потом опять эскадрилья поднималась и сопровождала МиГ-25 до посадки в Каир-Весте.
Всё это было не просто полёты, это была целая операция, никто в Союзе не отрабатывал полёт в режиме молчания от посадки в кабину, прикрытие целой эскадрильей и всё молча до посадки.
Реакция евреев: если арабам подавали заявку за сутки, евреи встречали над Синаем уже из дежурства в воздухе с трёх аэродромов «подскока». Т. е. разведка у них работала здорово. И только, когда стали подавать заявку за 2 часа, они стали не успевать поднимать свои самолёты. На КП на экранах РЛС были хорошо видны попытки евреев перехватывать но, увы, не доставали по высоте почти 10 тыс. и отставали мгновенно по скорости. Попытки перехватов не прекращались никогда.
В июле 1972 г. по требованию Садата, все наши МиГ-25 были убраны из Египта. Но в 1973 г. снова запросили наших. Как летали, кто прикрывал, не знаю, в июне 1972 меня уже там не было.
Курьёзный случай: один из пилотов МиГ-25 был пострижен «наголо», и когда его привезли на КП, все египетские «аскарики» стали между собой говорить: «Это, наверное «калабуш» (заключённый)», т.к. наголо у них стригли только на гауптвахте или в тюрьме.
На ЦКП в Каире в зале боевого управления висел рисунок МиГ-25 с надписью на арабском: МиГ-23. Поэтому и некоторые наши пишут, что в 1971 году Египет имел МиГ-23, хотя он появился только в 1973 году.
Каир
После приземления, распределения по точкам, автобус выехал на улицы Каира. Все приникли к окнам. Всё необычайно пестро, ярко, необычная для нас архитектура, деревья, цветы, толпы людей на улицах. Необычная одежда мужчин и женщин. И никаких признаков войны, странно всё это для нас.
Въезжаем в Гизу по дороге, ведущей к пирамидам, вдоль дороги несколько километров, ярко горящая реклама ночных клубов, американских авиакомпаний и светомузыкального представления у пирамид для туристов. Непредвиденная остановка у самого последнего ночного клуба «Аль-Ахрам» - «Пирамида». Пришлось заняться ремонтом автобуса, и вперёд за Родину!
Для большинства «туристов» это была первая и последняя «экскурсия» в Каир. Только единицы смогли на машине, ездившей за почтой и кинолентами раз в неделю, попасть в Каир.
Не всякая короткая дорога, оказывается короче длинной дороги.
Так и у меня дорога через ПН «Бир-Арейда» длиной в 250 километров, была, если не единственной, то короче 150 километров из Бени-Суэйфа до Каира. Каждый третий день из Бир-Арейды ездили на «Урале» за водой в Хелуан, а там всего 25 км и в Каире. Главное было вернуться обратно до закрытия дороги (минирования). С вызовом в Бир-Арейду проблем не было, начальник ПН м-р Суржиков был сослуживцем по КП 119 ИАД в Тирасполе и всегда был рад видеть меня на ПН.
Можно, если выехать 4-5 утра, проехать сразу в Каир, выехать обратно до 16 часов, заправится водой в Хелуане, и успеть перечь линию фронта до закрытия и минирования.
В Каире мы и наша машина были не нужны ни кому, кроме аллаха, а бумажка с подписью приснопамятного п-ка Бардизи, открывала все ворота. Даже нечаянно заехали в Генштаб, показав эту бумажку.
Однажды мужики попались на глаза нашему консулу, где-то в Каире, и он начал вести воспитательную работу по поведению советских граждан в кап. странах, то ему кратко объяснили, что советские граждане имеют загранпаспорта, а от нас отказались на трапе самолёта ещё в Москве, и вообще иди дорогой на … . На этом воспитание советских граждан было односторонне законченно.
Вот так можно было 5-6 часов походить, посмотреть Каир без «экскурсоводов». Обычно машину ставили возле задней стороны «русского офиса» занимавшего почти целый квартал, рядом с резиденцией президента Египта.
Во дворе резиденции располагалось несколько казарм президентской охраны, на крышах всех зданий стояли малокалиберные зенитные установки.
Самое главное место, это знаменитый каирский базар, как окрестили его наши, «бакшишка». Потому, что за каждую покупку требовали «бакшиш». Базар, который нельзя обойти за сутки. Целые улицы, злотых изделий, тканей, обуви, всевозможных сувениров выдаваемых за древности. Улица с электроникой со всего мира. Одна поездка была специально, для покупки «Panasonica» для г-ла Степанова, чтобы не впарили бэушный.
Арабский базар - это прежде всего театр, где каждый торговец ставит свой спектакль. Причём почти всегда на языке покупателя. Прохожу мимо магазина, в дверях зазывала через микрофон зазывает покупателей. Говорю, чего ты орешь, тут же в ответ, на русском языке, на микрофон пори и ты. Магазин кожаных изделий, сразу показывают товар во всей красе. Валят гору сумок на прилавок, называют цену в пять раз выше реальной, мол только для русских так дёшево. Когда я заговорил на арабском и стал называть цены с точностью до копейки, возникла «немая сцена». Сразу усадили в кресло, стали предлагать чай, кофе.
На ЦКП ПВО (центральном командном пункте) служили земляки-сослуживцы по Тирасполю: начальник КП м-р Сидракян, оперативный дежурный м-р Сулимов и на ЗАС старшина с/с Трофим Чебанов. ЦКП находился недалеко от мечети-цитадели «Мухаммед Али» внутри горы на глубине 150 метров, вход выглядел, как двухэтажный жилой дом, на площадке перед домом обломки «Фантома». Внутри множество коридоров, комнат, тщательная отделка стен. Хорошее освещение, свежий кондиционированный воздух. Совершенно не чувствуется, что это глубоко под землёй.
Преимущество ЦКП, было в том, что у ПВО Египта не было разделения на ЗРВ и ВВС, авиация была составной частью ПВО и управлялась из единого пункта. На ЦКП находился и штаб нашей дивизии ЗРВ. Так и в Бени-Суэйфе сидели рядом, египетский командир бригады ЗРВ и наш командир 135 полка (106 бригада египетских ВВС). Был общий КП, общие средства РЛС, за одним индикатором сидели и наш, и египетский операторы. Раздельные были каналы связи с ПН , телефон ЗАС и громкоговорящей оперативной связи с ЦКП в Каире.
Недалеко от остатков «Фантома» висел указ о награждении (посмертно) расчёта зенитного ракетного дивизиона.
К хабирам от авиации был прикреплён «Рафик» с водителем – аскариком, который возил дежурную смену к месту жительства в микрорайон Каира «Насер-Сити» или по-арабски «Мадинат Наср». Это группа башен построенных для олимпийской деревни. В них и проживали советники с женами, детьми и часть каирских хабиров.
Вокруг башен во всю кипела мелкая торговля. Была одна достопримечательность, надпись на бетонном заборе метровыми русскими буквами:
«Магазин Люиса – кондитерские и бакалейные товары для русских». Сам «мистер Люис» встречает каждого покупателя словами «Здравствуй, дорогой товарищч». Полки до потолка заполнены бутылками с советскими родными этикетками, водками, коньяком, шампанским. По одной цене независимо от содержимого. Большущий холодильник, ассортимент удивляет, от нашей незабвенной «докторской» по 2,60 до копчёных угрей.
Люис не плохо понимал по-русски. Спрашиваю, откуда такой специфический товар? Я смотался в Одессу, нашёл взаимовыгодный интерес. И мне с каждым кораблём из Одессы доставляют свежий товар в Александрию. Это был наглядный пример, как бизнес преодолевает все таможни и границы.
В один из дней оказался на площади знаменитой каирской Оперы. Театр был построен ко дню открытия Суэцкого канала. Была поставлена опера «Аида» Дж. Верди написанная к этому случаю. Но в день 100-летия события, произошёл пожар, театр сгорел, и сгорел подлинник партитуры оперы «Аида», хранившиеся в здании театра.
В Гелиополисе пошли в кинотеатр. Сеанс состоит из двух кинофильмов, один обязательно арабский и второй иностранный из мировых премьер. Шёл американский «Голубой солдат», о времени войны с индейцами. В союзе этот фильм не был в прокате. Фильм начинался предисловием; «Весь мир узнал о трагедии вьетнамской деревни Сонг-ми, уничтоженной американцами. Но мир не знает, что первая такая же трагедия произошла в самой Америке, где полностью была уничтожена американской армией индейская деревня». Американская армия носила голубые мундиры, отсюда «Голубой солдат», ничего более … .
Страна была на военном положении, но по улицам Каира этого заметно не было. Военных почти не видно в городе, кипит торговля, работают ночные клубы, гуляют и развлекаются тысячи туристов. Я никак не мог сопоставить прожитое военное и послевоенное время в СССР и современную войну на ближнем востоке. Ни каких талонов, продуктовых карточек. Ни какого голода и после военной разрухи и нищеты. Да и какая разруха, если сотни магазинов торгуют золотом.
Не складывалось в голове, мы за тысячи километров, в чужой стране, вроде на реальной войне, а самой этой стране война и не нужна.
Немного прояснил простой аскарик. В Ливане евреи начали гонять палестинцев, аскарик спрашивает меня: «Ведь там бьют наших братьев, а мы почему не вмешиваемся?». Говорю: «Задай вопрос Садату.» А он ответил: «Садат – шармута» (проститутка). Мне показалось, что не только один Садат.
Вот такие получились впечатления за 4-5 посещений столицы арабского мира, в чём-то поверхностные. Ведь это было впечатления советского сверхсрочника с «квадратными глазами» от другого мира, куда попасть, ему не могло даже присниться.
1972 год
С началом 1972 стало чувствоваться какое-то, ещё не понятное, изменение отношений египтян к «Руси хабирам». Где-то в марте, на аэродроме Бени-Суэйф состоялась, как мы называли, «показуха», были собраны самолёты всех типов находящихся в Египте от МиГ-21 до Бе-12 и устроены показательные полёты. Присутствовал, чуть ли не весь генералитет Египетской армии. Как оказалось, они выражали недовольство качеством, летно-техническими характеристиками поставляемой советской техники. Чтобы как-то их разубедить и была устроена эта демонстрация. МиГ-21 показывал в воздухе «дед Лихачёв» - один из лучших пилотажников на МиГ-21 того времени. Такого в Союзе увидеть было нельзя, всегда были всевозможные ограничения, здесь этого не было, например; пролёт над ВПП в перевёрнутом положении (кабиной вниз, т. е. кверху ногами) на высоте нескольких метров. После этого генералы поняли, что дело не в самолётах, а тех, кто ими управляет.
Позже была устроена демонстрация МиГ-25 в Каир-Весте. Вообще, полёты наших лётчиков проходили в сложнейших условиях пустыни на предельно малых высотах. Что, конечно, приводило и к катастрофам. Так погиб экипаж спарки из Ком-Аушима, столкнувшись с водой озера Корун.
При обслуживании самолётов в ТЭЧ полка обнаружилось, что на многих самолётах задняя кромка плоскостей стала похожей на волнистый шифер. Так повлияли сверх перегрузки, с которыми летали наши лётчики.
По этому поводу прилетала комиссия во главе с тогдашним зам. министра авиапрома Силантьевым. После комиссии Ан-12 доставляли новые плоскости для замены гнутых.
В марте началась вторая замена лётного состава. Вводились в строй прибывшие. В учебном бою 4 на 4 над аэродромом один из новеньких на боевом развороте потерял скорость, сорвался в штопор и на глазах у всех врезался в землю. Лётчик погиб. Первыми среагировали пожарные, но на первом повороте перевернулись, и машина раздавила «аскарика», выпавшего из кабины.
В апреле мой египетский «подшефный» из батальона связи старшина Гамиль, рассказал, что батальону приказано освободить две казармы для размещения личного состава полка Ту-22, который должен прибыть из Советского Союза. Но так эта операция по каким-то причинам не произошла.
По всему аэродрому для прикрытия стояло около 20-ти батарей МЗА, как-то в апреле шли с Володей Щетининым, как всегда до восхода солнца, на КП полка и почувствовали, что чего-то не хватает, осмотрелись, нет ни одной пушки. Только пустые позиции. Это всё до официального заявления Садата.
Наши лётчики продолжали нести боевое дежурство, как всегда взлетали на перехваты при подходе израильских самолётов к линии фронта, евреи, заметив взлёт наших, как всегда разворачивались и уходили. И так почти каждый день.
Арабы затеяли ремонт основной ВПП, наши дежурили на второй короткой полосе, взлетать могла только одна пара, по одному самолёту с разных концов полосы.
Разведка, вернее еврейская агентура, работала очень здорово, и они прекрасно знали, что артиллерии на аэродроме нет, одна полоса нерабочая. Русские при УТП (учебно-тренировочных полётах) после разведки погоды собираются в классе для предполётных указаний, а доехать к самолётам требуется какое-то время.
Только наши сели в классе, звонок на КП из Бир-Арейды: на малой высоте в вашу сторону пара Фантомов. Звонок в класс на аэродроме, попрыгали в микробасы, доехали к самолётам, пока решали, кому первому взлетать, Фантомы уже тут. Прошли поперёк полосы и привет! Не бомбили, не стреляли. Догонять при одинаковых скоростях бессмысленно. Хотя попытались. Это был наглядный пример, как нужно воевать, рассчитывая всё до секунды, и что такое разведка.
Но история учит, что ничему она не учит. Наверное, в наших академиях этот наглядный урок ни кому не пригодился.
Пятого мая вылетал очередной борт из Каира с заменой. Если до этого египтяне вообще не касались наших людей и самолётов, то тут потребовали проходить через таможенный зал. Только как всё это выглядело, ведь документов у нас не было ни каких. В общем, устроили шмон. А 7 мая уже в зале окружили автоматчиками и продержали в таможне до вечера. Не помогли переговоры наших генералов, консульских работников. Случаем не дошло до столкновения, ребята были после соответствующих проводов и уже хотели лезть в рукопашную. Самолёт вместо 10 утра вылетел в 6 вечера.
Мы в Бени-Суэйфе были в курсе всех событий, наши земляки связисты в Каире по телефону все транслировали нам. В Бени-Суэйфе обстановка тоже становилась не понятной, всё и все были напряжены. Получить вразумительные ответы неоткого.
Девятого мая в Каир прилетел МО Гречко со всеми главкомами родов войск. Его самолёт демонстративно продержали в воздухе, не разрешая посадку. На встрече с Садатом был затронут вопрос с таможнями, он объяснил «недоразумение» тупыми таможенниками. Они де чего-то не поняли.
К нам в Бени-Суэйф приехал зам. Главкома ВВС маршал Ефимов и зашел в наш сарайчик сверхсрочников роты связи.
Посмотрел наш «Шератон», я у него спросил:
- Вот открывается дверь и на нас наставляют автомат, мне стрелять или лапы вверх?
Он ни чего членораздельного. Послали мы его дружно. У кого можно чего-то узнать. В общем «инша Алла». Ни кому мы были не нужны.
На складе обнаружились чистые бланки грамот к 100 летию Ленина, какой идиот отправил их в Африку?
С ротным написали благодарности нашим солдатикам за выполненный интернациональный долг, ротный их подписал, ну и что, что без печати. Зато у теперешных уже 60-летних наших солдатиков, сохранилась память о службе в далёкой ненашей стране. Из 30000 военнослужащих, прошедших пески Египта, Родина наградила 166 человек.
Результат визита этой делегации в Каир. Через пару недель Садат, в знак благодарности за выполненный «интернациональный долг» попросил «хабиров» убраться вон, в течении двух недель. Мой земляк Трофим Чебан загрузил в самолёт Гречки и Кутахова машину апельсин из Джанаклиза. Гречко получил суточные по 700 египетских фунтов в сутки, но офицеры в Каире собрали деньги на японские магнитолы горячо любимому министру и главкомам.
На этом операция «Кавказ» была закончена......



