4

В. Мураховский. ТАНКИ УХОДЯТ НА ВОЙНУ. Часть 1, 2, 3.

Публикую на Пикабу занимательные рассказы известного в определенных кругах В. И. Мураховского, танкового эксперта, ныне редактора журнала «Арсенал Отечества». Автор служил в танковых войсках с 1971 по 1988 гг. (Т соответственно 54/55/62/64/72/80) полковник запаса. Взгляд так сказать изнутри на реалии службы в Группе советских войск в Германии (ГСВГ).

В Советском Союзе считали, что у западного обывателя в годы холодной войны был неоправданный бзик на тему «красных танковых орд», готовых внезапно хлынуть в Европу. Вместе с тем «орды» реально существовали вблизи границ стран НАТО. Только в первом стратегическом эшелоне, непосредственно в танковых и мотострелковых дивизиях СА имелось примерно 8500 танков, размещенных на территории восточной Германии (Группа советских войск в Германии, около 5700 танков), Чехословакии (Центральная группа войск, около 1500 танков), Венгрии (Южная группа войск, около 1300 танков).
С нашей стороны границы тоже существовали свои «бзики». Одним из них был миф об угрозе внезапного нападения. История его проистекает из тезиса советского агитпропа, что причиной поражения Красной Армии в начальном периоде Великой Отечественной войны было внезапное «вероломное» нападение германской армии. Не знаю, верило ли само высшее военное и политическое руководство в этот тезис. Но на практике фундаментом жизни и деятельности групп войск, основой обучения и воспитания была полная готовность немедленно вступить в войну при любых обстоятельствах.
Для исключения внезапности нападения, опережения противника в развертывании, в ВС СССР была создана система отмобилизования и приведения войск в различные степени боевой готовности. Она опиралась на техническую базу и организационные мероприятия.
Технической базой в рамках всех Вооруженных Сил служила централизованная автоматизированная система оповещения, оконечные устройства которой были смонтированы в каждом подразделении (батальоне, роте, отдельном взводе). Исключения не признавались, поэтому эти характерные коробочки можно было заметить и в ансамбле песни и пляски округа, и в отделении реанимации госпиталя.
Система оповещения позволяла командирам соответствующих уровней нажатием одной кнопки поднимать по тревоге всю армию целиком или выборочно любые структурные единицы. Грубо говоря, в случае угрозы внезапной войны дежурный генерал на Запасном командном пункте (ЗКП) Генерального Штаба нажимал БОЛЬШУЮ КРАСНУЮ КНОПКУ и тем самым поднимал «в ружье» 5 миллионов человек.
Организационной базой готовности к войне служила система приведения частей и подразделений в боевую готовность. Здесь и далее я расскажу, как эта система работала на уровне не выше танкового батальона и полка, потому что вопросы мобилизационной готовности остаются одними из самых закрытых и о многих вещах говорить не рекомендуется.
Дважды в год, в начале каждого периода обучения, все части и подразделения отрабатывали вопросы приведения в боевую готовность. Как это делалось, пока умолчим. А затем начиналась плановая боевая подготовка, повседневная деятельность войск. Но вот однажды ночью на оконечном устройстве внезапно вспыхивает красное табло и раздается сигнал тревоги. Если это не плановая проверка, то в полку пока никто не знает, что означает сей сигнал: уже начавшуюся войну, угрозу начала войны в ближайшее время или прихоть большого начальника (полк по тревоге мог поднять начальник не ниже главнокомандующего группой или Главное командование Сухопутных войск). Но в любом случае алгоритм действий один и тот же: надо как можно быстрее вывести людей, вооружение и технику, запасы материальных средств из пунктов постоянной дислокации (ППД) и спрятать их в районах сосредоточения.
На выход войск из ППД имеются свои нормативы. Они устанавливаются отдельно для каждой части, в зависимости от ее боевого предназначения, оргшатной структуры, наличия вооружения и техники. Обычно отдельные нормативы действуют для летнего и зимнего периодов эксплуатации техники. В целом для оценки части используют три основных критерия: время выхода боевой техники из парка, время сосредоточения части в заданном районе, наличие прибывших в заданный район личного состава, вооружения и военной техники (ВВТ), полнота запасов материальных средств.
В группах войск командование очень жестко спрашивало за срыв нормативов. Командир полка в «лучшем» случае получал взыскание «неполное служебное соответствие», что блокировало его карьеру минимум на пару лет, а в большинстве своем командиров полков просто снимали с должности. Пропорционально доставалось и всем нижестоящим командирам. В общем, полк, не выполнивший нормативы, надолго становился изгоем в ряду других частей и аукалось это ему в самых неожиданных местах, например, при распределении мебельных гарнитуров в Военторге. Поэтому жены офицеров боролись за сокращение сроков выхода части по тревоге порой активней своих мужей.

Части 2 и 3 в комментариях
Части 4-6 по ссылке
Автор поста оценил этот комментарий
Часть 2

Вернемся в танковый батальон, куда поступил сигнал тревоги. Это «полнокровное» подразделение в танковом полку штата «А»:
151 человек (офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты);
31 танк;
1 БРЭМ (или БТС);
1 БМП (1КШ или 2К);
1 БТР (70 или 80);
25 единиц колесной техники.
В танки, БМП, БТР постоянно загружено: один боекомплект, включая ручные гранаты, боеприпасы к личному оружию, сигнальные патроны; полная заправка ГСМ; 3 сутодачи продовольствия; средства защиты (ОЗК). На колеса постоянно загружено: 15 тонн боеприпасов, 40 тонн ГСМ, 5 сутодач продовольствия, 15 тонн прочих грузов (военно-техническое имущество).
Займем позицию для наблюдения снаружи у дверей казармы. Вскоре после сигнала тревоги (некоторые утверждают, что видели выскакивающих в двери бойцов уже через 45 секунд) первыми из дверей казармы вываливается толпа солдат в самом расхристаном виде: концы портянок торчат из голенищ, куртки не застегнуты, шапки на затылке(некоторые говорят, что видели «обнаглевших» солдат, которые выскакивают в одних трусах и сапогах). Среди этой толпы безоружных разгильдяев резко выделяется бравым внешним видом и наглаженным обмундированием единственный боец, вооруженный автоматом. Однако выясняется, что командует тут вовсе не он. Один из «оборванцев» начинает выкрикивать фразы: «Первая! Вторая! Третья! Штаб! Колеса!» В ответ на его выкрики из толпы летят отзывы: «Все!». «Вперед!» - кричит неизвестный командир, и вся толпа галопом устремляется в сторону парка боевых машин.
Так происходит выход из казармы и убытие в парк механиков-водителей и водителей батальона. Собираются они в толпу затем, чтобы никто не отстал, а на маршруте следования их всех мог прикрыть (дабы не перестреляли коварные диверсанты) вооруженный боец, коим становится один из дневальных суточного наряда.
Человек, который командует толпой – старший механик-водитель танка командира батальона. Именно он отвечает за то, чтобы и собрались, и прибыли в парк все, кто должен выводить технику. (Кого выкрикивал старший мехвод батальона? Первая! Вторая! Третья! – это мехводы танковых рот, в нашем примере – первого танкового батальона. Штаб! – это штаб, взвод связи и взвод технического обслуживания. Колеса! – это взвод обеспечения и медицинский пункт батальона. Кто куда приписан, каждый мехвод и водитель знает наизусть. В каждой структурной единице за выход мехводов и водителей по тревоге отвечает свой старший мехвод или водитель.)
Официального норматива на прибытие мехводов в парк не существует. Конечно есть некие временные рамки, устанавливаемые в полку так же, как в советские времена определяли нормы выработки, то есть засекая время по одному подразделению. Но между батальонами идет негласное соревнование - кто сумеет утереть нос другим (время прибытия фиксирует дежурный по парку). Поэтому сами бойцы жестко воспитывают отстающих, а мехводы являются рекордсменами среди других военных специальностей по точности впрыгивания спросонья в сапоги, а также по скорости зимнего бега в трусах.
В группах войск было принято все делать всерьез, исходя из принципа, что «война все спишет, а если это не война, то нефиг было давать команду...» Поэтому дневальные и посыльные (о коих ниже) получали реальное оружие и реальные боеприпасы. Местным проверяющим категорически запрещалось как-либо провоцировать личный состав. Но по слухам, было несколько случаев, когда некоторые не слишком умные инспектора из центрального аппарата МО, незнакомые со спецификой группы, пытались «приблизить обстановку к боевой». Так, якобы в одной из частей инспектирующий стал бросать взрывпакеты и дымовые шашки у входа в казарму танкового батальона. В ответ из окон без всякого предупреждения и какой-либо заминки был открыт сокрушительный автоматный огонь. Инспектор чудом не получил ни царапины, однако был ранен в ногу начальник караула, который спешил с группой усиления на помощь «осажденному» батальону.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Вот в чем смысл выложить пару строк, чтобы катать потом еще 100500 частей "to be continued..."?
раскрыть ветку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества