В. Мураховский. ТАНКИ УХОДЯТ НА ВОЙНУ. Часть 4, 5, 6

Продолжение историй. Первые части смотрите здесь

Часть 4
Вся боевая техника полка, и танки в том числе, содержится в парке боевых машин. Танки размещают в неотапливаемых боксах, чаше всего по-батальонно. Внутри бокс разделен на отсеки рот. Обычно танки в боксе стоят в два ряда, сцепленные попарно тросами. У танков первого ряда проушины обоих тросов надеты на передние буксирные крюки, дабы можно было в случае пожара быстро выдернуть машины наружу (по этой же причине постановка танка на горный тормоз или передачу запрещены). Как правило, танк командира батальона и БМП начальника штаба приписаны к первой роте в батальоне, танк командира полка – к первой роте полка.
Танки боевой группы и с повышенным расходом моторесурсов находятся на кратковременном хранении. То есть на них проведен комплекс работ, повышающих стойкость к коррозии и прочим неприятным явлениям. Эти работы включают консервацию двигателя, откачку масла из БКП, герметизацию некоторого оборудования – и еще целый комплекс обязательных мероприятий. На хранении все люки танков закрыты, а внутри машин размещены мешочки с силикагелем, чтобы понизить влажность воздуха. АКБ установлены на машинах и, как правило, постоянно подключены к специальной сети подзарядки микротоками. Два воздушных баллона объемом по 5 литров заправлены сжатым воздухом под давлением 150 атмосфер. В группах войск все нормативные требования к содержанию танков на кратковременном хранении соблюдались неукоснительно.

историческое:
Когда я прибыл на первое офицерское место службы (98 гв. тп 1 тд 11 гв. ОА ПрибВО, г. Мамоново (бывший Heiligenbeil) Калининградской области; ныне округ, армия, дивизия и полк расформированы, город и область - пока нет) и пришел в парк боевых машин принимать свои танки, то изумлению моему не было границ. Ни до, ни после я не видел ничего сравнимого по удобству хранения и обслуживания танков. К месту стоянки каждого танка был централизованный подвод электричества, сжатого воздуха, холодной и горячей воды, роликовый конвейер для подачи АКБ в аккумуляторную! Дежурные средства стояли в отапливаемых боксах. И еще много других чудес имелось в том парке. Оказалось, что построили его немцы во время войны рядом с аэродромом, для танковой дивизии «Герман Геринг». Отсюда и «авиационный» подход к удобству содержания и обслуживания.

Для снятия танка с кратковременного хранения требуются веские основания. К таковым относятся: война; плановые учения (от батальона и выше); инспекторская проверка, наделенная необходимыми полномочиями; плановый перевод на сезонный режим эксплуатации и плановое ТО; конструкторские доработки; борьба со стихийными бедствиями, передача техники в другие части. Всё. Список исчерпан. Кроме первого и последнего пунктов в перечне, во всех остальных случаях полагается поставить танки на хранение в течение 10-15 дней после завершения мероприятия.

шпиону на заметку
Благодаря жестким ограничениям на снятие танков с хранения, любой офицер практически всегда способен определить степень «серьезности» тревоги. Если посыльный доложил, что объявлена боевая готовность «полная», но танки приказано не заводить, то можно расслабиться и даже нагло хлебнуть горячего кофе перед выходом из квартиры. Ежели этого не сказано, но по дороге в полк стоит райская тишина и приятно щебечут первые утренние птички, по крайней мере в пути можно спокойно выкурить сигарету и подумать о смысле жизни. Кроме того, перед выходом невредно спросить супругу, что там слышно в женском коллективе. Например, о передислокации нашей дивизии я узнал от жены примерно за неделю до того, как был зачитан приказ.
Но ежели ничего не сказано, никаких слухов не было, а при выходе из дома на сердце давит инфразвук сотен работающих мощных дизелей, еще вроде бы и неслышимых в звуковом диапазоне, то тут переходят на бег все: и стодвадцатикилограммовый прапор – начальник столовой, и безусый лейтенант из финчасти, и лысый подполковник из политотдела. Здесь «дело пахнет керосином», то есть соляркой, и может статься, что шутки кончились и какие-то придурки все же начали ЭТО.
Наверное, это единственное исключение из армейского правила: «бегущий лейтенант вызывает недоумение, а майор – панику». Еще как бегут товарищи майоры, побыстрее некоторых лейтенантов. Правда, полковники уже не бегают, в войсках полковник – очень серьезное звание (это не московский «эйполковник»), на таких должностях в войсках уже положен служебный автомобиль.
Когда танки выползают из парковых боксов, становится слышен тяжелый, низкий гул, который заполняет все окружающее пространство так плотно, что от него не спрячешься. Этот звук лучше всяких ревунов будит военный городок и немецкие поселения: в домах зажигаются окна, люди с тревогой пытаются узнать хоть что-то определенное.
Лишь дважды за время моей службы в ГСВГ никто в части действительно ничего не знал. Один раз такую «шутку» устроил начальник Генштаба маршал Огарков, поднявший войска по тревоге и отправивший их в учебные сражения на разные полигоны. Второй раз так случилось, когда полк внезапно ушел к границе с Западным Берлином в ответ на переброску войск в британский сектор.
Вообще-то по тревоге первой в парк БМ прибегает группа усиления постов из караульного помещения. Обычно в парке БМ имелось два поста караула. На усиление к ним прибывали еще четыре человек. За границами парка по периметру заранее обрудовались одиночные стрелковые окопы полного профиля, которые шесть вооруженных автоматами караульных и занимали, прикрывая территорию парка.
По секрету скажу, что полк и парк БМ были постоянно прикрыты не только бойцами с автоматами. Пункты постоянной дислокации круглогодично и круглосуточно прикрывал от ударов с воздуха дежурный зенитный дивизион, в роли которого поочередно выступали дивизионы общевойсковых полков и зенитно-ракетного полка дивизии.
Прибывших в парк боевых машин механиков-водителей встречает дежурный по парку. Он выдает старшим механикам-водителям батальонов, рот , батарей ключи от боксов и объявляет температуру воздуха на данный момент. Эта информация нужна мехводам, чтобы определить способ запуска двигателей.
Пока мехводы бегут к боксам, старший мехвод роты на основе узнанной температуры воздуха и своего опыта определяет, как будет запускаться каждый танк. Здесь и далее речь пойдет о самом сложном варианте – танке Т-64, который «живет» в боксе на чужой германской земле.
Потому что про Т-80 вообще писать нечего: есть заряженные АКБ или внешний источник – будет запуск. Нету тока – нету запуска. На танках Т-72 запуск двигателя зимой прост, как розжиг русской печки: придется подождать, но заработает точно. На танке Т-64 все немножко по-особенному, все немножко наискосок, о чем расскажем чуть позже.
В общих чертах в «германских» танковых частях на Т-64 применяли многоступенчатую систему дублирования средств запуска, чтобы с гарантией обеспечить выход танков на войну. Первая ступень – это штатные средства самого танка (электростартер и воздухопуск). Вторая ступень — средства внешнего запуска в каждом боксе (то есть комплект на батальон): баллоны со сжатым воздухом ВД на тележке; комплект АКБ на тележке. Третьей ступенью считается дежурный тягач (БРЭМ или БТС), который круглосуточно находится в готовности к немедленному старту.
Безуспешные попытки запуска родными средствами и помощь внешних средств, хотя бы и внутри батальонного бокса, считается для танка боевой группы достаточно неприятным фактом («ложечки нашлись, но осадок остался»). Как правило, это свидетельство низкой квалификации мехвода танка или ошибка старшего мехвода роты, выбравшего неверный способ запуска. Последующей разборки внутри роты (с командиром взвода и ЗКВ роты) этим мехводам точно не избежать.
У танкистов есть свои шуточные термины для каждого способа внешнего запуска: воздухом – «пердячим паром»; АКБ – «на соплях»»; с буксира – «на галстуке». Самый постыдный способ – это запуск «на галстуке» дежурным тягачом. Для машины боевой группы это вообще считалось чрезвычайным происшествием, расследовать которое будут, как выражался мой ЗКВ: «До последней шайбы и до последней звезды, которых у меня всего две».

Остальное в комментариях
Автор поста оценил этот комментарий
Часть 5
Открываем важную главу в эссе о танках и людях – главу о ЗАПУСКЕ двигателя Т-64. Эту тему пишу с большой буквы потому, что по сложности она уступает, конечно, запуску первого спутника, но точно потруднее запуска четырехтактных движков.
Итак, пуск двигателя 5ТДФ, установленного на танке Т-64, осуществляется стартер-генератором (основной способ), воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры (масловпрыск).
Согласно инструкции при температуре воздуха выше +5 – +8 °С с запуском движка не должно быть никаких проблем – заводим стартер-генератором. Если температура ниже, то включаем систему автономного факельного подогрева, если ниже нуля – призываем на помощь масловпрыск. Совместно эти системы, опять же, согласно документам, должны обеспечить холодный пуск при температурах до -20 °С, а с 1984 г. даже до -25 °С.
На практике опытный механик-водитель Т-64 должен обладать способностями метеоролога и гадалки одновременно и потому начинает задумываться о проблемах пуска при температуре воздуха ниже примерно +10 °C. Ежели при этой температуре наблюдается высокая влажность воздуха, движок от «голого» стартера может и не завестись. У танка, который стоит на хранении, а в предыдущие дни температура была заметно ниже – почти точно не заведется. Но если погода сухая, почти точно – заведется.
Высокая влажность, наряду с низкой температурой и нехваткой воздуха – один из главных недругов 5ТДФ и соответственно, механиков-водителей Т-64. Очень не любит двухтактный движок высокой влажности и всячески отказывается заводиться, если на улице сыро и холодно. Подлость жизни состоит в том, что именно такое сочетание характерно для унылой германской погоды. И тут есть одна закавыка.
Если противная сырость и низкая температура пришлись на официальный зимний период эксплуатации, то особых проблем нет. В этом случае нормативами отводится время на прогрев системы подогревателем. Даже двухтактный движок с горячей ОЖ и прогретым маслом заводится почти бодро.
Беда, если тревога сыграна сырой и холодной ночью в летний период эксплуатации. Заводить движки требуется сразу, без предварительного разогрева встроенным подогревателем, ибо норматив этого не предусматривает. Естественно, что старший механик-водитель в этих условиях всегда дает команду включить электрофакельный подогрев и всегда – использовать масловпрыск, как и написано в ТОИЭ.
Составители ТОИЭ Т-64 видимо думали, что прочитав их труд, мехвод этими рекомендациями и ограничится. Но старший мехвод роты – тертый калач (а других на эту должность и не ставят). Он знает, что если хотя бы один танк не заведется самостоятельно, то ЗКВ роты будет очень долго капать ему на мозги, поминая оплошность к месту и не к месту. Если же этот танк потом не заведут и внешними средствами – тогда у старшего мехвода точно накроется отпуск, а на дембель он отправится последним самолетом.
Из этих рассуждений старший мехвод делает простой и однозначный вывод: лучше ПЕРЕ, чем НЕДО. И показывает всем мехводам три пальца веером. Сие означает: факельный подогрев, двойной масловпрыск, воздухопуск.
Механики-водители недрогнувшой рукой нажимают кнопку стартера, дважды давят на переключатель масловпрыска, и затем – на рычаг воздухопуска. Сжатый воздух под огромным давлением устремляется в цилиндры, где встречается с распыленным маслом. Любой школьник скажет, что такая адская смесь неминуемо дает взрыв. Правильно! Если стоять в этот момент рядом с танком, создается впечатление, что внутри машины взорвался нехилый фугас: раздается гулкий хлопок, корпус содрогается, из эжектора вырывается длинный язык пламени. Если что-то (или кто-то) находится позади эжектора, то этот предмет (или человек) засирается сплошным слоем масла, густо приправленном сажей.
Что и говорить, способ запуска варварский и здоровью двигателя не способствует. Однако задача выполнена, все танки ревут движками, мехводы – на коне. Когда-то это варварство икнется кому-то другому. Но нынешние мехводы уже давно будут на гражданке с улыбкой перелистывать дембельский альбом. К сожалению, ни конструкторы Т-64, ни составители ТОИЭ о подобных реалиях Советской Армии даже не задумались.
Но вот все движки завелись, и бокс сразу наполняется густыми клубами выхлопных газов десятков дизелей. Сквозь открытые настежь ворота они медленно ползут наружу. Внутри бокса ничего не видно, ни хрена не слышно и к тому же дышать нечем: концентрация вредных примесей раз так в тысячу превышает самые либеральные нормы. В такой обстановке изредка случались разные происшествия, в основном случайно давили людей. Поэтому в нашем полку было установлено жесткое правило: после запуска мехвод танка второго ряда помогает мехводу танка первого ряда, когда выходит из бокса танк первого ряда, оба мехвода занимаются танком второго ряда и выводят его из бокса. То есть мехводы двух танков должны непрерывно видеть друг-друга.
Мехводы после запуска рукояткой ручной подачи топлива ставят средние обороты, чтобы движок быстрее прогрелся и случайно не заглох. А выхлоп на холодном движке насыщен частичками несгоревшего топлива, масла и сажей. Первоначально, когда Т-64 только прибыли взамен Т-62, этот давно известный факт никого не волновал. Однако быстро выяснилось, что даже 5-10 минут работы в загазованном боксе приводят к образованию в циклонах ВО 5ТДФ липкой пленки (у нас называли этот эффект «коксованием»), которая замечательно собирала пыль.
В качестве меры противодействия этому эффекту стали изготавливать самодельные газоотводы («дымоходы») — из выхлопной системы танка наружу бокса. Подчеркну два момента. Первый: обусловлено такое решение было отнюдь не заботой о здоровье и безопасности танкистов, а исключительно интересами «здоровья» движка 5ТДФ. Второе: все «дымоходы» были самопальными, ни о каком централизованном выпуске хотя бы на БТРЗ речи не было. О промышленности вообще умолчим…
Покуда танк прогревался, у его мехвода хватало забот: открыть люки, уложить троса по-походному, проверить крепление ящиков ЗИП, ОПВТ, бревна самовытаскивания, уложить огнетушитель и еще десяток мелких дел. Когда температура масла превышала 10 °С, танк на первой передаче и минимальных оборотах выгонялся из бокса. При этом мехвод танка второго ряда становился перед воротами и следил, чтобы никто не попал под гусеницы. Танк выходил перед боксом на 8-10 метров и разворачивался на 90° в направлении парковых ворот. Так же выходил из бокса и танк второго ряда.
К этому времени в парк боевых машин прибывали «носильщики» (еще их называли «боевыми мулами»). «Боевые мулы» — это личный состав роты, который не выгоняет танки и не является посыльными. В казарме они грузят на себя все вещевые мешки и прочую экипировку, все оставшееся оружие и некоторые полезные вещи, которые в официальную экипировку и перечень снабжения не входят. Например, тактический ящик и «Змей Горыныч» (самодельная фигня для приготовления пищи в чистом поле).
Во время тренировок группа «боевых мулов» оставляет по дороге в парк потери: там противогаз валяется, здесь – сигнальные флажки и т.д. Многократное повторение «пройденного» заставляет рационализировать укладку, резко повышает ухватистость и цепкость рук. Примерно после пятого раза потерь уже не наблюдается. Я бы не рискнул этим людям давать поощрение, принятое в сказках: «Бери, сколько унесешь». Унесут все подчистую.
Прибыв в парк, «боевые мулы» ждут с торца бокса, когда выгонят все танки. Как только вышел последний танк и мехводы пошли закрывать ворота бокса, «боевые мулы» бросаются к танкам. С этого момента власть переходит к командирам танков. Экипажи загружают барахло, занимают штатные места, входят в связь по ТПУ и между танками. Рота постепенно превращается в боевой организм. Пока не хватает офицеров и нескольких солдат (посыльных), но штатная структура командования уже вступила в действие. Теперь командует сержант, назначенный командиром роты (обычно командир танка —заместитель командира первого взвода).
раскрыть ветку