14 лет успеха: от Battlefield 1942 до Battlefield 1
Когда-то они были просто небольшой студией из Швеции. Когда-то они делали пинболы и гоночки. Когда-то у них хватило таланта и амбиций, чтобы изменить ход истории. Когда-то на кубиках их судьбы выпали все шестёрки. Их полное название EA Digital Illusions Creative Entertainment, но в игровом мире они больше известны просто как DICE. И все знают их визитную карточку — серию Battlefield. Сегодня мы вспомним тернистый путь к громкому успеху.
Игра, о которой никто не помнит, и эксклюзив, которого не могло быть
С чего бы начать нашу повесть? Может, с рассказа о том, как четыре друга создали в 1992 году студию, нынче ставшую одной из самых известных в индустрии? Или с описания свежего противостояния Call of Duty и Battlefield? А можно сразу взять быка за рога, припомнив недавний анонс Battlefield 1 и его первый трейлер, собравший на YouTube рекордные 27 миллионов просмотров и миллионы «поднятых пальцев» за считанные дни. Выбор богатый, но мы начнём с того, что Battlefield придумали вовсе не DICE.
История началась в 1993 году. Одна маленькая, но гордая шведская студия под названием Refraction Games решила начать разработку собственной игры. Нужен был движок. Это-то и можно считать отправной точкой нашей истории. Разработка инструментария для студии, в которой никогда не было больше 18 сотрудников, потребовала долгих шесть лет, но в итоге старания оказались вознаграждены. Получившийся шутер Codename Eagle привлёк даже не столько внимание игроков (хотя продажи всё же достигли 20 тысяч копий), сколько студии DICE, в то время уже сделавшей себе имя. Прошло совсем немного времени — и Refraction Games перестала существовать, став частью более крупной компании вместе со своей игрой и своим движком.
Так что же в Codename Eagle и Refractor Engine было такого особенного? Уж точно не сюжет. Приключенческий шутер от первого лица отправлял игроков в царскую Россию начала ХХ века, где Первой мировой войны не было и Октябрьской революции тоже. Однако императорскому семейству всё равно не повезло. Скандалы, интриги, расследования, снежные просторы, мужики в ушанках, постоянная vodka и обширные поля стремительных домкратов под развесистой клюквой — таков сюжет Codename Eagle. И любили игру не за него, а за неординарный подход и мультиплеер. А ещё за возможность кататься по уровням на машинах и грузовиках. Короче, за то, за что потом полюбили Battlefield.
Вот так Codename Eagle и Refractor Engine попали в руки DICE. Шведы со скандинавской основательностью разобрали и концепцию, и технологию на составные части, обкатали — и лишь потом решились делать нечто своё. Троды плудов назвали Battlefield и предложили компании Nintendo в качестве эксклюзива для консоли GameCube. И будь у выбранной платформы возможность организации мультиплеера, один из лучших шутеров современности навсегда был бы связан именно с ней, а печальная история платформы от Nintendo пошла бы по другому пути. Но GameCube с Интернетом не дружил, так что Battlefield 1942, вышедший в 2002 году, обосновался на РС.
Секрет успеха: машинки, мультиплеер и особый ингредиент
Что мы помним о Battlefield 1942? Вторая мировая — есть. Разнообразный транспорт — есть. Весёлый мультиплеер с друзьями — есть. И этого было достаточно. Разбуди любого фаната игр посреди ночи, и он составит привычный образ Battlefield, не просыпаясь. Мы не спали, и нам не составило труда восстановить то, что сделало будущую серию популярной, а перед DICE раскинуло дорогу из жёлтого кирпича, ведущую на вершину игрового Олимпа. Хотя начиналось всё отнюдь не с громкого взрыва.
Шёл 2000 год, и представленная на Е3 демо-версия Battlefield разительно отличалась от всего, что можно было увидеть поблизости. В первую очередь, за счёт объединения на одной карте пехоты, машин, лодок и даже самолётов. Любой солдат мог в любой момент боя взмыть в воздух на «небесном тихоходе» или же попытаться вломиться в стан врага на джипе. И таких героев на каждой карте было аж 64. Казалось бы, что ещё нужно? Курьёзно, но у такого амбициозного проекта не было издателя. И даже E3 не помогла решить эту проблему. Хотя… Сами DICE не знали, что их демо-версия уже перекочевала в офис одной очень крупной компании. В стенах этого издательства уже выпустили один шутер по Второй мировой — Medal of Honor. И Electronic Arts явно хотели совершить второй успешный подход к снаряду.
В конце 2002 года Battlefield 1942 увидел свет. Точнее, свет увидел Battlefield 1942. Несмотря на примитивную графику и совершенно номинальный сюжет, едва ли не до релиза творение DICE окрестили игрой года, локомотивом жанра и лучшей шведской игрой всех времён.
На ближайшие 13 месяцев Battlefield 1942 не было равных. Но симметричный ответ от Activison не заставил себя долго ждать. Выход Call of Duty пошатнул трубу мультиплеерного хита от «Электроников».
Первоначально у Battlefield была чёткая концепция: игра должна эксплуатировать темы лишь реальных конфликтов. В соответствии с ней были выпущены два дополнения — Battlefield: 1942: The Road to Rome (про войну в Италии) и Battlefield 1942: Secret Weapons of WWII, посвящённое безумным видам вооружения Второй мировой. Но чем дальше, тем яснее становилось — нужно готовить сиквел. Относительной заменой ему должен был стать Battlefield Vietnam образца 2004 года, ставший первой сомнительной ласточкой серии. Никто не спорил, что война во Вьетнаме — тема крайне интересная и жестокая. Да вот только сиквелом окрестить игру нельзя. В лучшем случае — большой аддон. И пока поезд любви не ушёл, Electronic Arts решили взять рычаги в свои руки. Сперва выкупили DICE, так сказать, в личное пользование. А потом научно-популярно объяснили, что разработка игр — это суровый бизнес, а игрокам легче расставаться со своими кровными, если им в руки дадут современное оружие или некий бластер.
Полноценный сиквел (вообще-то триквел, если считать Vietnam) Battlefield 2 вышел в 2005 году — на новой версии движка и на трёх основных платформах. Самым важным его нововведением стал режим командующего. Отныне один из игроков отряда мог следить за происходящим на всей карте и координировать работу своих напарников. И до Battlefield 2 было заметно, насколько серия сфокусирована вокруг взаимодействия и взаимопомощи солдат, но теперь стало окончательно ясно: в Battlefield один в поле не воин.
Одно простое меню добавило в игру мощный социальный фактор, который позволил вывести бои на совершенно недосягаемый уровень. В 2005-2006 годах к Battlefield 2 вышло три дополнения, которые, как и первоначальная игра, были посвящены современной войне. Многие фанаты до сих пор не отпускают вожжи, продолжая работать над различными модификациями, повышающие реализм в и без того хардкорной игре.
В 2006 году DICE шагнули в будущее с Battlefield 2142.
Методом проб
В 2007 году шутеры от первого лица вновь пережили встряску. И имя ей было Call of Duty 4: Modern Warfare. К тому моменту стало уже понятно, что именно две серии Electronic Arts и Activision так и будут делить между собой жанр, но DICE требовалось нанести ответный удар. И не просто отстоять собственные позиции, а затмить, превзойти и превозмочь. И тогда разработчики обратились к тому, что до этого было слабым звеном их детища. К сюжету.
Премьера Battlefield: Bad Company состоялась в 2008 году. Вместо почти традиционной революции в мультиплеере игроки получили комедийный сюжет про отряд бойцов-отморозков в вымышленном конфликте России и США. DICE решили освоить новый рынок — и выпустили игру только на консолях, подчеркнув переход на новое поколение разрушаемостью окружения. Публика, конечно, оценила возможность рубить деревья из пулемёта, но отсутствие PC-версии народ не вкурил. Конечно, Bad Company напомнила миру про Battlefield, да вот только конкурировать с Call of Duty 4 объективно не смогла. Разработчики с горя разродились мультяшной поделкой Battlefield Heroes в стиле Team Fortress, а под шумок принялись разбираться, что они сделали не так. Работой над ошибками стала Battlefield: Bad Company 2, где, наконец-то, всё было на местах — и РС-версия, и грандиозный сюжет, мечущийся из одного экзотического уголка мира в другой, и новенький многопользовательский режим «Штурм», быстро ставший жанровым стандартом.
Окончательно стабилизировала позиции Battlefield и DICE премьера долгожданной Battlefield 3. В 2011 году тогдашний генеральный директор Electronic Arts Джон Ричитьелло прямо заявил, что эта игра «победит Call of Duty». В разработку и рекламную кампанию были вложены миллионы. Заранее была даже выпущена новая часть Medal of Honor, призванная оттянуть интерес на себя. На протяжении целого года представители DICE, Electronic Arts и Activision при любом удобном поводе обменивались шпильками, а пресса лишь нагнетала атмосферу. В итоге Battlefield 3 предзаказали 3 млн. человек, а продажи первой недели перевалили за 5 млн. Уже через полгода это число достигло 15 млн. Battlefield 3 «Колду» не победил, но в нокдаун на какое-то время отправил.
Успех Battlefield 3 был бы невозможен без правильного подхода. Нарочитая непредсказуемость геймплея создавала огромное количество уникальных ситуаций. Игроки по всему миру наснимали тысячи часов контента, который сарафанным радио разлетался по Сети. Вторая часть показала, что один в поле не воин, но в Battlefield 3 один танк может объявить войну всему полю.
2013 год стал переходным моментом для многих разработчиков. Подкрепить старт PlayStation 4 и Xbox One должен был Battlefield 4, релиз которой как раз подогнали под выход платформ нового поколения. И по сей день в четвёртой части больше всего игроков обитает на PS4. Окончательно зацепить аудиторию PlayStation 4 и Xbox One была призвана Battlefield Hardline, за разработку которой отвечала сторонняя студия Visceral Games, которая закрепилась на рынке благодаря серии Dead Space. Получилось лишь отчасти — многопользовательский шутер про криминальные войны был принят весьма прохладно как прессой, так и игроками. Стандартная модель «купи игру за двойную цену» со всеми дополнениями дала осечку. Ситуация с Battlefield: Vietnam повторилась.
А теперь вернёмся к началу. 2 мая Activision представила трейлер Call of Duty: Infinity Warfare. 9 мая Electronic Arts привлекла внимание трейлером Battlefield 1. Новая игра Infinity Ward отправляет бойцов в космос и предложит войну системного масштаба. Новая игра DICE оглядывается во времена Первой мировой войны и Codename Eagle. Call of Duty: Infinity Warfare выходит 4 ноября. Battlefield 1 — 21 октября. Война продолжается. Пока общие симпатии на стороне детища DICE, но Фортуна изменчива… Так или иначе, но хорошо от происходящего в первую очередь игрокам. А нам остаётся только наблюдать и готовиться к жаркой осени. В том, что она будет именно такой, нет никаких сомнений.
Автор текста: Сорокина Яна
Источник: 4pda.ru