Адский урок ИЗО (Проба пера)
(музыка: Электрослабость - Ночь в музее Якубовича)
Учительница изобразительного искусства и МХК Дарья Александровна была женщиной весьма и весьма стойкой. Она пережила десять выпусков будущих профессионалов, три реорганизации школы, цифровизацию и кучу вопросов – часто бессмысленных.
Но 1 апреля ей оказалось точно не по зубам.
- Дарья Александровна, а вы вообще в курсе, что Мону Лизу написал Пабло Пикассо? – хихикнул Глеб из 9 «Б» класса, косясь на реакцию учительницы ИЗО.
Дальше-больше. Девочки из того же класса вдруг начали уверять всех, что «Даму в черном» и «Завтрак гребцов» написали русские передвижники – Крамской и Репин. А «Грачи прилетели» это вообще авангардизм в духе Родченко.
Первое апреля в школе, да еще и на уроках ИЗО – это хуже нашествия авангардистов-футуристов. Потом привычно открыла глаза. И увидела, как вокруг нее зашептались ученики.
К концу дня вся школа хором утверждала, что Веласкес писал в стиле граффити, Кандинский был реалистом, а «Черный квадрат» нарисовал Врубель и зашифровал там карту звездного неба. В общем, все классы от пятого до одиннадцатого сговорились и начали лить реку фальшивой истории искусства. Классы хохотали в унисон.
Но самое интересное и страшное произошло, когда Дарья Александровна заснула между уроками. Но слово, как известно, имеет силу – и проявляться она может и во сне.
Сон начался как-то странно. Дарья Александровна стояла в Лувре перед знаменитой Джокондой, но вдруг… вместо знакомого лица с улыбкой кисти Леонардо появилось нечто.
Мона Лиза теперь выглядела так, словно ее писали во время кубистического запоя. Глаза разбежались по разным сторонам, улыбка превратилась в геометрическую паранойю, а фон будто сложили из кусочков парижского мусорного контейнера. В углу картины, кстати, стояла подпись «П. Пикассо». Кубистская Джоконда скалилась, обнажая зубы, похожие на клавиши рояля, и хрипло шептала: «Я – шедевр! Я – крик души! Я – разбитое зеркало реальности!».
«Что еще за чертовщина такая?!» — подумала Дарья Александровна, но в этот момент пространство закружилось, как в «Начале» или «Клетке», и она провалилась в другой кошмар. Вместо изящной ренуаровской «Дамы в черном» на Дарью Александровну взирала «Неизвестная» Крамского, подписанная как «И. Крамской. Дама в черном». А вот что же произошло с «Завтраком гребцов» — отдельная песня! Вместо беззаботных парижан она увидела суровых русских бурлаков. На деревянном столе громоздились самовары, щи, блины и соленые огурцы. Кто-то даже достал чарку водки. «Вот тебе и «Завтрак гребцов» Репина» — задергала глазом Дарья Александровна.
Внезапно пейзаж изменился. Она увидела странный футуристический сюрреализм вместо великого полотна Саврасова. Весь этот сюрреализм сошел словно с плакатов работы Родченко и Маяковского. Грачи были словно механические птицы-роботы. Посреди этого хаоса – два каменных исполина, стоящих словно Аргонаты из «Властелина Колец». Один – Маяковский, басовитый и ростом с десятиэтажный дом. Другой – Родченко, но вместо головы у него возвышалась огромная фотокамера, объектив которой внимательно всматривался в этот хаотичный пейзаж.
Каменный Маяковский декламировал громовым басом:
«Я –
Горчица фирмы «Телефункен»!
Квадрат треугольный!
Большой, красный и синий
Прыгает
В нирване
Перпендикулярных линий!».
Но затем… Земля у Дарьи Александровны ушла из-под ног. И она провалилась во вроде бы идиллическую картину. Она вспомнила слова одиннадцатиклассницы Полины: «У картин Моне есть зловещий секрет». Пока она не придавала этому значение. Вроде бы все прекрасно – нежные кувшинки, сады, свет, воздух.
Но тут, внезапно, по воде прошли искажения, а атмосфера сгущалась словно в отеле «Оверлук» у Кубрика. Вдалеке показалась фигура Клода Моне. Художника, который все это создал. Но в руках у него был окровавленный топор, а взгляд у него был безумным, словно у Джека Торренса в «Сиянии».
- Что-то здесь не так… – Дарья Александровна вновь задергала глазом.
И пронесся знакомый голос:
- А ВОТ И ДЖОННИ!
Дарья Александровна проснулась и едва не упала со стула. Вокруг – школьный кабинет ИЗО. Ученики смеются, а уже пришли одиннадцатиклассники, которые говорят:
- А правда ли, что Кандинский был реалистом?
Дарья Александровна заулыбалась и нервно рассмеялась, увидев на телефоне дату 1 апреля.
- Черт бы вас побрал со своими шутками. – она произнесла сквозь улыбку.
Она уже не стала никого исправлять 1 апреля. Иначе сила слова станет еще опаснее. Школьники ей определенно устроили проверку на прочность. А вот она тихо прошептала: «На следующей неделе – контрольная по ИЗО и МХК. У всех. ВЕЛИКИЙ ЛЕОНАРДО БУДЕТ ОТМЩЕН!».