Как создать собственную радиостанцию. Часть 2
Итак, выяснилось, что тема народным массам неинтересна (настолько неинтересна, что даже 7 минусов отхватила, хотя я обычно просто пропускаю то, что мне неинтересно :)), но 8 человек всё же подписались. Итак, продолжаем.
Начало темы:
Пункт четвёртый: что будем вещать?
Пока тянется долгая и унылая процедура подбора частоты, займёмся оформлением других бумажек и подумаем, что же мы вообще собираемся вещать. Радиовещание предусматривает две популярных формы: самостоятельное вещание собственного радиоканала и ретрансляция сетевой станции с врезками своего канала.
Сразу скажу: начинающему вещателю сложно сделать крутой и конкурентоспособный продукт. Разумеется, вы уверены в собственных силах и твёрдо знаете, какие программы и какую музыку вы хотите подарить людям. Но не учитываете главного — нужно ли это людям.
К примеру, вы и пара десятков ваших друзей питаете нелюбовь к тому, что все частоты в вашем городе заняты однообразными «Радио Лесоповал» и «РетроХрень ФМ». Как вообще можно слушать эту хрень, надо сделать «нормальное» радио!
Вы год-два проходите все описанные здесь процедуры, тратите адову кучу денег на оборудование и обустройство студии, начинаете вещать свою любимую музыку (тяжёлый рок, альтернативу или вообще андеграундный рэпчик), делаете интересные вам и друзьям программки и через полгода внезапно обнаруживаете, что близки к банкротству. Рекламодатели на станцию не идут, коллектив сидит без зарплаты, куча долгов, оборудование не отбивается. После такого страшного прозрения одни закрывают станцию, плачут о прокаканных денежках и уходят в запой. Другие, наоборот, трезвеют, изучают потенциальную аудиторию, осознают суть коммерческого радиовещания и всё-таки переоформляют документы и начинают ретранслировать очередное «РетроХрень».
Ещё раз трезво подумайте: если вы миллиардер и хотите сделать радио «для себя и друзей», то можете существовать без рекламы и массовой аудитории, покрывать огромные расходы на работу станции из своих капиталов. В противном случае можно бесплатно сделать себе онлайн-станцию. Если же ваше радио — бизнес, то делайте его для слушателей (которым, увы, почти всегда больше нравятся условные «Бони М» и Стас М.) и забудьте о личных хотелках и «творчестве». Грустно, но всё обстоит именно так.
Так что самым адекватным подходом к началу работы будет проанализировать местный рынок радиовещания, определиться, чего не хватает народу в данный момент, подобрать подходящую московскую (или питерскую) сетевую станцию и начать переговоры с их отделом регионального развития. Обычно сетевики вполне довольны, что к их обширной карте вещания присоединяется новый город, поэтому отнесутся к вам со всей душой.
Пункт пятый: регистрация СМИ, вещательная лицензия
Если вы всё-таки дерзнули соорудить свою собственную станцию — придумайте ей оригинальное и запоминающееся название (помните — люди должны быстро запомнить). Если придумали, загляните на сайт Роскомнадзора, зайдите в реестр всех зарегистрированных СМИ и проверьте, не оказался ли кто-то таким же оригинальным и не занял ваше название.
Если всё-таки займётесь ретрансляцией, не обязательно придумывать сверхкреативное название. Возьмите бренд выбранной вами сетевой станции и добавьте название своего города, например «РетроХрень — Мухосранск».
Регистрация СМИ на территории одного субъекта РФ производится в территориальных управлениях Роскомнадзора (все ссылки можно найти на сайте). С 1 января регистрация радиоканала стоит 5 тыс. рублей. Территориальные управления регистрируют СМИ за полмесяца, готовое свидетельство можно забрать лично или получить почтой, если вы живёте далековато.
Дальше вам предстоит оформлять универсальную лицензию на вещание, которая разрешит вашему ООО быть радиовещательной организацией. Взять бланк, уточнить список документов опять же можно на сайте Роскомнадзора. Важно: если СМИ вы оформляли в территориальном управлении, то лицензию нужно получать в федеральном РКН — в Москве. Госпошлина за получение лицензии с 1 января — 7500 руб.
Пункт шестой: конкурс
А сейчас, дорогие друзья, начинается жесть. Ваше будущее зависит от того, сколько жителей в вашем городе. Если менее 100 тысяч, то этот пункт можно смело прокручивать до конца. Если более, то...
Вы наконец-то дождались от радиочастотников заветного документика, согласно которому в городе может использоваться частота 101,2 МГц (например). Однако даже при наличии разработанной частоты, зарегистрированного СМИ и универсальной лицензии не факт, что ваша мечта о собственной станции сможет реализоваться.
Дело в том, что радиочастоты — штука ограниченная и дефицитная. И даже если вы сами потратили деньги на её разработку, частота вам не принадлежит. Она выставляется на конкурс.
Вы должны отыскать на сайте Роскомнадзора ссылку на Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию и отослать им письмо с просьбой инициировать конкурс на частоту 101,2 МГц в г. Мухосранске с мощностью 1 кВт. И терпеливо ждать. Ждать организации конкурса можно год или два. Или три — как им захочется. Главное — следить за объявлениями и не пропустить «свою» частоту.
Наконец ФКК объявит открытый конкурс на частоту 101,2 FM, 1 кВт в г. Мухосранск. Участвовать в конкурсе могут все: и вы, и ваши возможные конкуренты, и сильные московские вещатели.
Вы составляете концепцию вещания своего радиоканала и подробный план с обоснованиями: почему нужно, чтобы именно ваша станция получила частоту, чем она отличается от других станций, для кого будет работать, почему именно вы используете эту частоту максимально выгодно и эффективно. Расписать нужно всё, вплоть до биографий и способностей ключевых сотрудников будущей станции. И, конечно, экономические выкладки: какие у вас есть и будут расходы, откуда пойдут доходы и какими они будут — и т. д.
В день конкурса вам обязательно нужно будет присутствовать в Москве на заседании конкурсной комиссии. Ваш подробный план должен уместиться в голове краткими и понятными тезисами, чтобы ваше выступление перед комиссией продлилось 4-5 минут. Будьте готовы ответить на дополнительные вопросы.
Как вы наверняка понимаете, далеко не факт, что комиссии понравится именно ваша концепция. Возможно, у кого-то из ваших конкурентов будут более сильные идеи. Или же члены комиссии решат, что в вашем городе не хватает кого-то из москвичей, благо их опыт позволяет регулярно участвовать и частенько побеждать на конкурсах. Если в конкурсе участвуют государственные радиокомпании, есть очень большая вероятность, что вы уедете из столицы огорчёнными.
Кстати, участие в конкурсах отнюдь не халявное. Повторюсь, частоты — штука дефицитная, особенно в крупных «вкусных» городах. В миллионниках, например, возможная победа в конкурсе обойдётся в 7-8 млн рублей. А за участие вы сразу же заплатите 2% от этой суммы.
Если же вы собираетесь вещать в небольшом городке с населением менее 100 тыс. человек, все эти ужасы вас не касаются. Вы можете переходить к следующему этапу работы.
Начало темы:
Пункт четвёртый: что будем вещать?
Пока тянется долгая и унылая процедура подбора частоты, займёмся оформлением других бумажек и подумаем, что же мы вообще собираемся вещать. Радиовещание предусматривает две популярных формы: самостоятельное вещание собственного радиоканала и ретрансляция сетевой станции с врезками своего канала.
Сразу скажу: начинающему вещателю сложно сделать крутой и конкурентоспособный продукт. Разумеется, вы уверены в собственных силах и твёрдо знаете, какие программы и какую музыку вы хотите подарить людям. Но не учитываете главного — нужно ли это людям.
К примеру, вы и пара десятков ваших друзей питаете нелюбовь к тому, что все частоты в вашем городе заняты однообразными «Радио Лесоповал» и «РетроХрень ФМ». Как вообще можно слушать эту хрень, надо сделать «нормальное» радио!
Вы год-два проходите все описанные здесь процедуры, тратите адову кучу денег на оборудование и обустройство студии, начинаете вещать свою любимую музыку (тяжёлый рок, альтернативу или вообще андеграундный рэпчик), делаете интересные вам и друзьям программки и через полгода внезапно обнаруживаете, что близки к банкротству. Рекламодатели на станцию не идут, коллектив сидит без зарплаты, куча долгов, оборудование не отбивается. После такого страшного прозрения одни закрывают станцию, плачут о прокаканных денежках и уходят в запой. Другие, наоборот, трезвеют, изучают потенциальную аудиторию, осознают суть коммерческого радиовещания и всё-таки переоформляют документы и начинают ретранслировать очередное «РетроХрень».
Ещё раз трезво подумайте: если вы миллиардер и хотите сделать радио «для себя и друзей», то можете существовать без рекламы и массовой аудитории, покрывать огромные расходы на работу станции из своих капиталов. В противном случае можно бесплатно сделать себе онлайн-станцию. Если же ваше радио — бизнес, то делайте его для слушателей (которым, увы, почти всегда больше нравятся условные «Бони М» и Стас М.) и забудьте о личных хотелках и «творчестве». Грустно, но всё обстоит именно так.
Так что самым адекватным подходом к началу работы будет проанализировать местный рынок радиовещания, определиться, чего не хватает народу в данный момент, подобрать подходящую московскую (или питерскую) сетевую станцию и начать переговоры с их отделом регионального развития. Обычно сетевики вполне довольны, что к их обширной карте вещания присоединяется новый город, поэтому отнесутся к вам со всей душой.
Пункт пятый: регистрация СМИ, вещательная лицензия
Если вы всё-таки дерзнули соорудить свою собственную станцию — придумайте ей оригинальное и запоминающееся название (помните — люди должны быстро запомнить). Если придумали, загляните на сайт Роскомнадзора, зайдите в реестр всех зарегистрированных СМИ и проверьте, не оказался ли кто-то таким же оригинальным и не занял ваше название.
Если всё-таки займётесь ретрансляцией, не обязательно придумывать сверхкреативное название. Возьмите бренд выбранной вами сетевой станции и добавьте название своего города, например «РетроХрень — Мухосранск».
Регистрация СМИ на территории одного субъекта РФ производится в территориальных управлениях Роскомнадзора (все ссылки можно найти на сайте). С 1 января регистрация радиоканала стоит 5 тыс. рублей. Территориальные управления регистрируют СМИ за полмесяца, готовое свидетельство можно забрать лично или получить почтой, если вы живёте далековато.
Дальше вам предстоит оформлять универсальную лицензию на вещание, которая разрешит вашему ООО быть радиовещательной организацией. Взять бланк, уточнить список документов опять же можно на сайте Роскомнадзора. Важно: если СМИ вы оформляли в территориальном управлении, то лицензию нужно получать в федеральном РКН — в Москве. Госпошлина за получение лицензии с 1 января — 7500 руб.
Пункт шестой: конкурс
А сейчас, дорогие друзья, начинается жесть. Ваше будущее зависит от того, сколько жителей в вашем городе. Если менее 100 тысяч, то этот пункт можно смело прокручивать до конца. Если более, то...
Вы наконец-то дождались от радиочастотников заветного документика, согласно которому в городе может использоваться частота 101,2 МГц (например). Однако даже при наличии разработанной частоты, зарегистрированного СМИ и универсальной лицензии не факт, что ваша мечта о собственной станции сможет реализоваться.
Дело в том, что радиочастоты — штука ограниченная и дефицитная. И даже если вы сами потратили деньги на её разработку, частота вам не принадлежит. Она выставляется на конкурс.
Вы должны отыскать на сайте Роскомнадзора ссылку на Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию и отослать им письмо с просьбой инициировать конкурс на частоту 101,2 МГц в г. Мухосранске с мощностью 1 кВт. И терпеливо ждать. Ждать организации конкурса можно год или два. Или три — как им захочется. Главное — следить за объявлениями и не пропустить «свою» частоту.
Наконец ФКК объявит открытый конкурс на частоту 101,2 FM, 1 кВт в г. Мухосранск. Участвовать в конкурсе могут все: и вы, и ваши возможные конкуренты, и сильные московские вещатели.
Вы составляете концепцию вещания своего радиоканала и подробный план с обоснованиями: почему нужно, чтобы именно ваша станция получила частоту, чем она отличается от других станций, для кого будет работать, почему именно вы используете эту частоту максимально выгодно и эффективно. Расписать нужно всё, вплоть до биографий и способностей ключевых сотрудников будущей станции. И, конечно, экономические выкладки: какие у вас есть и будут расходы, откуда пойдут доходы и какими они будут — и т. д.
В день конкурса вам обязательно нужно будет присутствовать в Москве на заседании конкурсной комиссии. Ваш подробный план должен уместиться в голове краткими и понятными тезисами, чтобы ваше выступление перед комиссией продлилось 4-5 минут. Будьте готовы ответить на дополнительные вопросы.
Как вы наверняка понимаете, далеко не факт, что комиссии понравится именно ваша концепция. Возможно, у кого-то из ваших конкурентов будут более сильные идеи. Или же члены комиссии решат, что в вашем городе не хватает кого-то из москвичей, благо их опыт позволяет регулярно участвовать и частенько побеждать на конкурсах. Если в конкурсе участвуют государственные радиокомпании, есть очень большая вероятность, что вы уедете из столицы огорчёнными.
Кстати, участие в конкурсах отнюдь не халявное. Повторюсь, частоты — штука дефицитная, особенно в крупных «вкусных» городах. В миллионниках, например, возможная победа в конкурсе обойдётся в 7-8 млн рублей. А за участие вы сразу же заплатите 2% от этой суммы.
Если же вы собираетесь вещать в небольшом городке с населением менее 100 тыс. человек, все эти ужасы вас не касаются. Вы можете переходить к следующему этапу работы.