Dimka75

На Пикабу
15 рейтинг 13 подписчиков 0 подписок 2 поста 0 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
7

Как создать собственную радиостанцию. Часть 2

Итак, выяснилось, что тема народным массам неинтересна (настолько неинтересна, что даже 7 минусов отхватила, хотя я обычно просто пропускаю то, что мне неинтересно :)), но 8 человек всё же подписались. Итак, продолжаем.

Начало темы: http://pikabu.ru/story/_1_2990316

Пункт четвёртый: что будем вещать?
Пока тянется долгая и унылая процедура подбора частоты, займёмся оформлением других бумажек и подумаем, что же мы вообще собираемся вещать. Радиовещание предусматривает две популярных формы: самостоятельное вещание собственного радиоканала и ретрансляция сетевой станции с врезками своего канала.
Сразу скажу: начинающему вещателю сложно сделать крутой и конкурентоспособный продукт. Разумеется, вы уверены в собственных силах и твёрдо знаете, какие программы и какую музыку вы хотите подарить людям. Но не учитываете главного — нужно ли это людям.
К примеру, вы и пара десятков ваших друзей питаете нелюбовь к тому, что все частоты в вашем городе заняты однообразными «Радио Лесоповал» и «РетроХрень ФМ». Как вообще можно слушать эту хрень, надо сделать «нормальное» радио!
Вы год-два проходите все описанные здесь процедуры, тратите адову кучу денег на оборудование и обустройство студии, начинаете вещать свою любимую музыку (тяжёлый рок, альтернативу или вообще андеграундный рэпчик), делаете интересные вам и друзьям программки и через полгода внезапно обнаруживаете, что близки к банкротству. Рекламодатели на станцию не идут, коллектив сидит без зарплаты, куча долгов, оборудование не отбивается. После такого страшного прозрения одни закрывают станцию, плачут о прокаканных денежках и уходят в запой. Другие, наоборот, трезвеют, изучают потенциальную аудиторию, осознают суть коммерческого радиовещания и всё-таки переоформляют документы и начинают ретранслировать очередное «РетроХрень».
Ещё раз трезво подумайте: если вы миллиардер и хотите сделать радио «для себя и друзей», то можете существовать без рекламы и массовой аудитории, покрывать огромные расходы на работу станции из своих капиталов. В противном случае можно бесплатно сделать себе онлайн-станцию. Если же ваше радио — бизнес, то делайте его для слушателей (которым, увы, почти всегда больше нравятся условные «Бони М» и Стас М.) и забудьте о личных хотелках и «творчестве». Грустно, но всё обстоит именно так.
Так что самым адекватным подходом к началу работы будет проанализировать местный рынок радиовещания, определиться, чего не хватает народу в данный момент, подобрать подходящую московскую (или питерскую) сетевую станцию и начать переговоры с их отделом регионального развития. Обычно сетевики вполне довольны, что к их обширной карте вещания присоединяется новый город, поэтому отнесутся к вам со всей душой.

Пункт пятый: регистрация СМИ, вещательная лицензия
Если вы всё-таки дерзнули соорудить свою собственную станцию — придумайте ей оригинальное и запоминающееся название (помните — люди должны быстро запомнить). Если придумали, загляните на сайт Роскомнадзора, зайдите в реестр всех зарегистрированных СМИ и проверьте, не оказался ли кто-то таким же оригинальным и не занял ваше название.
Если всё-таки займётесь ретрансляцией, не обязательно придумывать сверхкреативное название. Возьмите бренд выбранной вами сетевой станции и добавьте название своего города, например «РетроХрень — Мухосранск».
Регистрация СМИ на территории одного субъекта РФ производится в территориальных управлениях Роскомнадзора (все ссылки можно найти на сайте). С 1 января регистрация радиоканала стоит 5 тыс. рублей. Территориальные управления регистрируют СМИ за полмесяца, готовое свидетельство можно забрать лично или получить почтой, если вы живёте далековато.
Дальше вам предстоит оформлять универсальную лицензию на вещание, которая разрешит вашему ООО быть радиовещательной организацией. Взять бланк, уточнить список документов опять же можно на сайте Роскомнадзора. Важно: если СМИ вы оформляли в территориальном управлении, то лицензию нужно получать в федеральном РКН — в Москве. Госпошлина за получение лицензии с 1 января — 7500 руб.

Пункт шестой: конкурс
А сейчас, дорогие друзья, начинается жесть. Ваше будущее зависит от того, сколько жителей в вашем городе. Если менее 100 тысяч, то этот пункт можно смело прокручивать до конца. Если более, то...
Вы наконец-то дождались от радиочастотников заветного документика, согласно которому в городе может использоваться частота 101,2 МГц (например). Однако даже при наличии разработанной частоты, зарегистрированного СМИ и универсальной лицензии не факт, что ваша мечта о собственной станции сможет реализоваться.
Дело в том, что радиочастоты — штука ограниченная и дефицитная. И даже если вы сами потратили деньги на её разработку, частота вам не принадлежит. Она выставляется на конкурс.
Вы должны отыскать на сайте Роскомнадзора ссылку на Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию и отослать им письмо с просьбой инициировать конкурс на частоту 101,2 МГц в г. Мухосранске с мощностью 1 кВт. И терпеливо ждать. Ждать организации конкурса можно год или два. Или три — как им захочется. Главное — следить за объявлениями и не пропустить «свою» частоту.
Наконец ФКК объявит открытый конкурс на частоту 101,2 FM, 1 кВт в г. Мухосранск. Участвовать в конкурсе могут все: и вы, и ваши возможные конкуренты, и сильные московские вещатели.
Вы составляете концепцию вещания своего радиоканала и подробный план с обоснованиями: почему нужно, чтобы именно ваша станция получила частоту, чем она отличается от других станций, для кого будет работать, почему именно вы используете эту частоту максимально выгодно и эффективно. Расписать нужно всё, вплоть до биографий и способностей ключевых сотрудников будущей станции. И, конечно, экономические выкладки: какие у вас есть и будут расходы, откуда пойдут доходы и какими они будут — и т. д.
В день конкурса вам обязательно нужно будет присутствовать в Москве на заседании конкурсной комиссии. Ваш подробный план должен уместиться в голове краткими и понятными тезисами, чтобы ваше выступление перед комиссией продлилось 4-5 минут. Будьте готовы ответить на дополнительные вопросы.
Как вы наверняка понимаете, далеко не факт, что комиссии понравится именно ваша концепция. Возможно, у кого-то из ваших конкурентов будут более сильные идеи. Или же члены комиссии решат, что в вашем городе не хватает кого-то из москвичей, благо их опыт позволяет регулярно участвовать и частенько побеждать на конкурсах. Если в конкурсе участвуют государственные радиокомпании, есть очень большая вероятность, что вы уедете из столицы огорчёнными.
Кстати, участие в конкурсах отнюдь не халявное. Повторюсь, частоты — штука дефицитная, особенно в крупных «вкусных» городах. В миллионниках, например, возможная победа в конкурсе обойдётся в 7-8 млн рублей. А за участие вы сразу же заплатите 2% от этой суммы.

Если же вы собираетесь вещать в небольшом городке с населением менее 100 тыс. человек, все эти ужасы вас не касаются. Вы можете переходить к следующему этапу работы.
Показать полностью
16

Как создать собственную радиостанцию. Часть 1

Здравствуйте, уважаемые пикабушники! В связи со стремительно надвигающимся экономическим адом решил поделиться с вами интересным бизнес-опытом. Не исключено, что такой вид деятельности спасёт вас от голода и сделает самым уважаемым и почти самым богатым человеком в городе (шутка, конечно, но тут уж как повезёт). Короче, расскажу вам о коммерческом радиовещании.
Где бы вы ни жили, наверняка в вашем городе есть эфирные радиостанции на FM. Где-то меньше, где-то больше. И направления самые разнообразные, но чаще всего «какое-то г*вно, нечего слушать» (подробнее о такой позиции ниже). Думаю, у вас есть все шансы пополнить список местных станций чем-то новым и интересным.
Постараюсь изложить кратко (насколько это возможно), без лишних подробностей — нюансы поймёте сами при разработке своего проекта или люди знающие подскажут.
Пункт первый: планируем и рассчитываем силы
Самое главное, о чём стоит подумать в самом начале: радиовещание — штука дорогая. Иногда даже дорогущая — от местных условий зависит. Возможно, придётся залезть в неслабый кредит (не факт, что дадут), подружиться с сомнительными инвесторами или даже продать самое дорогое — любимые «Жигули». Кроме того, радио — это бизнес интеллектуальный, иногда требуется проявить гибкость соображалки. Если уверены, что денег, мозгов и упорства хватит — пойдём дальше.
Пункт второй: оформляем предприятие
Тут всё относительно просто: шагаем в налоговую и регистрируем ООО или ОАО или ЗАО. Что-нибудь из этого. Потому что ИП не сможет получить самую главную лицензию — вещательную. Думаю, про банковский счёт, пенсионный, бухгалтерию и прочую конторскую муть рассказывать не нужно, оно почти ничем не отличается от любого другого бизнеса.
Пункт третий: Разрабатываем частоту
Здесь важно понимать, что «свободных» радиочастот не бывает в принципе. Даже если вы живёте в глухой деревне и ваша магнитола выдаёт по всему FM-диапазону позитивный белый шум, это не значит, что всё свободно и можно вещать. Вы можете помешать другим станциям, которых в вашем городе ловятся неуверенно, но по нормативам слишком близки к вам. Можете зацепить рабочие частоты местного аэропорта, военную связь, МЧС или, не дай бог, ФСБ. Простой приёмник этих переговоров не ловит, но не приведи господь вам помешать кому-то из этого списка. К тому же, «пиратский» выход в эфир (без документов, с самопальным маломощным передатчиком) — это административка с изъятием средств вещания. В тяжёлых случаях можно и на уголовку нарваться.
Заявку на разработку частоты нужно подавать с уже известными техническими параметрами станции — мощность, антенна, широта и долгота. Поэтому ищем в городе удобное место для установки оборудования. Всё просто: чем выше вы прицепите антенну, тем дальше вас будет слышно. Самый лучший вариант — это городская телебашня, почти в каждом населённом пункте есть такой объект. Опять же, тамошние инженеры и начальники помогут и советами, и монтажом оборудования, и правильным оформлением связных документов. Но помните: за размещение на федеральном объекте связи придётся ежемесячно платить ощутимые суммы.
На крайняк можно поставить антенну и на крышу какой-нибудь девятиэтажки. Главное, соблюсти все нормы и успешно сдать этот объект Роскомнадзору и Роспотребнадзору: всё-таки излучающая антенна на жилом здании — это какбе вредно и нехорошо. И даже если вы всё успешно сдадите, найдётся на вас бабулька-маразматичка, которая все свои недомогания в 102 года будет списывать на вашу антенну и устроит вам весёлую жизнь с полицией и прокуратурой.
Самый лучший и независимый вариант — откупить участок и построить собственную мачту или башню. Но сами понимаете — дороговато.
Теперь определяемся с мощностью передатчика. Для мелких деревенек сгодится 30 Вт, для райцентров 100-250 Вт, в крупных городах обычно ставят 1 кВт. Для идеально чистого и уверенного приёма при радиусе 60-70 км можно запланировать и 5 кВт, но стоят такие железки больше миллиона — оно вам надо. Для сравнения: в Москве работают передатчики и по 1 (очень хреново ловит среди небоскрёбов), и по 5, и по 10 кВт. Но то Москва, сами понимаете.
Ещё один важный момент: не рвитесь в самом начале закупить всё оборудование. Дальше поймёте, почему.
После того как определились с параметрами и координатами, составляйте заявку в ФГУП «Государственный радиочастотный центр». Бланк можно найти у них на сайте и там же проконсультироваться. Для разработки лучше указывать весь диапазон FM: 87,5-108,0 МГц. Потому что если вам захочется, например, конкретную красивую частоту 99,9 FM, она может оказаться недопустимой по условиям электромагнитной совместимости с другими передатчиками, будет мешать военным и прочим — вам вышлют отказ и, кстати, вернут не все денежки (да, услуга платная, 50-100 тыс. придётся на неё отложить).
Процедура разработки долгая — от 4-6 месяцев до бесконечности, если в вашем городе сложная электромагнитная обстановка, много станций и др. Бывает и так, что втиснуть новую станцию в забитый частотный план уже невозможно, тогда присылают отказ. В таком случае, увы, станции у вас не будет. Либо можно попытаться одолеть старый добрый советский диапазон УКВ 66-74 МГц, там частоты обычно легко находятся, диапазон непопулярный.

Несмотря на планируемую краткость, портянка получается длинная, поэтому придётся разбить на части. Дальше будет ещё интереснее :)
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества