Как создать собственную радиостанцию. Часть 1
Здравствуйте, уважаемые пикабушники! В связи со стремительно надвигающимся экономическим адом решил поделиться с вами интересным бизнес-опытом. Не исключено, что такой вид деятельности спасёт вас от голода и сделает самым уважаемым и почти самым богатым человеком в городе (шутка, конечно, но тут уж как повезёт). Короче, расскажу вам о коммерческом радиовещании.
Где бы вы ни жили, наверняка в вашем городе есть эфирные радиостанции на FM. Где-то меньше, где-то больше. И направления самые разнообразные, но чаще всего «какое-то г*вно, нечего слушать» (подробнее о такой позиции ниже). Думаю, у вас есть все шансы пополнить список местных станций чем-то новым и интересным.
Постараюсь изложить кратко (насколько это возможно), без лишних подробностей — нюансы поймёте сами при разработке своего проекта или люди знающие подскажут.
Пункт первый: планируем и рассчитываем силы
Самое главное, о чём стоит подумать в самом начале: радиовещание — штука дорогая. Иногда даже дорогущая — от местных условий зависит. Возможно, придётся залезть в неслабый кредит (не факт, что дадут), подружиться с сомнительными инвесторами или даже продать самое дорогое — любимые «Жигули». Кроме того, радио — это бизнес интеллектуальный, иногда требуется проявить гибкость соображалки. Если уверены, что денег, мозгов и упорства хватит — пойдём дальше.
Пункт второй: оформляем предприятие
Тут всё относительно просто: шагаем в налоговую и регистрируем ООО или ОАО или ЗАО. Что-нибудь из этого. Потому что ИП не сможет получить самую главную лицензию — вещательную. Думаю, про банковский счёт, пенсионный, бухгалтерию и прочую конторскую муть рассказывать не нужно, оно почти ничем не отличается от любого другого бизнеса.
Пункт третий: Разрабатываем частоту
Здесь важно понимать, что «свободных» радиочастот не бывает в принципе. Даже если вы живёте в глухой деревне и ваша магнитола выдаёт по всему FM-диапазону позитивный белый шум, это не значит, что всё свободно и можно вещать. Вы можете помешать другим станциям, которых в вашем городе ловятся неуверенно, но по нормативам слишком близки к вам. Можете зацепить рабочие частоты местного аэропорта, военную связь, МЧС или, не дай бог, ФСБ. Простой приёмник этих переговоров не ловит, но не приведи господь вам помешать кому-то из этого списка. К тому же, «пиратский» выход в эфир (без документов, с самопальным маломощным передатчиком) — это административка с изъятием средств вещания. В тяжёлых случаях можно и на уголовку нарваться.
Заявку на разработку частоты нужно подавать с уже известными техническими параметрами станции — мощность, антенна, широта и долгота. Поэтому ищем в городе удобное место для установки оборудования. Всё просто: чем выше вы прицепите антенну, тем дальше вас будет слышно. Самый лучший вариант — это городская телебашня, почти в каждом населённом пункте есть такой объект. Опять же, тамошние инженеры и начальники помогут и советами, и монтажом оборудования, и правильным оформлением связных документов. Но помните: за размещение на федеральном объекте связи придётся ежемесячно платить ощутимые суммы.
На крайняк можно поставить антенну и на крышу какой-нибудь девятиэтажки. Главное, соблюсти все нормы и успешно сдать этот объект Роскомнадзору и Роспотребнадзору: всё-таки излучающая антенна на жилом здании — это какбе вредно и нехорошо. И даже если вы всё успешно сдадите, найдётся на вас бабулька-маразматичка, которая все свои недомогания в 102 года будет списывать на вашу антенну и устроит вам весёлую жизнь с полицией и прокуратурой.
Самый лучший и независимый вариант — откупить участок и построить собственную мачту или башню. Но сами понимаете — дороговато.
Теперь определяемся с мощностью передатчика. Для мелких деревенек сгодится 30 Вт, для райцентров 100-250 Вт, в крупных городах обычно ставят 1 кВт. Для идеально чистого и уверенного приёма при радиусе 60-70 км можно запланировать и 5 кВт, но стоят такие железки больше миллиона — оно вам надо. Для сравнения: в Москве работают передатчики и по 1 (очень хреново ловит среди небоскрёбов), и по 5, и по 10 кВт. Но то Москва, сами понимаете.
Ещё один важный момент: не рвитесь в самом начале закупить всё оборудование. Дальше поймёте, почему.
После того как определились с параметрами и координатами, составляйте заявку в ФГУП «Государственный радиочастотный центр». Бланк можно найти у них на сайте и там же проконсультироваться. Для разработки лучше указывать весь диапазон FM: 87,5-108,0 МГц. Потому что если вам захочется, например, конкретную красивую частоту 99,9 FM, она может оказаться недопустимой по условиям электромагнитной совместимости с другими передатчиками, будет мешать военным и прочим — вам вышлют отказ и, кстати, вернут не все денежки (да, услуга платная, 50-100 тыс. придётся на неё отложить).
Процедура разработки долгая — от 4-6 месяцев до бесконечности, если в вашем городе сложная электромагнитная обстановка, много станций и др. Бывает и так, что втиснуть новую станцию в забитый частотный план уже невозможно, тогда присылают отказ. В таком случае, увы, станции у вас не будет. Либо можно попытаться одолеть старый добрый советский диапазон УКВ 66-74 МГц, там частоты обычно легко находятся, диапазон непопулярный.
Несмотря на планируемую краткость, портянка получается длинная, поэтому придётся разбить на части. Дальше будет ещё интереснее :)
Где бы вы ни жили, наверняка в вашем городе есть эфирные радиостанции на FM. Где-то меньше, где-то больше. И направления самые разнообразные, но чаще всего «какое-то г*вно, нечего слушать» (подробнее о такой позиции ниже). Думаю, у вас есть все шансы пополнить список местных станций чем-то новым и интересным.
Постараюсь изложить кратко (насколько это возможно), без лишних подробностей — нюансы поймёте сами при разработке своего проекта или люди знающие подскажут.
Пункт первый: планируем и рассчитываем силы
Самое главное, о чём стоит подумать в самом начале: радиовещание — штука дорогая. Иногда даже дорогущая — от местных условий зависит. Возможно, придётся залезть в неслабый кредит (не факт, что дадут), подружиться с сомнительными инвесторами или даже продать самое дорогое — любимые «Жигули». Кроме того, радио — это бизнес интеллектуальный, иногда требуется проявить гибкость соображалки. Если уверены, что денег, мозгов и упорства хватит — пойдём дальше.
Пункт второй: оформляем предприятие
Тут всё относительно просто: шагаем в налоговую и регистрируем ООО или ОАО или ЗАО. Что-нибудь из этого. Потому что ИП не сможет получить самую главную лицензию — вещательную. Думаю, про банковский счёт, пенсионный, бухгалтерию и прочую конторскую муть рассказывать не нужно, оно почти ничем не отличается от любого другого бизнеса.
Пункт третий: Разрабатываем частоту
Здесь важно понимать, что «свободных» радиочастот не бывает в принципе. Даже если вы живёте в глухой деревне и ваша магнитола выдаёт по всему FM-диапазону позитивный белый шум, это не значит, что всё свободно и можно вещать. Вы можете помешать другим станциям, которых в вашем городе ловятся неуверенно, но по нормативам слишком близки к вам. Можете зацепить рабочие частоты местного аэропорта, военную связь, МЧС или, не дай бог, ФСБ. Простой приёмник этих переговоров не ловит, но не приведи господь вам помешать кому-то из этого списка. К тому же, «пиратский» выход в эфир (без документов, с самопальным маломощным передатчиком) — это административка с изъятием средств вещания. В тяжёлых случаях можно и на уголовку нарваться.
Заявку на разработку частоты нужно подавать с уже известными техническими параметрами станции — мощность, антенна, широта и долгота. Поэтому ищем в городе удобное место для установки оборудования. Всё просто: чем выше вы прицепите антенну, тем дальше вас будет слышно. Самый лучший вариант — это городская телебашня, почти в каждом населённом пункте есть такой объект. Опять же, тамошние инженеры и начальники помогут и советами, и монтажом оборудования, и правильным оформлением связных документов. Но помните: за размещение на федеральном объекте связи придётся ежемесячно платить ощутимые суммы.
На крайняк можно поставить антенну и на крышу какой-нибудь девятиэтажки. Главное, соблюсти все нормы и успешно сдать этот объект Роскомнадзору и Роспотребнадзору: всё-таки излучающая антенна на жилом здании — это какбе вредно и нехорошо. И даже если вы всё успешно сдадите, найдётся на вас бабулька-маразматичка, которая все свои недомогания в 102 года будет списывать на вашу антенну и устроит вам весёлую жизнь с полицией и прокуратурой.
Самый лучший и независимый вариант — откупить участок и построить собственную мачту или башню. Но сами понимаете — дороговато.
Теперь определяемся с мощностью передатчика. Для мелких деревенек сгодится 30 Вт, для райцентров 100-250 Вт, в крупных городах обычно ставят 1 кВт. Для идеально чистого и уверенного приёма при радиусе 60-70 км можно запланировать и 5 кВт, но стоят такие железки больше миллиона — оно вам надо. Для сравнения: в Москве работают передатчики и по 1 (очень хреново ловит среди небоскрёбов), и по 5, и по 10 кВт. Но то Москва, сами понимаете.
Ещё один важный момент: не рвитесь в самом начале закупить всё оборудование. Дальше поймёте, почему.
После того как определились с параметрами и координатами, составляйте заявку в ФГУП «Государственный радиочастотный центр». Бланк можно найти у них на сайте и там же проконсультироваться. Для разработки лучше указывать весь диапазон FM: 87,5-108,0 МГц. Потому что если вам захочется, например, конкретную красивую частоту 99,9 FM, она может оказаться недопустимой по условиям электромагнитной совместимости с другими передатчиками, будет мешать военным и прочим — вам вышлют отказ и, кстати, вернут не все денежки (да, услуга платная, 50-100 тыс. придётся на неё отложить).
Процедура разработки долгая — от 4-6 месяцев до бесконечности, если в вашем городе сложная электромагнитная обстановка, много станций и др. Бывает и так, что втиснуть новую станцию в забитый частотный план уже невозможно, тогда присылают отказ. В таком случае, увы, станции у вас не будет. Либо можно попытаться одолеть старый добрый советский диапазон УКВ 66-74 МГц, там частоты обычно легко находятся, диапазон непопулярный.
Несмотря на планируемую краткость, портянка получается длинная, поэтому придётся разбить на части. Дальше будет ещё интереснее :)
Чтобы открыть станцию надо уже быть "почти самым богатым человеком в городе"
В конце выдай итоговую смету на открытие коммерческой станции и ежедневные расходы на ее деятельность.
А еще очень понравилось "чаще всего «какое-то г*вно, нечего слушать»". Вот именно с этой мыслью "гиганты" радиовещания грезят о создании своей супер популярной станции, с правильной музыкой.
Подпишусь, с коллегами посмеемся.
//картинка с Киселевым - совпадение? не думаю//