Заблудившиеся пилоты Сахары, ч. 2

Проводник по имени Пустыня

21 апреля 1941 года после патрулирования у берегов Крита исчез итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти» MM 23881. Самолет с останками экипажа нашли в глубине Ливийской пустыни лишь в июле 1960 года.

Той злополучной ночью самолет пролетел мимо своей базы в Ливии. Сломалась рация, погода была исключительно плохая, и в итоге самолет с экипажем устремился вглубь пустыни.

Через пару часов полета топливо кончилось - и самолет рухнул. Во время жесткого приземления 6 членов экипажа получили травмы разной степени тяжести, и лишь один из них - Джованни Романинисмог отправиться за помощью. Он сумел пройти по пустыне 90 км, при этом пропустив склад с водой, созданный для британских Long Range Desert Group (групп дальней разведки пустыни), и погиб, не дойдя всего 8 км до обитаемой дороги Джалу-Джагбуб на севере Ливийской пустыни. Рядом с ним была найдена ракетница, с помощью которой он в последние часы своей жизни безуспешно пытался привлечь чье-либо внимание.

А следующая история примечательна тем, что пилоты, имея исправные самолеты, пытались покинуть пустыню. Но Сахара распорядилась по-своему. Назову ее

Лучшее сафари Сахары

В феврале 1942-го в Александрию прибыла южноафриканская эскадрилья легких бомбардировщиков Bristol Blenheim Mark IV. Лишь два человека в эскадрилье — ее командир подполковник Х. Х. Боркенхаген и капитан Дж. Л. В. де Вет — имели опыт боевых действий в пустыне.

Эскадрилье было приказано отрядить часть самолетов в оазис (точнее - куст оазисов) Куфра глубоко в Ливийской пустыне для поддержки Long Range Desert Group. 8 апреля 1942 года 47 человек наземного персонала отправились в Куфру поездом, речным пароходом и наземным транспортом; они прибыли 25 апреля. Де Вет, только что ставший майором и назначенный командовать отрядом, 11 апреля вылетел в Куфру, чтобы подготовить прибытие.

15-я эскадрилья отобрала для отряда 3 своих лучших «Бленхейма» (Z7513Z7610 и T2252). Отряд прибыл в Куфру 28 апреля через Вади-Хальфу (на египетско-суданской границе).

К 3 мая радиопеленгационная станция в Куфре была отремонтирована, и майор де Вет объявил экипажам, что рано утром следующего дня состоится их первый ознакомительный полет.

Дальше будет немного чисел.

4 мая

Полет должен был выполняться на истинной скорости полета 240 км/ч. Экипажи должны были ознакомиться с ориентирами местности и получить опыт полетов в пустыне. Маршрут должен был следовать примерно по квадратной траектории: 1-й этап длиной 134 км от Куфры до Рабианы в одноименном песчаном море (так и называется: бахр ар-рималь - арабский термин) по курсу 269°, 2-й участок 83 км по пеленгу 358° до Бземы , затем 3-й участок длиной 103 км по пеленгу 63° до посадочной площадки LG-007 Matruh West (в годы войны британские ВВС оборудовали около 250 посадочных площадок в пустыне; не все из них были аэродромами: чаще они представляли собой цистерну с топливом или вообще ложные цели) и, наконец, по пеленгу 162° на 134 км обратным курсом в Куфру с расчетным временем прибытия 07:42. Помимо экипажа из 3 человек, в каждом самолете был механик-оружейник (armourer). Каждый самолет имел 4-дневный рацион плюс воду.

После получения ранним утром прогноза погоды для региона (видимость 4000 м, ветер с СВ (60°) 8-11 м/с на высоте 490 м), де Вет отказался от проверки ветровых условий с помощью метеозонда — и это оказалось фатальным. 3 «Бленхейма», каждый с 4 членами экипажа на борту, вылетели из Куфры. После первоначальных проверок связи с них ничего не было слышно до 7:10. Тем временем 3 экипажа «Бленхеймов» считали, что они успешно завершили полет, определив каждую путевую точку и планируя прибыть в Куфру между 07:33 и 07:42.

Однако личный состав союзников в Ребиане не слышал, как они пролетали мимо, что позволяет предположить, что они уже отклонились от курса к тому времени, когда, по их мнению, завершили 1-й этап полета. Метеозонд, запущенный вскоре после взлета, показал, что предыдущие прогнозы погоды были неверными и что ветер на высоте 670 м на самом деле дует со скоростью 14 м/с от пеленга 290°. Один из штурманов на борту самолетов отметил, что полет был настолько «ухабистым», что он не смог замерить показания дрейфа.

В 07:10 Куфра наконец получила известие от «Бленхеймов»: Z7610 запросил пеленг. Куфра запросила передачу тире, чтобы радиопеленгационная станция могла определить пеленг. Самолет не ответил. В 07:27 «Бленхейм » майора де Вета, Z7513 , запросил курс на Куфру, но его радист прекратил вещание до того, как радиопеленгационная станция смогла определить его пеленг; после определения пеленга Куфра передала «120-3=0527», что означает, что самолет должен «повернуть на 120° по 3-му классу (это я не понял, что такое; кто знает - скажите), время 05:27 по Гринвичу», но на борту, похоже, услышали только цифры 3-0-5 и в результате посчитали, что курс на базу - 305°. Самолет повернул на этот курс в 07:42, и пехотинцы союзников в Тазирбу (с языка тубу - «столица»; это была их столица до арабского вторжения) услышали, как они пролетели на запад. В 08:10 они развернулись на 180° для полета по обратному пеленгу, 125°. После того, как около 09:00 правый двигатель T2252 начал сбоить, майор де Вет приказал приземляться в пустыне, что они успешно сделали в 09:15.

Экипажи посовещались и пришли к выводу, что они находятся всего в 32 км от Куфры. В 11:00 экипаж Z7610 вылетел и взял курс на юго-запад, но вернулся в 11:30, не сумев найти Куфру. После перекачки топлива из вышедшего из строя T2252 летчики снова взлетели на Z7610 и пролетели по курсу 213° около 40 км, но вернулись, так и не заметив Куфру. Третий рейс вылетел в 15:35 и летел по курсу 240 °, но повернул назад через 130 км. В тот день экипажи не предпринимали дальнейших попыток найти свою базу и, очевидно предполагая неизбежное спасение, выпили много воды.

К полудню 4 мая Куфра поняла, что 3 «Бленхейма» должно быть приземлились где-то в пустыне. Периодические слабые сигналы самолетов в течение дня были недостаточными для определения пеленга. В Ребиане, Бземе и LG07 были организованы наземные поисковые группы, а различные пеленгаторные станции отслеживали возможные сигналы от пропавших самолетов. Начались наземные поиски на основе сомнительных пеленгов, полученных в течение дня.

5 мая экипажи «Бленхеймов» совершили еще 2 безуспешных полета в поисках Куфры.  Z7513 на топливе, слитом из T2252 , пролетел по пеленгу 90° (т.е. уже на восток - у них появились сомнения в том, правильно ли они сориентировались относительно Куфры) около 72 км; после возвращения Z7513 снова вылетел, удалился на 154 км по пеленгу 290° (на СЗ - поиски становятся более хаотичными) с 3 людьми на борту, но был вынужден после того, как кончилось топливо, в 39 км к северу от 2 других «Бленхеймов». Поскольку Z7513 не вернулся, оставшиеся в основном лагере предположили, что самолет достиг Куфры и что спасение неизбежно.

Тем временем большинство наземных поисковых групп вернулись ни с чем, и необходимость проведения воздушного поиска стала очевидной.

6 мая

9 человек, застрявших с Z7610 и T2252, к утру 6 мая израсходовали почти всю воду. Сам майор де Вет вылетел на Z7610 по пеленгу 290°, но вернулся без успеха. Тем временем 3 самолета «Бристоль Бомбей» 216-й эскадрильи Королевских ВВС начали воздушный поиск, но их остановила песчаная буря, приковав к земле на следующие 2 дня. Самум усугубил положение заблудившихся; в основной группе у Z7610 и T2252 начали умирать во второй половине дня.

Самум продолжался 7 и 8 мая. Майор де Вет записал 8 мая, что из 12 человек в живых осталось только 6 человек, и выразил обеспокоенность тем, что они могут перестрелять друг друга. Позже в тот же день он записал, что, кроме него, в живых остались только двое. В разное время с 5 по 9 мая наземные поисковые группы приближались к Z7513 и T2252 на расстояние до 3,2 км (2 мили) и к Z7513 на 8 км, но Пустыня не соизволила разрешить им увидеть заблудившиеся «Бленхеймы».

9 мая, когда самум, наконец, стих, самолет Vickers Wellington заметил Z7610 и приземлился рядом с ним. Экипаж обнаружил 3 человек, лежавших в тени крыла. Все они, очевидно, погибли накануне.

11 мая тот же «Веллингтон» обнаружил Z7513 и T2252 , припаркованные нос к носу. После приземления команда «Веллингтона» обнаружила единственного выжившего - бортмеханика.

Вокруг самолета были обнаружены тела майора де Вета и 7 его людей. Некоторые из них были с огнестрельными ранениями. Решили, что они застрелились, однако в 3 обнаруженных револьверах были израсходованы все боеприпасы. Один из револьверов был найден в руке майора де Вета. Отпущенный Сахарой бортмеханик был доставлен самолетом в Куфру.

Расследование выявило причины ранней смерти заблудившихся авиаторов: они не смогли верно оценить тяжесть своего положения, не начали немедленно нормировать воду, глупо использовали компасный спирт и огнетушители - распыляли на себя пену для облегчения жары, что привело к болезненным повреждениям кожи.

По странной иронии, майора де Вета в Абиссинии прозвали «Jannie sonder koers» (Джанни вне курса) после инцидента, когда он повел свой отряд бомбардировщиков Fairey Battle в неправильном направлении из-за повреждения инструментов и дезориентации.

Заблудившиеся пилоты Сахары, ч. 2 Военная история, Вторая мировая война, История (наука), Авиация, Авиакатастрофа, Заблудились, Длиннопост

Окончание следует