Электричка Москва-Владивосток. Заключение

Давным-давно мы отправились в путь из Москвы во Владивосток на электричках. В пути мы провели чуть больше месяца и еще столько же в региональных больницах. Но путешествие закончилось, а просуммировать итоги руки не доходили еще почти год. На самом деле очень не хочется ставить точку в этом путешествии, как и отпускать воспоминания. Тем не менее - пора. В данном посту будет сначала статистика путешествия, а потом впечатления и советы тем, кто решит повторить часть или весь маршрут целиком.

Итак, начнем с маршрута и карты:

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Желтым выделены поезда дальнего следования, на этих участках нет пригородного железнодорожного сообщения, что, несомненно, я считаю крайне большим упущением РЖД. Пригородные электрички – это не просто устаревший вид транспорта, но и кусочек истории России. Тяжело представить в обычном поезде столько сомнительных личностей, распивающих портвейн в скрытных бутылках. Нигде больше вы не встретите настолько притягательную надпись «не прислоняться», вопиющую к действию. Разве в обычном поезде машинист ласково объявит, следующую станцию “2322 км” для всех тех бедолаг, кто решит выйти в чистом поле? Электричка – это часть истории, остатки доступного транспорта социалистического прошлого и неторопливого быта маленьких городов, связывающий всю страну воедино от центральной России до дальнего востока. В настоящее время, правда, всю за исключением 6 участков…

Ниже представлена карта нашего маршрута:

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Путь вилял довольно сильно даже на крупном масштабе. В реальности ситуация еще хуже, так как часто ж/д пути кладут не по прямой, а по удобной с точки зрения геологии и природы кривой линии. Особенно кривыми нам казались дороги в Амурской области, там повороты наблюдались чуть ли не каждые 200 метров. Также, мы периодически делали крупные крюки – например, объезжали по границе озеро Байкал:

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Немного статистики:

1) Всего мы воспользовались в пути 51 электричкой и 6 поездами. Проехали 9288 км, эта цифра уже никогда из головы, мне кажется, не вылетит.

2) Суммарно в пути мы провели 10 734 минуты или 7 дней и 10 часов. Все остальное время (в 3 раза больше) – заняло ожидание поезда.

3) Мы посетили 20 регионов в России: 1) Москва 2) Московская область 3) Владимирская область 4) Нижегородская область 5) Кировская область 6) Удмуртская республика 7) Пермский край 8) Свердловская область 9) Тюменская область 10) Омская область 11) Новосибирская область 12) Кемеровская область 13) Красноярский край 14) Иркутская область 15) Республика Бурятия 16) Забайкальский край 17) Амурская область 18) Еврейская автономная область 19) Хабаровский край 20) Приморский край

4) За время пути мы сменили 7 часовых поясов (в Яре, Перми, Называевске, Татарске, Тайшете, Петровск-Забайкальске, Облучье)

5) Самая дешевая электричка стоила 94 рубля (Болотная-Тайга), самая дорогая – 1374 рубля (Магдагачи-Шимановская).

6) Самый дешевый участок пути – (Слюдянка-Порт Байкал), 51 копейка за минуту пути. На самом деле это связано с тем, что поезд тут идет вдоль Байкала и движется очень медленно. Самый дорогой участок – (Сковородино – Магдагачи), 5.96 рублей за минуту пути. Стоит заметить, что поезда все-таки стоят заметно дороже электричек, хотя, возможно это связано с тем, что они быстрее едут.

7) Теперь о финансах: на путь туда мы потратили 24306 рублей, из них 18561 руб. на электрички и 5745 руб. на поезда. Обратный путь на самолете был заметно дешевле – 15300 рублей. Цена на жилье везде разнилась – от 0 до 2000 рублей за ночь. Жилье по моим подсчетам вышло в 36254 рубля. Суммарно на все путешествие мы потратили около 110 000 рублей на человека. Ориентироваться можно на эту сумму, а реальная сумма будет разниться от 80к до 150к, в зависимости от ваших запросов.

8) Путешествие с походным рюкзаком – отличный метод фитнеса. За месяц пути я похудел где-то на 7 кг, в больницах в моменте было даже больше.

9) Также за время путешествия я написал одну диссертацию (защитил месяц назад на к.ф.-м.н.) и нашел себе одну жену. Ну и написал 25 постов «Как я провел лето».

10) В пути было потеряно две куртки, один аппендицит и бесчисленное количество носков. В общем, мелочи жизни.

11) На написание этого поста ушло 4 часа, а на ожидание – почти год.

Теперь о советах и впечатлениях:

1) О подготовке. С самого начала нас критиковали, что мы не доедем. И в целом людей можно понять. Идея поехать у нас родилась в баре, за неделю до старта поездки. Вы вообще представляете, насколько разумной может быть идея в баре? Но протрезвев она осталась. У нас не было ничего, ни подготовки, ни планов, ни маршрута. И все же мы поехали, сначала до Нижнего Новгорода, потом до Перми, затем до Иркутска и осознание, что отступать уже поздно приходило с каждой станцией, мелькающей за окном. На самом деле наш пример лишь показывает, что ехать на электричке не так уж сложно, если найти чем себя занять хотя бы часть времени. Главное хотеть этого и ехать в свое удовольствие.

2) Важный аргумент мотивирующий проехать этот путь – его действительно очень скоро может не стать. 30 лет назад вся страна была соединена электричками, сейчас в ней 6 пробелов. Но на самом деле существует очень много электричек – в которых мы ехали одни, потому что даже такси между городами стоило дешевле. Я уверен, что это не спроста и пригородный транспорт еще через 30 лет станет намного менее связным.

3) Важно понимать, что поездка всегда будет уникальной лично в вашем опыте. Я имею в виду, что, если другой человек проедет тот же маршрут, у него будет абсолютно другой набор ощущений, эмоций и событий. Потому что поездка – это не про электрички, а про города и станции, в которых вы ждете свои поезда, а также про людей, которые едут с вами рядом. Даже после завершения пути мне не кажется странной идея повторить это снова – впечатления будут новыми. Также я абсолютно уверен, что посты не смогли передать и половины той атмосфера и событий, которые периодически случались в пути, по разным причинам.

4) В пути был ряд моментов, которые мы не описывали в наших заметках, чтобы не подставлять людей, работающих на железных дорогах. Мы периодически питались в столовых машинистов, договаривались дешевле переночевать в комнате отдыха на вокзале, а один раз уснули в гостинице для машинистов. Вообще это запрещено, но люди везде остаются людьми и сочувствуют страдальцам из электричек. Кстати, столовые отличные по соотношению цена/качество, потому что на ж/д дороге нельзя травить машинистов. А вот гостиницы не лучшие, напоминают пионерский лагерь: стандартизированные кровати со стандартизированными шерстяными одеялами, стандартизированные пластиковые тапочки для душа у двери… Но в отсутствии выбора жаловаться неразумно.

5) Кроме того, на железной дороге есть понятие «рабочих поездов» — это электрички, которые развозят рабочих где-то в 5 утра. Если между станциями нет пригородного сообщения и кажется, что маршрут оборвался, то можно уточнить у работников про рабочие поезда. Иногда они бывают, но везут где-то к городку на границе области. Пользуясь рабочими электричками, можно закрыть пару разрывов на карте пригородных поездов России. К сожалению, очень часто в другую область на них не въедешь.

6) Топ полезных вещей в поездке: а) походный рюкзак, был куплен за день до поездки. Даже не вздумайте ехать без него, ходить придется много и спину надо беречь. б) электрическая сушилка для обуви – купили где-то под Тюменью, и она еще не раз потом нас выручала в дожди. Весит не много. в) эластичный бинт г) бутылка газированной воды г) блок питания для телефона

7) Топ бесполезных вещей: а) удлинитель – взяли чтобы заряжаться всей компанией от одной розетки. Использовали 0 раз, везде розеток было достаточно. На Байкале удлинитель отправился назад в Москву. б) Книги – каждый кг веса будет медленно отравлять вашу жизнь, а книги читаются очень быстро. В итоге до конца мы довезли только две книги «От Москвы до Байкала на электричках» и «Москва-Петушки». Готов отправить их тем, кто реально захочет повторить путь.

8) Планирование путешествия не обязательно. Долго и нудно составлять все расписание наперед, поэтому у нас был базовый маршрут и мы знали «тяжелые» участки на нем – то есть те куски, где электричка ходит не каждый день, а то и вообще 1–2 раза в неделю. Соответственно маршрут и расписание отдыхов планировался до следующей такой странной электрички. Большинство таких неудобных участков встречается за Байкалом.

9) О жилье. С хостелами начинаются проблемы с Красноярского края во всех мелких городах. На крайний случай у нас всегда было два варианта – объявления на заборах (действенно, работает) и комнаты отдыха на вокзалах. Комнаты отдыха – вообще незаменимая вещь, когда вся ваша жизнь крутится вокруг вокзала. Можно остановиться на 6 или 12 часов и на короткие пересадки подходит лучше, чем любая гостиница.

10) Судя по прейскурантам, на вокзалах часто встречается платный душ. Но, как и везде в ржд общие правила читаются по-разному. Где-то он бесплатный и свободный, где-то закрыт на навесной замок, а где-то его и нет вовсе. Но раз в пару дней душ на вокзале точно можно найти.

11) Очень важный совет в электричке – уважайте чужую жизнь и снимайте обувь при сне. Только неотесанные болваны из Московской области спят в ботинках на скамейке. Вся цивилизованная Россия так не делает.

12) Путешествовать компанией было довольно весело. Не уверен, что я так бы спокойно перенес тот же путь в одиночку. Если устаете друг от друга – всегда можно уйти в другой вагон или хотя бы купе. Рабочий лайфхак. Выехали мы в путешествие втроем и доехали тоже втроем – вот наши фото в середине и в конце пути. Никто ни с кем в целом не поругался.

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост
Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

13) Лучше не ехать в данное путешествие в межсезонье, так как потребуется везти больше вещей, а каждый кг веса придется нести на своей спине. Нужно понимать, что путешествие займет 32 дня, а реально все может затянуться гораздо дольше. Мы выезжали в середине лета и доехали свой маршрут в сентябре, при этом под конец пути мы немного замерзали на полюсах холода (например, в Сковородино). На мой взгляд самое комфортное время для старта пути – май-июль. Пора!

14) О безопасности – у нас, конечно, не было никаких средств защиты с собой. От оружия может быть больше проблем, чем пользы. При этом стоит помнить, что в электричках обязательно встретятся сумасшедшие\пьяные люди. Если умеете с ними разговаривать – можно решать все проблемы словами. Если не умеете – держитесь контролеров, они ездят на маршруте чаще вас и знают, как себя вести. Но вообще неадекватные люди – скорее редкость, чем закономерность. За 9288 км мы не потеряли ни ноута, ни телефонов, ни денег. И да, я исправно в каждой электричке доставал ноутбук и расходовал его зарядку первые часа 3.

15) С прошедшим годом я утвердился в мысли, что ожидание электрички было намного сложнее, чем поездка в поезде. И самая большая сложность – найти чем себя занять пока ждете следующий поезд.

16) Про ведение блога – если бы я поехал второй раз, то точно этого бы не делал. На самом деле написание каждого поста убивало часа 3–4 каждый день, которые можно было бы просто отдохнуть. Плюс с какого-то момента появилось ощущение стыда, что, когда спишь – можешь пропустить все самое интересное за окном. Событий в пути не так уж и много, чтобы описывать каждый маленький кусочек пути.

17) Оппозиционно, именно написание блога дало нам советы пикабушников и множество встреч в городах. Вряд ли мы сами заметили в городах многие вещи, которые увидели с местными людьми.

18) У нас не было любви к электричкам в начале поездки. Но когда ты едешь уже не первую тысячу километров, чувствуешь запах соляры на вокзале и встречаешь новый для тебя тип сидений – будь то пластиковые или деревянные, то Любовь сама собой появляется. Теперь вся железная дорога в моей жизни воспринимается с некой теплотой, почти как дом.

19) Ну и последний совет – он же первый. Ехать надо в свое удовольствие. Под этим я пониманию, что не надо заставлять себя ехать быстрее если вы устали или вам хочется остаться в том месте, где вы сейчас. Ехать месяц на электричках – сродни марафону и преодолевать его надо в комфортном вам темпе. Помимо вынужденных мы сделали две крупные остановки в пути по своему желанию. Первую – на Байкале, потому что ощущали середину пути именно там и хотелось себя наградить. А второй – в Хабаровске, за преодоление Забайкалья. Быстрый путь не стоит того, если, конечно, вы не любите страдать.

Ну и немного фотографий. Курский вокзал. Отсюда начинается путешествие.

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Крайне полезный и удачный подарок от Пикабу. Ключи от электрички.

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Электрички

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост
Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Балезино

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Пермь

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Красноярск

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Магдагачи

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Петровский Завод

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Байкал

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Улан-Удэ

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Омск

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Ну и рандомные моменты:

Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост
Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост
Электричка Москва-Владивосток. Заключение Путешествия, Железная дорога, Электричка, Москва-Владивосток, Длиннопост

Напоследок я хотел бы попросить накидать в комментарии идей для будущих необычных путешествий, какими бы странными они не казались. У нас сейчас в голове роются как минимум три маршрута для следующей поездки: 1) Спуститься с Москвы-реки до Каспийского моря на самодельном плоту (периодически работая батраками на порогах Волги) 2) Посетить все уцелевшие кремли России. Если считать кремлём только сооружение с башнями и стенами, а не остатки рва или вала – то их меньше 30 и большинство окажется в центральной России. 3) Взять круиз Омск-Салехард. Ну это маршрут для ленивого отдыха.

Спасибо всем читателям и до новых встреч!

Лига путешественников

22.1K поста51.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.