Я работаю официантом ч.3

Работа с гостями.



Рабочий день условно можно поделить на три части


Утро


День


Вечер


В моём случае ещё и ночь т.к. заведение работает круглосуточно.


В разные заведения в целях привлечения клиентов устраивают завтраки, бизнес ланчи, либо скидки в утреннее-дневное время. Мне с бизнес ланчами повезло, а вот с завтраками нет – они есть у нас. Почему я говорю повезло? Завтрак и бизнес ланч это кошмар официанта, который работает на процент от выручки, коим я и являюсь. Как я писал ранее, активность в системе учёта ведётся по именной авторизации, бью заказы на себя и по итогу месяца получаю 5% от личных продаж. Позиции из меню на завтрак стоят дешевле, а беготни столько же, как и всегда. Плюс к тому же, после ночной смены я как варёный овощ, мозг думать категорически отказывается. Ну это так вспомнилось.


Работа с гостями.


Вообще пребывание гостей в заведении можно разделить на 6 условных категорий.


1. Встреча


2. Приветствие


3. Приём заказа


4. Обслуживание


5. Расчёт


6. Прощание


Если хотя бы один пункт будет плохо выполнен, шансы на негативное впечатление о заведении резко стремятся к бесконечности.


Встреча.


Встречает гостей, как правило, хостес, если он занят то официант, да хоть повар это не так важно. Означает зрительный контакт. Вы пришли и встретились с сотрудником взглядом, вы знаете, что вас уже увидели. Может случиться такая ситуация, вы пришли в заведение, хостес проводит гостей пришедших перед вами к столу, а официант принимает заказ у стола. Вы естественно ищете куда бы присесть или кого ни будь кто вам поможет и встречаетесь взглядом с официантом, который принимает заказ у стола. Он кивнёт вам, тем самым дав понять, что он вас увидел и покажет взглядом, куда вы можете присесть или жестом попросит вас подождать минутку.


Приветствие.


Хостес или официант освободились. К вам выходят на встречу и здороваются. Не допускается никаких здрасьте. Доброе утро, добрый день, вечер или доброй ночи. И проводят вас к вашему столу.


Здесь есть такой нюанс, в утреннее и дневное время вам предложат сесть практически за любой стол, кроме заказанных, даже если вы один. В вечернее же время вам не предложат стол для четверых, если вы один, ведь этот стол можно продать более выгодно.


Приём заказа.


Я как официант здороваюсь, представляюсь, подаю меню если этого не сделал хостес, предлагаю сразу напитки, пока гости определяются с заказом.


- Добрый день, меня зовут Username, и сегодня я буду обслуживать ваш столик. Скажите, могу я вам предложить напитки сразу, пока вы определяетесь с заказом?


Допустим, у нас сидит 4 человека из них один ребёнок, допустим, они заказали напитки сразу. Например, чайник чая, 2 по 50 виски, 2 колы, дынный смузи, капучино и бутылка минеральной воды. Тут уж я начинаю задавать уж много для непосвящённых людей вопросов. – Воду вам принести холодную или не холодную, сколько чашек под чай, нужен ли вам лёд, нужны ли стаканы под колу либо виски вы будете смешивать с колой, чайник вам 500мл или 800, чай вам сейчас или после еды????? И надоедать, надоедать своими вопросами, что ты от меня хочешь человек иди и принеси мне уже мой вискарь!!!! Стоп. Зачем всё это нужно? Во первых я думаю наперёд и не хочу лишний раз бегать (я ж ленивое ху*ло) после того как – Ой а вода холодная? А мы тёплую хотели, нам для ребёнка. Сходил, поменял воду, принёс. – Ой а принесите мне тоже чашечку, я тоже чайку попью. Сходил за чашкой, принёс. – Ой а можно мне стакан под колу. Сходил за стаканом, принёс. -–Ой а зачем вы нам чай сейчас принесли, мы после еды хотели попить. И т.д. Я не телепат ребята и мысли читать не умею. Во вторых я всё это вам принесу быстро, если ваш стол у меня один. А если у меня пять столов? М? Ничего не поделаешь, все просьбы выполняются в порядке очерёдности их поступления, и ваш ребёночек будет конючить что хочет пить а проклятый официант ушёл аж целых 20 минут назад!!! (не правда меня не было максимум минут 5) и не несёт тёплую бутылку воды.


Хорошо, принял заказ на напитки. Пробил. Продублировал бармену заказ. Барменам. У нас два бара. Тадаааам!!!! Один бар на летней террасе, второй в зале ресторана. Формирую две чайные пары (у нас это делает официант) для чая, формирую блюдце с ложкой и стиками с сахаром для чашки капучино. Собираю на поднос чайник, воду, 2 по 50, 2 чайные пары, капучино, сахарницу, ведёрко для льда, колу и стакан для воды. Иииии пи*дую со всем добром на летний бар. Там забираю смузи. Если у меня не вмещается всё добро, и за один раз я всё принести не могу, существует регламент и правила подачи. В первую очередь я отнесу стакан для воды, чашки для чая, сахарницу и ведро для льда. Потому что если я, например, подам вам чайник чая, а чашки не подам, то вы как гость будете сидеть и смотреть на чай, и вот он стоит, пей не хочу, а чашек пока нет что недопустимо. Затем только выношу напитки, по регламенту если и напитки все за раз не получается вынести, в первую очередь гостю подаются безалкогольные а за ними алкогольные напитки. Для подачи гостям тоже есть свой регламент – в первую очередь девушкам, затем мужчинам и детям в последнюю очередь. Вынес, подал.


- Вы готовы сделать заказ?


Если у людей возникают вопросы, я отвечаю на них, помогаю выбрать наиболее подходящее блюдо. Иногда прям так и выдают. – А что у вас есть поесть? И тут я опять начинаю задавать кучу вопросов, но, это наводящие вопросы которые наиболее быстро и точно помогут выявить ваши предпочтения.


– Горячие или холодные блюда, мясные, рыбные или блюда из морепродуктов?


Тем самым я одновременно сужаю диапазон предлагаемых блюд. Согласитесь, выбрать из трёх-четырёх позиций проще, чем из пятнадцати. Не ленитесь поговорить с официантом и ответить на его вопросы, не стесняйтесь его и уж тем более не бойтесь. Я работаю для того что бы предоставить вам максимально комфортные условия отдыха в нашем заведении. Задавайте вопросы, но пожалуйста, не тупите;) думайте логически. Типа


- Ого, а чё так дорого то? Не я занимаюсь ценообразованием, вопрос уж точно не ко мне.


- Ого, дороговато у вас. Совсем другой разговор будет.


- Скажите а 200 грамм барабули (рыбка такая меньше ладони в длинну) это сколько? – это 200 грам. – Нет а сколько там штучек. Ребят я действительно не знаю сколько там штучек потому что во первых мне никогда не приходило в голову считать количество барабули в порции, во вторых она всегда чуть чуть разная по размерам от партии к партии и всегда 200 грамм это будет разное количество рыбок.


Заказ принят. Допустим, два мужчины с вискарём заказали по стейку рибай. Девушка со смузи заказала камбалу на гриле и попросила для ребёнка просто отварные макароны с котлеткой или сосисками. И на общее блюдо попросили мясное и овощное ассорти. И снова я пристаю к вам с ворпросами. Нужен ли вам хлеб, может, я могу вам предложить гарниры к горячим блюдам, какой прожарки стейки, подавать по готовности или горячие подать всем одновременно и т.д. Надоедаю и надоедаю.



Обслуживание.


Начинаю накрывать вам на стол. В первую очередь сервирую приборы, хлеб. В зависимости от заказа сервировка может различаться очень сильно. Одной обеденной сервировки не меньше пяти вариантов. Но это в ресторанах высшего класса. В моём случае я вижу, что мне нужно накрыть закусочные приборы, столовые приборы и ложку ребёнку т.к. к пасте подаётся ложка. Если вы не знаете для чего предназначены те или иные приборы, спросите об их назначении официанта и он с радостью вам всё расскажет)). То есть перед гостями будет лежать по паре закусочных приборов, и по паре столовых. Порядок использования от краёв к блюдам. После приборов сервирую закусочные тарелки для закусок. Выношу закуски и просто смотрю, чтобы всё было в порядке. Стараюсь находиться недалеко и быть готовым выполнить любую просьбу. Например, если я вижу что мужчины допивают виски я предложу им повторить ещё по порции, в общем стараюсь предвосхитить ваши пожелания. Горячие готовы. Выношу горячие, как всегда подаём сначала девушкам, затем мужчинам и в последнюю очередь детям.


Важно. Есть такое понятие как Check Back (чек бэк) – после того как я вынес вам то или иное блюдо я жду когда вы его попробуете находясь неподалёку, и я должен у вас поинтересоваться всё ли хорошо, всё ли устраивает. Это нужно для того чтобы иметь возможность исправить ситуацию если что-то не так. В противном случае вы будете есть не совсем вкусную пищу ну или не станете её есть а никто так и не поинтересуется почему вы не кушаете, не хорошо да?


С горячими блюдами всё аналогично как и выше. После того как я убрал у вас посуду после главных блюд я поинтересуюсь, могу ли я вам предложить чай, кофе или десерт. Всё это является повышающими продажами… Предложить воду к кофе это повышающая продажа, предложить гарнир – это тоже повышающая продажа. Я как официант могу и не предлагать вам это, но я работаю на процент от продаж так что)))….


Расчёт.


Всё, покушали, попили, чаю.


- Официант, принесите счёт.


Я выношу вам счёт и жду недалеко от вашего стола. В нашем заведении чаевые всегда остаются на усмотрение гостя. Лично я против того чтобы чаевые были включены в счёт. Иногда гости отдавая счётницу говорят спасибо и ждут сдачу. Спасибо не значит что там без сдачи милые офы;)


Важно! После расчёта обслуживание не заканчивается. Недопустимо бросать гостей. Видел не раз как рассчитали гостей и всё! Забыли про них.



Прощание.


Просто пожелать приятного вечера, попрощаться, проводить гостей до выхода, помочь одеть верхнюю одежду девушкам.


Ну, вот и всё. Спасибо за то что дочитали. Жду вопросов.


Всего вам доброго приходите к нам ещё;)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Работаю официантом 6 лет, почти по всем пунктам согласна, кроме очереди подачи. Я всегда детям приношу всё первым (за исключением сладостей, об этом интересуюсь у родителей).

А ещё меня не раздражают обеды, потому что в заведении, где я работаю, это, во-первых, дорого, во-вторых, мы не работаем на процент, в-третьих, гостей не так много, да и в основном это постоянники, рацион которых не меняется годами и их привычки мы уже выучили наизусть. Приятно, когда гости приходят к тебе обедать, а ты заранее знаешь, что они будут. И им тоже приятно)

Про вопросы забавно, каждый день одно и то же, гости делают заказ, мы начинаем уточнять, а они не понимают, зачем, злятся, просят побыстрей. Но без этого никак!

- Принесите мне капучино, светлое пиво, вяленое мясо, овощной салат и стейк с картошкой.

Вроде как, просто, но не тут то было.

- У нас 8 видов светлого пива, вы желаете немецкое, чешское или ирландское? Желаете вяленую свинину, оленину или говядину? Салат заправить оливковым маслом или сметаной? Какой именно стейк желаете, у нас их 5 видов? Стейк какой прожарки предпочитаете? Картофель подать в каком виде: жареный, отварной, пюре, фри? К ужину подать хлеб, булочки или фокаччо? А булочки чёрные или белые? Кофе желаете после еды или подать сразу? Капучино посыпать корицей, шоколадом или добавить сироп?

И сидит этот бедный гость, умирает от жажды, хочет есть, но отвечает на кучу вопросов, которые на самом деле необходимы.

А ещё не люблю гостей, которые не любят общаться, делают заказ типа "на свой вкус принеси что-нибудь пожрать". На уточняющие вопросы отвечать не хотят, просто "неси". Приношу то, что заказала бы сама и начинается "а я хотел светлое пиво, а я хотел какой-нибудь салат с морепродуктами, а я больше люблю баранину"..

Или недавно был случай, когда дама заказала гаспачо, почти весь его съела, а потом сказала, что он кислый. Официант забрала тарелку, отнесла повару, он попробовал, сказал, что не кислый. Попробовали все, кому не лень, не кислый, и всё тут. Хороший суп. Но гость непоколебим. В этом случае обычно позиция выносится из счёта и дальше всё зависит от управляющего: либо за это никто не платит, потому что никто не виноват, либо платит повар, потому что хуёво приготовил, либо официант, потому что не сумел убедить гостя в том, что это вкусно.

Ну, а чаевые.. Это всё так индивидуально. Буквально на прошлой смене с самого открытия завалились два пьяных норга, заказали по стопке водки с соком, три часа бродили по залу и пытались на ломанно-пьяном английском говорить со всеми подряд, в итоге, дали всем (включая бармена и управляющего) по 2 косаря и ушли спать в отель. А бывает 15 часов херачишь в субботу, а гости как будто на мели, уходишь домой со штукой в кармане. Приятно, когда твою работу ценят по достоинству, но это, конечно, всегда остаётся на усмотрение гостей.

Классная у нас работа)) Автор, пиши ещё, интересно)

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
По всем статьям плюсую. Вот только про гаспачо - именно для этого и нужен check back. Работаю в курортном городе так что постоянников еденицы...
Про что писать ещё? Нет вариантов случайно?
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

http://pikabu.ru/story/ot_ofitsianta_dlinnyiy_tekst_4454745 вот, я тут тоже пост накатала)

Автор поста оценил этот комментарий

Сразу подумал про курортный город ибо барабуля)) Так и не решился попробовать ее. Стоимость от 200 руб. за 100 грамм, минимальная порция 200 грамм. Рыбу я не очень люблю, поэтому только ради того, что рыба "местная, черноморская, вкусная!" не стал столько платить)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
200 рублей за 100 грамм - это отличная цена, тем более, если рыба свежая, местная.

У нас в одном из ресторанов мраморное мясо (брянское, никакой тебе Новой Зеландии) подают за 450-700 рублей за 100 грамм. А вес стейка начинается от 400 грамм.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну насколько она местная вопрос спорный и я об этом писал. А также я писал о том, что рыбу я мягко говоря не очень. Поэтому брать рублей за 400 (мин.заказ 200 грамм) то, что я очень возможно не стану есть не имеет большого смысла)

Автор поста оценил этот комментарий
Так вроде писал в предыдущих постах что в курортном городе живу. А барабульку зря не попробовал, реально вкусная рыбка.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я твой пост впервые увидел)Хотел попробовать, но потом рассказали, что она вся привозная и не разу не ловится тут, потому как ее тут уже нифига и нет. Да и как я писал, рыбу я не очень (это мягко сказано) люблю.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, она черноморская. То что её тут не с берега ловят это ежу понятно. В море траулерами вылавливают. Я тоже рыбу не очень, но если будет возможность обязательно попробуйте.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну чертяга языкастый,уболтал) Обязательно теперь попробую)
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё мы не используем новомодных слов типа "чек бэк", "стейшн", "стаф". У нас как-то не прижилось)

Мы интересуемся качеством блюда обычно только у новых гостей, которые у нас впервые, либо насчёт прожарки мяса или новых блюд, потому что в основном, как я говорила, все гости постоянные, так что знают, что едят и как оно будет. Ну, а если что-то не так, они сами нам говорят об этом. Да и та девушка не первый раз у нас была, просто, видимо, настроения не было.


Ну, у меня как-то была заметка, а скорее даже памятка для гостей, которую я писала после особо тяжёлой смены, там было о многом сказано, попробую найти, может, оттуда что-то подчерпнёшь для постов)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку