Царство Небесное (2005). Между верой и религией

Есть фильмы понятные и нет. Есть фильмы успешные и нет. Есть короткие, длинные, дорогие, дешевые - множество. Есть фильмы ценные, и об одном из таких пойдет речь.


Время чтения 10 минут

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

В суммарном итоге, сквозь призму времени, ценностью фильма для зрителя и истории является изменение мировосприятия после просмотра; изменение эмоций такое, что, при необходимости, не составит труда определить источник изменения. Мы не должны оставаться такими же по эмоциональному багажу, какими были до просмотра фильма.


Сегодня празднует 17-летие выхода в свет фильм "Царство Небесное" Ридли Скотта (2 мая 2005 года), для которого я четко могу поставить источник эмоций "полюбить исторические фильмы".

Дисклеймер: для просмотра рекомендуется однозначно и категорически только режиссерская версия фильма (на 45 минут длиннее прокатной, 3.09м).


Фильм довольно известный и из всех моих постов (трех, хах) по разборам самый понятный. К счастью или сожалению, в любой подборке есть "самые" фильмы - самый понятный и непонятный, самый простой и сложный... Этот простой, но интересный, недооцененный и недопонятый аудиторией относительно истории персонажей, о чем ниже.


Сегодня мы разберем, почему крестоносцами окажутся совсем не те, кто нес крест, почему перевод названия немного некорректен и почему по итогу истории благодать обретут совсем не святые люди. Но обо всем по порядку.


Хотя какое к черту по порядку. Батальные сцены! Это раз и навсегда.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Вы только посмотрите на эту красоту, как это снято.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Практически со 100% гарантией можно сказать, что есть исторические баталки ДО Царства и ПОСЛЕ.


Ощущение, что Ридли много раз пересматривал штурм Хельмовой Пади и Спартака, одновременно с Освобождением и Лоуренсом Аравийским, при этом смотал в будущее и посмотрел конец 6 сезона Игры Престолов, в итоге создав такую бесподобную красоту (а, возможно, наоборот, Сапочник вдохновлялся баталками Ридли). Серьезно, посмотрите ради 30 минут в общей сложности сцен сражения. Красота неописуемая.


Судя по фильмографии, основополагающая роль в этой красоте - это заслуга Артура Макса, художника-постановщика, который сотрудничал с Ридли во всех фильмах за последние 25 лет, начиная с Солдата Джейн (да, это тоже Р. Скотт). А тут и Гладиатор и Марсианин и Черный Ястреб и Последняя дуэль - чувствуете масштаб?


Далее, музыка. Изначально саундтрек должен был писать, вот сюрприз, Ганс "наше все" Циммер. Однако, он ушел в Мадагаскар (2005), а роль композитора принял Гарри Грегсон-Уильямс, ушедший с Мадагаскара. Такая вот ирония судьбы.


Циммер, без сомнения, сделал бы фильм еще лучше (возможно, в будущем будет серия разборов именно влияния музыки на фильм, что скажите?), но и Гарри не оплошал. Не сказать, что есть в саунде что-то сверхневероятное, кроме пары запоминающихся моментов, но в целом все к месту. Стилистика, размеры, наполненность - в тему. Это не Фонтан, и не Властелин колец, где музыка стоит на одной ступени с художкой, режиссурой и историей, но и не апокалиптичный провал, типа Принца Персии: Пески времени, где Гарри вчистую слил по сравнению с саундреком к оригинальной игре 2003 года, музыку к которой написал Стюард Чатвуд.


В чем фильм сильно провалился, так это в сценарии. Даже не так, не провалился в самом сценарии, он в целом хорош, а провалился в том, как сценарий был обрезан и в итоге недосказан: перед релизом в кинотеатрах окончательный монтаж был нещадно сокращен продюсерами, например полностью исчезла история о сыне Сибиллы, а она имеет бесконечно важное значение в фильме.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Сценарий написал Уильям Монахэн, автор, например, Отступников (лауреат Оскар) и Совокупности Лжи. Сценарий изначально занял 260 страниц (напоминаю, в Голливуде принято писать сценарий из размера 1 страница = 1 минута экранного времени. Поэтому, когда какой то режиссер говорит, что у него сценарий перед началом съемок был на 100 страниц, для нас это значит 1 час 40 мин предполагаемого времени фильма), а это, на минуточку, 4 почти с половиной часа экранного времени.


Царство Небесное вышло в непростое время, после Властелина Колец и Трои, поэтому не могло взять аудиторию ни хронометражом, ни супер-эпик-древнеисторической темой. Ему была бы уместна, например, трилогия, где фильмы бы шли 2-2.5 часа (фильм, кстати, прекрасно делится на такие четкие и оконченные части: до прибытия Балиана в Иерусалим, до смерти Короля и разбития армии Ги де Лузиньяна, ну и до окончания событий фильма). Потенциала сценария на это хватает.


Кратко по актерам и фабуле сюжета:


Южная Франция. 1184 год. Барон Готфрид Ибелинский прибывает в одну из деревень, где у кузнеца Балиана умер сын, а жена наложила на себя руки. Готфрид вспоминает свою молодость и рассказывает Балиану, что он его отец. Видя, что больше во Франции Балиана ничего не держит, Готфрид предлагает ему поехать с ним в Иерусалим и начать жизнь заново.


Балиан (Орладно Блум), бастрад рыцаря-крестоносца Готфрида де Ибелина (Лиам "Квай-Гон Джин" Нисон)

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Сибилла: Ева Грин (нет, не будет)

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Салах-ад-Дин (Саладдин) (Гассан Массуд, он реально сириец, прям настоящий). На нем еще будет акцент ниже, это 100% попадание актера и роли и не только.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Король Иерусалима Балдуин (актер предпочел не включать свое имя в титры, тк все его сцены сняты с маской. Вам будет нетрудно найти, кто же все-таки исполнил эту роль, хотя это не является прям большой тайной и особого значения для дальнейшей информации не имеет)

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Остальной актерский состав в целом играет роль "сцены" и роялей из кустов, то есть выступает двигающими элементами истории, не более того. Есть там прекрасно отыгранные роли, например, Брендан Глисон, но ради только игры мы останавливаться на таких моментах не будем.


Исторические неточности и допущения тоже остаются за краем повествования, тк не имеют значения для цели поста.


Главная тема этого разбора в становлении "царства небесного" в мире и сердцах людей.


Как было написано в начале, перевод "Царство небесное" не совсем корректен и, после всех лет изучения и просмотров, видется, что название должно быть "Царствие небесное".


Объясняю. В христианстве существует понятие "царства небесного", у него не так много трактовок, нам важны две: первая, это царство божие на земле, то есть прям государство, столица, власть (в идеале на ВСЕЙ земле), и вторая трактовка - царство как понятие духовное (Апостол Павел говорил: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17)


В английском языке значение Kingdom of Heaven (Царство Небесное) довольно однозначно, однако в переводе на русский язык понятие kingdom имеет переводы и как царство и как царствие. И если в первом случае царство означает нечто физическо-настоящее, типа правления справедливого бога на земле, то второе - царствие - понятие сугубо нематериальное и духовное.


Если простыми словами, "царствие небесное" означает праведность, добродетель, благородство и бескорыстную помощь страждущим, идущие от души, от духа, то есть поступки, не являющиеся пустыми, напускными действиями.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

После это информации переходим непосредственно к сути.


Фильм не про завоевание крестоносцами Иерусалима во славу Бога и не про обратное взятие арабами его во славу Аллаха - Иерусалим десятки раз за все время крестовых походов переходил из рук в руки.


Фильм про попытки создания "царства (царствия) небесного", то есть обретения духовного мира и благодетели персонажами сквозь фабулу сюжета. Опять же, как и в Фонтане, арки развития персонажей работают на фоне истории и при желании могли бы быть перенесены в другое место-время.


Крестоносцы, религиозные фанатики, оказались по итогу фильма силой, движущей историю в противоположную от благодетели сторону. Балиан и Сибилла, как и Готфрид, как и Балдуин и Салах-ад-Дин - силой, движущей в сторону благодетели. Чего только стоят кадры входа Саладдина в главный дворец правителя Иерусалима, на которых он аккуратно обходит фигуру креста на полу.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Или как он поднимает и ставит на стол христианский крест. Вот вы представьте, 12 век, победитель войны за главный религиозный город, символ всего мира, предводитель всех мусульман, не гнушается и, без показухи и какой-либо необходимости, поднимает и ставит на место символ религии, которая по идее является ему и его подданным враждебной.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Считаю это одним из самых сильных, если не сильнейшим, моментов в фильме. И очень сильным именно с точки зрения режиссуры. Казалось бы, ЗАЧЕМ включать эти кадры в фильм? Показать, что победитель благороден? Он и так отпустил людей из побежденного города и сам перед этим предложил переговоры. Показать, что религия не имеет ничего общего с верой? Возможно, да.


Поэтому было акцентировано внимание на актере, Гассане Массуде, сыгравшем роль Саладдина. Сознательно или нет, по наводке режиссера он играл или что-то вносил от себя, но с первого взгляда ему веришь. Веришь и в военные навыки и в переговорческие. А после сцены с крестом - окончательно убеждаешься, что это человек веры. Не религии. Веры.


Аналогично Сибилла. Ее героиня в процессе фильма переходит от человека религии к человеку веры. Еще раз - без режиссерской версии тут делать нечего.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Поэтому такое название поста. Это кино проводит нас по лезвию ножа, по тонкой границе между верой и религией, позволяя шагнуть и в ту и в другую сторону. Куда обратно возвращаться - каждый решает сам. А режиссер свой выбор сделал, как и я: важно то, что внутри, а не снаружи. Важна вера, есть она или нет, в Бога, в Богов, важен сам факт наличия и использования самобытийного "Я" - ибо без него все вокруг превращается в фарс и уничтожает человечность в человечестве.


Важно ощущать в себе нечто большее, чтобы создать что-то снаружи, а не создавать что-то снаружи, чтобы заполнить пустоту внутри. В этом отличие веры от религии.


В итоге фильма "верующими" по описанным выше признакам оказались все обозначенные герои: Годфри, Балиан, Сибилла, Салах-ад-Дин. И еще несколько персонажей, предлагаю открыть их самостоятельно.


Неверующими оказались те, кто использует веру лишь как источник власти посредством религии, назначенные самим Господом и всей Церковью (с их же слов) крестоносцы высокого ранга, такие как Ги де Лузиньян и Рене де Шатийон, Епископ Иерусалима и даже священник, брат Балиана, укравший крест с тела его жены в самом начале фильма в режиссерской версии.


А благодетель, то есть состояние внутреннего умиротворения и спокойствия обрели Балиан и Сибилла. Кстати, по ходу фильма, различные предложения Балиану вплоть до стать королем Иерусалима чем-то перекликаются с искушениями в виде 7 грехов.


Поэтому фильм находится в списке ежегодников, он стоит того, чтобы быть напоминанием о человечности. Как оказалось, многое от Ридли Скотта находится в этом списке, а мы его хаяли за Прометея и тд). В будущем, надеюсь, будет еще несколько разборов его фильмов (кроме серии Чужого, уж извините).


Ридли Скотт - это очень неоднозначный режиссер, не попсовый, но и не скатывающийся в голимый артхаус. Кажется, что он снимает для зрителя. Просто зритель не всегда его понимает.


17 летний фильм, который поднял планку батальных сцен и разворошил (насколько это удобно для не слишком-то подкованной аудитории) вопросы веры и религии, "Царство Небесное" - тому подтверждение.


У него есть все, чтобы понравиться аудитории и в то же время нет ничего, за что его бы полюбили. Поэтому моя работа в том, чтобы донести этот фильм до вас - смотрите с удовольствием, но только режиссерскую версию. Потому что без этих 45 минут непонятно будет вообще ничего и сюжет для вас окажется тупым, скомканным и притянутым за уши.

Царство Небесное (2005). Между верой и религией Рецензия, Советую посмотреть, Драма, Ридли Скотт, Царство небесное, Что посмотреть, Длиннопост

Что для тебя Иерусалим? - Ничто... И весь мир!


PS Моим 52 подписчикам, вы чего творите - спасибо за интерес к теме, надеюсь продолжить и закончить серию этих постов таким образом, что она окажется всем полезной. Смотрите кино больше и чаще)


PSS Читатели могут не разделять мнение автора насчет любых оценок, приведенных в данном посте, поэтому автор с прискорбием сообщает, что у каждого мнения есть обоснование, которое может быть приведено в комментариях, если прям сильно припекает, и обсуждено в порядке живой очереди. Спасибо.

Предыдущие обзоры:

Фильм Контакт (1997) или как снять научную фантастику о Боге

Фонтан (2006). Как понять бессмертие