Тропой пропавших геологов
В 1947 году геологи Дальнего Востока получили совершенно секретные указания о начале поисковых работ на алмазы. В те годы у СССР еще не было месторождений Якутии, и вопрос добычи алмазов был для страны - стратегическим. И эти первые "алмазные" годы на Камчатке ознаменовались сразу несколькими трагедиями. В том числе, в сентябре 1953 года, в горах Камчатского полуострова пропали два молодых геолога. Два Юры: Юрий Николаевич Гринченко и Юрий Григорьевич Кузнецов. По сей день их судьба не известна...
(Ремарка о Камчатской географии: на полуострове Камчатка, в Усть-Камчатском районе имеется полуостров «Камчатский», омываемый Тихим океаном и Беринговым морем. К слову на Камчатском полуострове имеется Камчатский мыс, а на мысу ручей Камчатский...)
В горах полуострова берет начало река Белая. На устье этой реки, у озера Нерпичье, в 1953 г. стояла большая геологическая партия- больше 100 человек. В условиях строгой секретности искали алмазы. Несмотря на то, что работы курировали в КГБ, местные практически сразу узнали о цели работы геологов.
26 сентября 1953 года, геологи Гринченко и Кузнецов, взяв с собой рабочих Исакова и Афанасьева, отправились в центральный горный район полуострова. Их целью было изучение строения современной коры выветривания в районе безымянной, на тот момент, вершины с отметкой 1100,7 м. (предположительно гора Солдатская).
Центральная часть полуострова- сплошные труднопроходимые горы. Ни троп, ни тем более дорог, там нет. Склоны гор резко поднимаются вверх, а на юге и юго-западе вообще круто обрываются к Беринговому морю. Многочисленные реки и ручьи - типично горные с крутыми склонами, порогами и водопадами. Даже названия местных рек подчеркивают их яростный характер: Стремительная, Водопадная, Порожистая, Белая, Быстрая, Мутная, Перевальная.
Подходы к горам и подножья – сильно заросшие, вершины и гребни перевалов – голые и каменистые, а истоки рек представляют собой днища древних отрогов, на которых лежат ледники высотой до 25 метров. Вот в эти суровые места и отправилась группа из четырех человек, взяв с собой вьючную лошадь. Поднимались по долине реки Белой. К вечеру того же дня дошли до границы леса и заночевали.
Утром поднялись на водораздел и дошли до намеченной вершины 1100,7 м. Сгрузили с лошади инструменты, продовольствие и отправили рабочего Исакова вместе с лошадью назад. Геологи с рабочим Афанасьевым поднялись на вершину г. Солдатская, дали ему задание вырыть канавы, переночевали, а утром 28 сентября, взяв с собой продуктов на три дня, ушли в маршрут в верховья рек Стремительной и Пикеж. Оставшись один, Афанасьев весь день копал канавы. К вечеру погода начала портиться, а утром 30 ого рабочий еле смог откопаться из палатки, ночью пришла пурга, намело много снега. Около суток он прождал товарищей, но они так и не вернулись... Спустившись в лагерь, рабочий сообщил о случившемся, и начались поиски, которые ничего не дали. К слову, поиски велись весьма поверхностно и совсем недолго, не было ни ресурсов, ни времени- наступала зима.
Поиски продолжились летом 54 ого, и то только после настоящей ,,битвы,, родственников пропавших геологов с чиновничьим аппаратом Союза. Благодаря генералу (одному из родственников), после подключения всех связей, удалось сдвинуть дело с мёртвой точки. Прокуратурой СССР был вынесен приказ управлению геологией, об организации поисков. Однако и поиски летом 54-го, в основном, ограничивались созданием запруд на устьях рек Мутная, Быстрая, Медвежья, Оленья, Стремительная, Водопадная, Пикеж. Хотели «поймать», что-либо из-под тающих ледников полуострова. Непосредственно сам маршрут пропавших геологов практически не отрабатывался…
Согласно книжным источникам (официальные органы мои обращения проигнорировали) - в поисках, кроме геологов, принимали участие и сотрудники КГБ, 3 человека. Однако местные старожилы рассказали, что чекистов было больше 10, чуть ли не половина поисковой группы. Органам безопасности была неважна судьба геологов, главное было убедиться, что информация о стратегических месторождениях не попала в руки японцев. Дело в том, что по одной из версий, геологи не пропали в горах, а благополучно отбыли или были вывезены принудительно, на японской подводной лодке. По свидетельству одного товарища, как раз такая подлодка наблюдалась в бухте, напротив устья реки Пикеж. Бухта закрытая, людей там нет, место удобное для скрытой высадки диверсионной группы. Лично я считаю, что это маловероятно, но факт остаётся фактом: -версия причины пропажи геологов так и называлась ,,Диверсия,,. Чекистов в группе поиска было много., в источниках и среди очевидцев промелькивает мысль, что возможно геологи не пропали в горах, а живут (жили) в Японии. Другие версии более приземленные: возможно геологи погибли по случайности от рук охотников, что полагаю -глупость. Какая может быть охота в горах в конце сентября? И самая вероятная версия, это то, что ребята провалились в расщелину в ледниках, такие расщелины часто прикрывает снегом, и спастись при падении практически невозможно. Очень опасное место, даже связка не спасет, скорее убьет всех кто в связке. Более того, через десять лет после описанных событий, в 1968-1969 годах, группа картографов, описывающих эти места, обнаружила в истоках реки Стремительная, вымытый из-под ледника, сапог с клеймом ,,1953,,. Но никто не придал этому значения, да и не было интереса искать скелеты...
на фото кстати видна река Белая, по хребтам за ней и шли геологи.
С тех пор прошло более полувека, но мысль пройти маршрутом погибших геологов не перестает будоражить мысли, не особо надеясь найти их останки, но почтив память. Первая попытка похода не увенчалась успехом, но в этом году мы уже были на соседних хребтах, на другой стороне реки Белая и могли воочию видеть маршрут. Поиски обязательно продолжатся.







