Троллейбусы оттолкнулись от дна. Будут конкурировать с автобусами
В 2023 году отечественные заводы обещают как минимум удвоить выпуск троллейбусов. Несмотря на то, что региональные власти закрывают троллейбусные маршруты, а главный поставщик подвижного состава на российский рынок — саратовская "Тролза" — ушёл в банкротство.
Спрос зависит от Следственного комитета
Четыре отечественных производителя заявили о планах по выпуску троллейбусов. И это несмотря на то, что в прошлом году спрос на них упал.
По данным Минтранса, за три квартала 2022 года производство троллейбусного подвижного состава в РФ сократилось на 24% по сравнению с тем же периодом 2021 года: 155 штук против 204.
Снижение производства наблюдается впервые с 2015 года — до 2021 года выпуск троллейбусов рос. Так, по подсчётам Росстата, если в 2015 году в стране было произведено всего 62 новых троллейбуса, то в 2019-м — 188, в 2020-м — 318, в 2021-м — 330 штук.
В некоторых городах власти вовсе отказались от троллейбусного движения. Так, мэр Белгорода Антон Иванов прошлым летом заявил, что троллейбусный транспорт убыточен и его закроют. Движение троллейбусов по городу прекратилось с 1 июля 2022 года.
По оценке Антона Иванова, только на обновление парка троллейбусов, которые в Белгороде изношены на 95%, потребовалось бы 1,5 млрд рублей. В целом затраты на замену контактной сети, модернизацию подстанций белгородские специалисты оценивали в 7,7 млрд рублей. Сейчас МУП "Городской пассажирский транспорт" Белгорода находится в стадии ликвидации, троллейбусную инфраструктуру и подвижной состав (38 машин) распродают.
Инициативой белгородских властей заинтересовался Следственный комитет: в ответ на жалобы белгородцев он возбудил уголовное дело, чтобы выяснить, не злоупотребил ли мэр полномочиями.
Жители других городов тоже пожаловались в Следком на аналогичную проблему, и ведомство уже начало проверку действий чиновников в Волгограде, Твери и Орле, где сокращают или намереваются закрыть троллейбусное движение.
Незаменимых нет
Падение спроса на троллейбусы довело до процедуры банкротства крупнейшего в РФ производителя подвижного состава — саратовское ЗАО "Тролза", которое занимало 78% российского троллейбусного рынка. В 2017 году завод выпустил 127 троллейбусов и 143 электробуса с динамической подзарядкой, в 2018-м — только 94 троллейбуса и 26 электробусов. В 2019-м "Тролза" остановила производство, а в марте 2022 года в отношении компании введено наблюдение.
Однако принятие Правительством РФ в ноябре 2021 года Транспортной стратегии до 2035 года, которая предусматривает увеличение доли общественного электротранспорта (правда, без конкретных целевых показателей), взбодрило отечественных производителей.
Холдинг "Синара — Транспортные машины" (СТМ, входит в группу "Синара") намерен вложить более 1 млрд рублей в запуск серийного производства троллейбусов на площадке Челябинского трубопрокатного завода (ЧТЗ).
"Открытие завода запланировано на начало весны текущего года. Производственная мощность площадки — 350 единиц техники в год", — сообщили MASHNEWS в пресс-службе СТМ. В дальнейшем мощности завода могут быть расширены до 1200 машин в год.
В Челябинске СТМ будет выпускать новые модели техники собственной разработки, которые компания презентовала в 2022 году: это троллейбус "Синара-6254" и электробус "Синара-6253". Кроме того, сейчас специалисты СТМ разрабатывают две новые машины из семейства городского общественного транспорта "Синара": автобус на газомоторном топливе и дизельный автобус.
Завод "ПК Транспортные системы" (ПКТС) в 2023 году собирается произвести минимум 150 троллейбусов. Исходя из объёма заказов, выпуск может быть увеличен до 240 машин, рассказали на предприятии. ПКТС с 2020 года работает на опустевшей саратовской площадке "Тролзы", кроме того, у предприятия есть подразделения в Твери и Петербурге.
"На международной выставке BW Expo, которая проходила этой зимой в Москве, мы выставляли два своих новых продукта: рестайлинговый троллейбус в новом кузове и с новым функционалом, а также электробус с комбинированной зарядкой на базе троллейбусных технологий "Генерал", — рассказал Денис Фролов, директор по развитию колёсной техники "ПК Транспортные системы".
Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ) в 2023 году поставит в российские регионы не меньше 219 троллейбусов марки "Горожанин".
По оценке участников рынка, всего в 2023 году будет произведено больше 500 машин.
Чем троллейбус лучше автобуса
Производители отмечают, что интерес к троллейбусам в России начал возвращаться. По их мнению, это связано с появлением на рынке новых моделей с более широким функционалом и высокими экономическими свойствами, чем у привычных машин.
Даже если с нуля строить контактную сеть для запуска троллейбусов, на жизненном цикле в 15 лет при одинаковом наборе опций троллейбус экономически эффективнее в сравнении с дизельными, газовыми автобусами, а также с электробусами, уверены в ПКТС.
Современные троллейбусы такие же манёвренные, как электробусы, но, в отличие от них, троллейбусы не теряют время в простое на зарядных станциях, следовательно, требуется существенно меньше машин для выполнения одного и того же объёма работ, чем при использовании электробусов. Кроме того, для обслуживания электробусов необходимо больше вкладываться в зарядную инфраструктуру, больше сотрудников, значит, больше расходы на оплату их труда. У электробусов больше аккумуляторных батарей, чем у троллейбусов, значит, встаёт вопрос об их утилизации. В этом смысле троллейбус также предпочтительнее, чем электробус, рассуждает Денис Фролов.
В сравнении с автобусом троллейбус выигрывает, прежде всего, по сроку службы: у автобуса десять лет, у троллейбуса — вдвое больше. Троллейбусный транспорт в среднем на 15% экономичнее автобусного, подсчитали эксперты компании Strategy Partners.
Модернизация контактной сети позволяет решить вечную проблему троллейбусов — отрыв штанги от проводов в местах стыков. "Теперь эти участки не являются слабыми местами, троллейбусы могут не замедлять там движение, как это было раньше", — уверяет Денис Фролов. Это обеспечивает троллейбусам манёвренность и высокую скорость движения.
Улучшение характеристик подвижного состава стимулирует рост заказов. Так, согласно программе "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга", город до 2028 года закупит 587 троллейбусов. Петербург — крупнейший в России заказчик общественного электротранспорта.
Курск в 2023 году получит 15 троллейбусов по контракту с АО "Государственная транспортная лизинговая компания". Брянск привлёк инфраструктурный кредит, на который в 2022–2023 годах закупит 100 троллейбусов. Новосибирск в 2023 году ждёт 219 машин от УТТЗ. СТМ отправит в Челябинск первую партию своих троллейбусов "Синара" — 168 единиц.
Европу заместили на Китай
Расширение производства сдерживается проблемой с импортными комплектующими. "Основные импортные узлы — это задние и передние мосты: в России пока не налажено серийное производство этой продукции. С вопросом поиска новых поставщиков столкнулись все производители. Традиционный поставщик мостов — Германия. Сейчас переориентировались на Китай, передние мосты закупаем у российской компании "Ростар", — рассказывает Денис Фролов.
Переориентация на новых поставщиков вместо тех, что ввели антироссийские санкции, привела к росту себестоимости готовой продукции, признают в холдинге "Синара — Транспортные машины". На конструкторские разработки для выпуска отечественных узлов требуется время. Поэтому пока производители троллейбусов рассчитывают в основном на китайские и белорусские поставки, а также на собственные запасы. Например, в ПКТС сообщили, что сформированный запас импортных комплектующих позволил предприятию не останавливать производство после введения санкций.
По оценке Strategy Partners, за счёт китайских, белорусских и российских аналогов возможно замещение восьми из девяти ключевых импортных узлов троллейбусов. Поиск альтернативных поставок необходим только для тяговых батарей троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
"При снижении требований к автономному ходу возможно использование худших по массогабаритным показателям, но доступных свинцово-кислотных или щелочных аккумуляторов", — отмечают в Strategy Partners.
В целом, если государственная политика РФ будет продолжать поддерживать развитие электротранспорта, то у производителей троллейбусов есть основания для оптимизма, считают эксперты.
СПРАВКА MASHNEWS:
Протяжённость троллейбусных линий в России сократилась с 5,3 тыс. км в 2015 году до 4,4 тыс. км в 2021-м. В 2019 году в России введено в действие 7,8 км новых троллейбусных линий, в 2020-м и 2021-м — ни одного км. Подвижной состав за то же время уменьшился с 10,2 тыс. до 7,9 тыс. штук.
Ольга Мягченко
Общественный транспорт
299 постов269 подписчиков