Святые угодники и поводы для возлияния
Сижу и думаю о гениальных, но простых вещах. Одна знакомая как-то бросила в воздух фразу: «Когда нет повода выпить, меня спасает простой церковный календарь». И я такой… ОГО. ЖИЗНЕНЬ. Это универсальная и древняя как мир проблема, это самое отсутствие повода.
Вот серьёзно. Вроде бы всё ровно. Никакого апокалипсиса в личной вселенной, работа не валится, погода не шепчет, но и не убивает. А внутри чешется. Требует какого-то маркера, точки отсчёта. Но просто так как-то несолидно. Неуважительно к самому процессу бытия. Нужен ритуал, календарная привязка, какая-то сакральная причина.
И тут на сцену выходит он. Скромный герой. Церковный календарь. Это просто КЛОНДАЙК, золотое дно для поводов. Это тебе не скучные светские дни чего-то там вроде рождения деда Мороза или международного дня шлёпанцев. Тут всё с историей, с размахом, с духовной составляющей, которую, прости господи, элегантно можно проигнорировать в пользу чисто телесной.
Я, если честно, не особо верующий. Ну, там, свечку поставлю, если мимо храма иду и дела совсем швах, чисто на всякий пожарный, по принципу «а вдруг?». Но ценность церковного календаря для меня, грешного, именно в его ритуальной ёмкости. Он же нашпигован датами, которые можно трактовать максимально широко и творчески.
День какого-нибудь святого Варфоломея Непомнящего. Кто он, чем прославился? Хрен его знает. Но звучит солидно. Сегодня день Варфоломея! Это не - О, сегодня четверг! Это сразу придаёт событию вес, интеллектуальный, что ли, флёр. Ты не просто бухаешь, ты приобщаешься к историческому наследию. Почти что краеведческую работу проводишь, только с обратной стороны.
Или вот великие праздники. Рождество понятно, тут без вариантов, классика жанра. А скажем, Преображение Господне, он же Яблочный Спас. Ты же не будешь просто так яблоки есть? Это ж несерьёзно, как-то мелковато. А вот если к яблокам… Ты уже не просто употребляешь, ты совершаешь некий симбиоз духовного и плотского. Яблочко для духа, ну а остальное для плоти. Всё сбалансированно, всё гармонично. Почти что диетический подход.
Отдалённо напоминает старые языческие традиции. Наши предки-славяне, они на каждую травинку, на каждое природное явление свой праздник имели. Потому что жизнь была тяжелая, сермяжная, и нужно было себе хоть как-то её скрашивать, устраивать эти самые точки отсчёта. Мы, по сути, делаем то же самое, только используем для этого более современные, хоть и столь же древние, инструменты. Церковный календарь он тоже вырос из этой фундаментальной потребности человека структурировать время, наполнить его смыслом.
Абсурд ситуации, конечно, дикий, если на нём сконцентрироваться. С одной стороны святые, мученики, апостолы, многовековая традиция богословия и духовных исканий. С другой я такой, с бутылкой портвейна (ну или кто на что богат), ищущий в их величайшем подвиге повод для небольшого, но такого душевного возлияния. Но это по-нашему, по-человечески. Это та самая экзистенциальная ирония, которая и делает жизнь забавной и не такой уж серьёзной штукой.
Я иногда ловлю себя на мысли, что, выбирая повод, я могу проявить просто феноменальную избирательность. День памяти святого, известного своим строгим постом и аскезой? Ага, щас. Мимо. А вот день другого святого, который, как мне кажется (или я это сам придумал, неважно), любил хорошо поесть и выпить за душевной беседой - это да! Это наш клиент. Мы с ним, выходит, по духу, почти что братья. Нашли общий язык через века.
Так что этот метод это не цинизм, на мой взгляд. Это высшая форма адаптации и кастомизации реальности под свои скромные нужды. Ты берёшь огромный пласт мировой культуры, и аккуратно, никого особо не обижая (ну, кроме своего же завтрашнего утра), встраиваешь его в свою повседневность, делая её чуть более осмысленной.
Короче. Это не поиск оправдания. Это кастомизация реальности. И церковный календарь один из самых мощных софтов для этого. Пей за здравие, а там, глядишь, оно и на пользу пойдет.