Святой Отец Мартин Борман
Известность имени Мартина Бормана вышла далеко за пределы круга людей, изучающих историю Третьего рейха. Мало таких, кто не слышал о личном секретаре Адольфа Гитлера и рейхсминистре по делам партии, приговоренном к смертной казни в ходе Нюрнбергского процесса. Однако речь пойдет не о нём, а о том наследии, что он оставил после себя. С вами в очередной раз Бородатый Горец и поговорим мы о Мартине Адольфе Бормане — сыне известного рейхсляйтера, принявшем церковный сан.
Мартин Адольф Борман родился 14 апреля 1930 года и с рождения носил несколько иное имя — Адольф Мартин. Разницы, по сути, немного, однако в этом случае более подчеркнута связь отца — личного секретаря фюрера, собственно, с Адольфом Гитлером. Последний, кстати, был еще и крестным отцом юного Бормана (впрочем, не только его, Вольф Рюдигер Гесс — единственный сын небезызвестного заместителя фюрера Рудольфа Гесса, также был крестником Гитлера).
Мартин был старшим ребенком в семье рейхсляйтера Бормана. Как и многие немецкие дети того периода (а особенно если ты сын одного из лидеров НСДАП), он с детства впитывал в себя идеи нацисткой пропаганды, а с 10-летнего возраста и вовсе являлся воспитанником Академии нацисткой партии в г. Матрай-на-Бреннере в Тироле. В академии Борман-младший не доучился — в 1945 году заведение закрыли.
Юный нацист Борман-младший
Ни с отцом, ни со своим крестным, Мартин больше не увиделся. Не увиделся он и со своей матерью Гердой Бух, умершей в тюремной больнице от рака — об этом юный Мартин узнал из газет. Он предпринял попытку добраться до нее сразу же после поражения Германии во Второй мировой, однако сделать этого не удалось. Судьба завела Адольфа Мартина Бормана в Зальцбург, где его приютил местный фермер Николас Хоэнвартер. В тот же год Мартин отказался от своего первого имени, а через два года — в 1947-м признался приютившему его фермеру, что он никто иной как сын Мартина Бормана. Он решился на этот шаг как раз после того, как роковая газетная статья попала ему в руки, в тот же год Борман-младший связывает свою жизнь с церковью — Хоэнвартер отводит мальчика к местному священнику, после чего Мартин становится послушником католического храма. Кто бы мог подумать, что человек с именем Мартин Борман однажды добровольно пойдет в храм — отец его от веры не только отказался, но и стал самым ярым ее противником, восхваляя теперь лишь одного «бога» — Адольфа Гитлера.
«Я видел фюрера на Рождество 41-го года. Он собрал вокруг себя детей для группового фото — ведь все диктаторы обожают фотографироваться с детьми. Принёс какао, пирожные и сладости. Но это всё фальшь — меня уже тогда удивило, что Гитлер не питал никаких чувств к детям и был к ним безразличен. В 1943 г. я спросил отца, что такое национал-социализм. Отец ответил коротко: „Это исполнение желаний фюрера“. Может, он и не верил в Бога, потому что его богом был Адольф Гитлер. Отец отрицал религию в любом виде. Один раз сестра, играя, надела на лоб повязку, на которой был крест, и побежала к отцу... Я никогда не видел его в такой ярости. Он закричал страшным голосом: „Немедленно сними это!“ То, что я стал священником, в его глазах было бы предательством»
Стоит отметить, что в период своего детства и юношества мальчик любил и уважал как родного, так и крестного отца — о совершенных ими деяниях Мартин узнает лишь после окончания войны. Бормана-старшего он запомнит как хорошего, любящего отца, а крестного, давшего ему имя — как дядю Адольфа, учившего его рисовать. Ненависть к своим родным, к своему ближайшему окружению привела Бормана-младшего к религии. Он надеялся искупить грехи отца, но до конца жизни он осознавал, что это невозможно. В то же время он не отказался от имени и фамилии своего отца, неся это ношу по жизни как крест. К слову, практически все братья и сестры Мартина также впоследствии вернулись к католической вере.
«Он не был тираном, старался быть хорошим отцом, но с начала войны почти не бывал дома, как и другие отцы. Добавлю к этому, что в кабинете отца в доме на Оберзальцберг висело изречение Канта, знаменитый его категорический императив: «Поступай так, чтобы твое поведение могло служить нравственным законом для всех». Ошибка же отца состояла в том, что в качестве примера для подражания и нравственного учителя он избрал себе Гитлера» (Мартин Адольф Борман об отце)
Мартин Адольф Борман — католический священник
О судьбе своего отца после капитуляции Германии сын не знал. Но не смотря на это Борман-младший время от времени подвергался допросам. Сведения о местонахождении его отца приходили из разных точек мира, включая Австралию, Данию, Италию и Южную Америку, однако каждый раз Мартин честно отвечал, что ничего не знает о его судьбе. Его поиски были официально прекращены в 1971 году, а ровно через год — в декабре 1972-го были обнаружены человечески останки возле станции Лертер в Западном Берлине, дальнейший анализ которых показал их связь с нацистским деятелем. В 1998 году вопрос об идентификации останков был решен окончательно.
К тому времени прошло уже ровно 40 лет, как Мартин Адольф принял сан священника. Его жизнь не была легкой и уж точно не могла быть радостной. Он твердо для себя решил, что будет в ответе за своего отца и до конца жизни был верен своему слову. В 1961 году Борман-младший был направлен миссионером в Конго. В не так давно ставшей независимой стране полыхала гражданская война, по этой же причине в 1964 году Мартин Борман покинул её, но не навсегда — вернувшись еще на год в 1966-м.
«Я хотел, чтобы Господь послал мне испытания. Во время гражданской войны в Конго меня и других миссионеров повстанцы взяли в заложники и гнали босиком по щебню 14 километров, в кровь избивая хлыстами. Я понял, что пришёл конец, — вот оно, наказание за грехи моего отца. И я молился Богу, чтобы он принял мою душу... Три дня мы просидели в болотной жиже под прицелами автоматов, теряя сознание от боли. Но пришли тысячи крестьян, сказавших, что мы „хорошие люди“, и нас не расстреляли. Потом ещё два раза нас похищали и требовали выкуп. Жизнь священника — не отпуск».
В период своего первого визита в африканскую страну Бормана-младшего пытали и даже приговорили к смерти. Спасло Мартина вмешательство бельгийских военных. Впрочем, это был не первый раз, когда жизнь молодого Бормана была на волоске. В 1945 году, как только школа, в которой учился Мартин Адольф, была расформирована, его, как и его товарищей, перевозили в колонне грузовиков СС, чтобы после включить в части фольксштурма — последней надежды нацистской власти. Тогда же была получена новость о смерти Адольфа Гитлера, повергшая в шок не только его, но и его более старших соотечественников — бывшие приверженцы фюрера один за другим покончили с собой на глазах мальчика. Сам Мартин Адольф в последствии признавался, что он думал свести счеты с жизнью, однако сопровождавший его офицер не позволил ему сделать это. Он сказал: "Исчезни, беги, куда хочешь". И он побежал с фальшивыми документами на имя Мартина Бергмана и со страхом в глазах, так как думал, что если его поймают, то повесят на первом же дереве: кто пожалеет сына второго человека в рейхе?
Борман-младший на встрече с отцом в школе НСДАП, 1942 г.
Как мы помним, с фальшивой фамилией Мартин Адольф проживет совсем недолго, более того всю оставшуюся жизнь сын личного секретаря Гитлера посвятит разоблачению нацизма. Он объездит многие учебные заведения Германии и Австрии с лекциями об ужасах Третьего рейха, лично извинится перед пережившими холокост евреями в Израиле, нисколько не скрывая своего происхождения. К слову, к 70-м годам XX века Борман-младший оставит священничество, станет преподавателем богословия, а в 1971 году женится. Учителем он проработает до самой своей пенсии в 1992 году.
Священник Мартин Борман со своими прихожанами
Всю свою жизнь я пытался искупить немыслимый грех моего отца перед миром. Не думаю, что у меня это получилось. Я не думаю, что это вообще возможно. Но я пытался.
Святой Отец Мартин Адольф Борман
Пример Мартина Адольфа Бормана довольно контрастен, однако не единичен — в наше время многим известна личность историка и писателя Катрин Гиммлер, внучки Эрнста Гиммлера — брата рейхсфюрера СС. Она автор книги о семье Гиммлеров, пролившей свет на жизнь деятелей нацизма. Правда, и обратных примеров тоже достаточно, многие отпрыски нацистских лидеров до последнего пытались оправдать деяния своих отцов. Всех их рассудила история. Сам Мартин Адольф Борман прожил долгую жизнь и оставил мир уже в наш век — в марте 2013 года.
А с вами был Бородатый Горец — читайте другие наши статьи и помните, что во многом именно ваши собственные поступки определяют то, кем вы являетесь. Спасибо, что остаетесь с нами!
P.S.Баянометр говорит, что некоторые из этих фотографий использовались в интервью, но только интервью и было. А здесь не интервью)
Лига историков
18.4K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения