Найдены возможные дубликаты

+17

Этот лучший, на мой взгляд.

Иллюстрация к комментарию
+28

Многие советские плакаты - шедевры, если б такое написали на Западе это щас продавали бы за миллионы долларов

ещё комментарии
+16

В этих плакатах чувствуется мощь. Им веришь. Всё испоганили, теперь хоть как нарисуй! Не поверить не в жизнь! Сама идея проёбана...

раскрыть ветку 2
+5
Терешкова у меня лично ассоциируется теперь с пенсионной реформой, за которую она проголосовала в ГД в составе ЕР. Зачем было так подставляться на старости лет. А могла бы остаться в памяти своего народа как народный герой космонавт..
+1

Какая идея проёбана? О стремлении к новым горизонтам? Нихуяшеньки. Опошлена формализмом при использовании в пропаганде загибающегося режима - это да. Опошлена проёбом космической отрасли в современной России - тоже да. Но сама идея - жива и переживёт эти воровские Путинские времена, жаль, конечно, что сейчас в историю космонавтики вписываются имена не наших соотечественников.

+5

Подборка не совсем полная без актуального

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Это не плакат. Похоже на "Крокодил"

+6
Мля сейчас только и остаётся смотреть на плакаты, ибо проеб.....ли
+4

Спасибо! Классные плакаты!

+2

НАСА несколько лет назад выпустила серию постеров в стиле ретро-футуризма. Очень тонко передали атмосферу.

https://solarsystem.nasa.gov/resources/682/space-tourism-pos...

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+3

Думаю сделать подборку иностранных плакатов на данную тематику, надеюсь зайдет:)

раскрыть ветку 1
0

Идею поддерживаю и желаю успеха! :)

+3

Для меня космос скорей достижение людей как вида, а не государств. Сейчас в США в медиа часто стали освещать тему Марса. Так что с удовольствием печатал себе современные плакаты наса на эту тему отсюда https://marsmobile.jpl.nasa.gov/multimedia/resources/mars-posters-explorers-wanted/

+18

Юра, прости... Мы всё про@бали...

раскрыть ветку 2
+13

Как вы заебали этой фразой.

раскрыть ветку 1
+19
Неметода, прости , мы тебя заебали
+2
Да проебали, хули стеснялся успехов и достижений своего поколения
+1
Почти готовые эскизы для тату.
+1
Шикарно, ТС а нет в HD, хотел бы на заставку?
раскрыть ветку 2
+2

Поищем

раскрыть ветку 1
0

Мне бы тоже. Я тут на лавочке посижу...

+1

Как же грустно все заканчивается. "Нет электроники — нет спутников. Россия замораживает производство аппаратов ГЛОНАСС" https://news.rambler.ru/tech/42392818-net-elektroniki-net-sp...

+1

У меня есть что сказать к первому плакату :-)

0

_первый постер напомнил наш сквер.

Иллюстрация к комментарию
0

Последний могу сделать в векторе для принта. Интересно на них авторские права распросраняются?

0

Где бы найти такие?

раскрыть ветку 2
0

продаются такие репродукции в книжных магазинах. у меня третий на стене висит.

раскрыть ветку 1
0

Спасибо

0
На третьем плакате космонавт, конечно же, Юрий Гагарин, но немного напоминает и Хрущева
-6

Наука проложила людям дорогу у звёздам. Но они выбрали айфон(с)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+18
Блядь, кто не закрыл дверь в ВК? Оттуда ваниль вытекает.
+2

Усё нормально! Айфон - это один из подготовительных этапов колонизации Марса! ;)

ещё комментарии
0
Обратите внимание, что в текстах плакатов СССР неприлично (для дня сегодняшнего) много упоминаются слова "народ", "мы" и т.д.
-6
Вот жеж хитрая жопа.
Иллюстрация к комментарию
-6

Западные плакаты получше будут

ещё комментарии
-1
Вот прям любой из них это просто потрясающий принт для футболок
-7

Крутые постеры, связанные идеей.
P.S. На последнем чувак уламывает девку на мин*т обещанием подарить звезду?

-11

Гагарин не летал, вы все врете.

https://pikabu.ru/story/chto_ne_tak_s_poletom_gagarina_v_kos...

раскрыть ветку 3
+1

Бля, чувак, тетка упала с 10км высоты без парашюта и выжила. Как тебе такое, конспиролог зуев.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%...

раскрыть ветку 2
0
это сарказм был
0

Она упала в остатке планера (отвалилась только головная часть фюзеляжа). Насколько взрывной была декомпрессия мы не знаем (есть случаи, когда у самолета постепенно нарастает щель и туда уходит воздух), а так бы к переломам еще добавились последствия взрывной декомпрессии.

ещё комментарии
-1

А вот интересно - с Дмитрием Олеговичем будут такие плакаты потом? О_О

-7

Последний плакат одобряю.

Так это и делается испокон веков.

Потискал девицу под звёздно-космический романтический соус.

раскрыть ветку 4
0

За подмыху потискал так то. Либо земное притяжение уже успело сыграть свою злую шутку с грудью((

-3

Зашел за этим комментом

раскрыть ветку 2
+2
И как?
раскрыть ветку 1
ещё комментарии
Похожие посты
255

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото)

Семья Гагариных (помимо Юрия, у них было ещё трое детей) жила в добротном крестьянском доме и не бедствовала даже после коллективизации — им удалось сохранить в личном пользовании немало скотины. Отец Алексей Иванович работал на мельнице, мать Анна Тимофеевна была дояркой, позже — заведующей скотофермой. Размеренную жизнь Гагариных нарушила война. 1 сентября 1941 года Юра пошёл в школу, а через месяц Клушино уже заняли немецкие войска.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Младшие Гагарины: Юра (сидит) вместе с братьями Валентином, Борисом и сестрой Зоей

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Дом в селе Клушино, Гжатского района, Смоленской области, в котором родился Юрий Гагарин

Войну Гагарины перенесли тяжело. Даже когда в марте 1943 года Гжатский район был освобождён, легче не стало. Отступая, гитлеровцы сожгли большинство домов и угнали на работы молодёжь, в том числе брата и сестру Юрия. К счастью, в 1945-м советские войска освободили Гагариных, и они смогли вернуться домой.


После освобождения семья жила бедно — отец был занят на восстановлении села, старшие дети ещё не вернулись, и Юра, которому было всего девять лет, помогал маме по хозяйству. Параллельно он пытался учиться — хотя школу сожгли, деревенские дети занимались с учительницей в обычной избе. Вместо тетрадей писали на немецких листовках, счётные палочки заменили гильзами, а буквари — уставом РККА. В конце 1945 года семья, чтобы как-то выжить, решила перебраться в Гжатск. Юрий пошёл в третий класс местной школы.


Будущий космонавт проявлял завидное упорство и желание учиться, интересовался всем на свете и быстро нагнал одноклассников. И с физическим развитием у Юры всё было в порядке — например, он победил в турнире по подтягиваниям на турнике. В шестом классе учитель физики Лев Беспалов, завоевавший расположение ребят научными фокусами, познакомил учеников с работами Циолковского — и Юра заинтересовался ракетной техникой.

После шестого класса обучение прервалось: надо было кормить семью. Юрий уехал в Москву, а затем в Саратов, чтобы освоить дефицитную профессию мастера-литейщика.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Юрий во время учёбы на литейщика


15 июня 1951 г. Юрий окончил 7-й класс Люберецкой вечерней школы рабочей молодежи и одновременно училище по специальности "формовщик-литейщик", в аттестате — только отличные оценки.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Юрий Гагарин со своими друзьями по ремесленному училищу. Люберцы


В августе 1951 г. Юрий поступает в Саратовский индустриальный техникум. Там он заинтересовался физикой, был активистом физико-технического кружка, на заседаниях которого выступал с докладами.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Юрий Гагарин - капитан баскетбольной команды.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Юрий Гагарин — курсант Саратовского аэроклуба ДОСААФ

4 сентября 1954 г. Юрия зачисляют на отделение пилотов Саратовского аэроклуба. В июне 1955 г. он совершает первый самостоятельный полет на самолете Як-18. 29 июня 1955 г. Юрий с отличием заканчивает техникум по специальности "техник-литейщик", а 10 октября получает свидетельство об окончании аэроклуба. 27 октября 1955 г. Юрия Алексеевича призывают в ряды Советской Армии и направляют на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова.

Гагарин. Начало пути (редкие и неизвестные фото) Юрий Гагарин, Космос, Биография, Длиннопост

Автограф Юрия Гагарина

Показать полностью 5
488

Детское обоснование атеизма через БЕСКОНЕЧНОСТИ (Из детства)

Это было в давнем-давнем детстве. Попалась нам с лучшим другом Валькой в руки книжка, то ли занимательная астрономия, то ли еще что-то, не помню что. Помню оттуда разве что иллюстрацию с ОГРОМНОЙ, размером с город катушкой ниток, и подпись под ней, что приблизительно столько ниток и есть парсек.

Ну и конечно же нас с моим товарищем цепанула такая штукенция, как бесконечность. Ну да, ребетятам девяти лет от роду понять то что пространство и время – бесконечно, как-то непросто, да и вообще – нереально.

И понесли мы это великое знание в МАССЫ. Рассказали об этом прочей дворовой детворе, вот тут то и начались вселенские поиски смысла бытия!

Рассказали, кому интересно, те вокруг нас расселись, предались изучению литературы, а те кто захотел нас уесть, побежали по взрослой родне – выспрашивать.

Прибегает первый дружбан – Гришка.

- У солнечной системы есть край! – радостно выпаливает он.

- А что за ней? – с грустью спрашивает мой лучший друг. И Гришка заявляет радостно:

- Все!

- Не все – другие галактики, - подтверждают «знающие», уже успевшие подглянуть в книженцию, ну и нам на слово поверившие. Гришка оседает рядышком озадачено.

Прибегает Юрка, совсем еще малой пацан лет шести, у которого родители весьма знающие люди.

- У видимой вселенной есть край! – заявляет радостно.

- А что за ним? – грустно спрашиваю я, - Дальше же просто не видим.

- Ну да… - тоже озадаченно садится рядом.

Прибегает Максим (в одной из предыдущих историй писал про него – он в свое время Костику душу продавал), чьи родители и «прародители» в лице бабушки – весьма набожные.

- Есть только то, что создал Бог! – радостно заявляет он нам. И вот вроде бы ответ, то есть мы видим, то что он нам позволил видеть, ну и далее в том же порядке. Кто то из прочих заявляет, а что, дескать дальше позволенного?

- А ничего! – радостно, с видом победителя заявляет Макс.

- А что было до Бога? – грустно спрашивает Валька.

- Ничего не было.

- Бесконечно до него ничего не было? – спрашивает с этакой ехидцей Валька.

- Ага.

- Не получается, всегда что то было.

- Не может быть!

- Подумай.

Макс садится, начинает думать, и видно как он скисает. Ведь и правда – не могло быть какой-то стартовой точки времени «от» Бога, до него же тоже что то было в плане времени.

Короче в тот день мир «детских атеистов» обогатился этак на десяток другой адептов, да и в прострации задумчивой вся наша дворовая детвора ходила еще этак с неделю – о ВЕЛИКОМ думали.

64

Лунные исследования СССР. Часть 2

Лунные исследования СССР. Часть 1

Если первые запуски автоматических станций первого и второго поколения к Луне представляли собой робкие шаги по получению первых знаний о Луне, то появление в СССР носителя тяжелого класса "Протон-К" позволило осуществлять более продуктивные миссии. На этом этапе они были направлены по большей части на научное и техническое сопровождение разрабатываемого на тот момент пилотируемого полета к Луне в атмосфере гонки с США.

Первым аппаратом, который должен был совершить полет к спутнику Земли,  был представитель семейства "Зонд" (7К-Л1). Стоит упомянуть, что изначально так именовались совершенно иные станции, направляемые к Марсу, но из-за технических причин или поставленных задач не достигшие планеты.

7К-Л1 являлся существенно облегченной версией космического корабля 7К-ЛОК, запускаемой на "Протон-К" по облетной траектории вокруг Луны, из-за ограничений носителя. На борту "Зонд" размещались биологические образцы, проводились эксперименты по дальней связи, изучению радиационного фона на борту. По причине ненадежности как самого корабля, так и носителя, ограничения миссий на фоне успешных миссий "Аполлон", пилотируемые полеты не совершались. На основе 7К-Л1 был создан 7К-Л1С, выводимый на орбиту Луны носителем Н-1 из-за неготовности базового корабля 7К-ЛОК.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

7К-ЛОК, который стал базой для корабля 7К-ОК "Союз", создавался для пилотируемого полета к Луне. В дальнейшем списке он приведен для общей картины.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

В НПО имени Лавочкина был успешно спроектирован аппарат третьего поколения лунных станций Е-8. Он представлял собой платформу, выводимую на орбиту вокруг Луны, и совершающую мягкую посадку. На платформе размещался планетоход "Луноход". Аппарат должен был проводить физико-химические исследования лунной поверхности, провести телевизионную съемку. В планах в его задачи входили функции разведки возможных мест для посадки космонавтов, радиомаяка и транспорта.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

На базе успешной платформы Е-8 было создано две модификации. Первой на свет появилась Е-8-5.  На фоне отставания в подготовке пилотируемой программы в СССР приняли решение опередить США в доставке лунного грунта. На посадочной платформе вместо самоходного аппарата разместили возвратную ракету, манипулятор для забора грунта, научное оборудование, телевизионную систему . Основная система управления была перенесена в тороидальный отсек на самой платформе. Модель Е-8-5М не имела телевизионного оборудования, а манипулятор заменили рельсовой направляющей, позволяющей брать керны с глубины до двух метров.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост
Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

В основе Е-8ЛС было положено много узлов аппарата "Луноход", в частности, герметичный отсек с размещенной на ней солнечной батареей. Основной задачей станции было изучение поверхности Луны с орбиты, с применением новой телевизионной системы, гамма-спектрометра, магнитометра, радиовысотометра.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

1967 год.


27 сентября. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за блокирования линии подачи топлива не запустился один из стартовых двигателей ракеты-носителя.


22 ноября. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Отказ двигателя второй ступени ракеты-носителя.


1968 год.


2 Марта. Станция 7К-Л1. «Зонд-4». Частичный успех.

Станция выполнила полет на расстояние лунной орбиты. При возвращении в атмосферу спускаемый аппарат сбился с курса из-за неисправной системы астроориентации. Станция самоуничтожилась.


22 апреля. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за ошибочного включения аварийной системы во время работы второй ступени ракеты-носителя сработала САС.


14 сентября. Станция 7К-Л1. «Зонд-5». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


10 ноября. Станция 7К-Л1. «Зонд-6». Частичный успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу. При возвращении произошла разгерметизация спускаемого аппарата, что погубило биологические образцы. При спуске в атмосфере ошибка высотометра привела к отделению парашюта на высоте 5300 метров и падению станции.


1969 год.


20 января. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за отказов двигателей второй и третьей ступеней ракеты-носителя станция не вышла на промежуточную орбиту.


19 февраля. Станция Е-8. Безымянная. Неудача.

При прохождении этапа максимального динамического давления произошло разрушение головного обтекателя ракеты-носителя.


21 февраля. Станция 7К-Л1С. Безымянная. Неудача.

Из-за возгорания в первой ступени произошло крушение ракеты-носителя.


14 июня. Станция Е-8-5. Безымянная. Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция не вышла на опорную орбиту.


13 июля. Станция Е-8-5. «Луна-15». Неудача.

По невыясненным причинам сигнал станции прервался при выполнении посадки на лунную поверхность.


31 июля. Станция 7К-Л1С. Безымянная. Неудача.

Из-за возгорания в первой ступени произошло крушение ракеты-носителя на стартовый стол.


7 августа. Станция 7К-Л1. «Зонд-7». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


23 сентября. Станция Е-8-5. «Космос-300». Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция осталась на опорной орбите.


22 октября. Станция Е-8-5. «Комос-305». Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция осталась на опорной орбите.


1970 год.


6 февраля. Станция Е-8-5. Безымянная. Неудача.

Ошибочная команда от датчика давления отключила двигатель второй ступени-носителя во время выведения.


12 сентября. Станция Е-8-5. «Луна-16». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


20 октября. Станция 7К-Л1. «Зонд-8». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


10 ноября. Станция Е-8. «Луна-17». Успех.

Станция совершила посадку на лунную поверхность и доставила планетоход «Луноход-1»


1971 год.


2 сентября. Станция Е-8-5. «Луна-18». Неудача.

Из-за чрезмерного расхода топлива на ранних этапах, связь со станцией прервалась на заключительной части посадки.


28 сентября. Станция Е-8ЛС. «Луна-19». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила поставленную научную программу.


1972 год.


14 февраля. Станция Е-8-5. «Луна-20». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


23 ноября. Станция 7К-ЛОК. Безымянная. Неудача.

Взрыв первой ступени ракеты-носителя.


1973 год.


8 января. Станция Е-8. «Луна-21». Успех.

Станция совершила посадку на лунную поверхность и доставила планетоход «Луноход-2»


1974 год.


2 июня. Станция Е-8ЛС. «Луна-22». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила поставленную научную программу.


28 октября. Станция Е-8-5М. «Луна-23». Неудача.

Станция совершила жесткую посадку на лунную поверхность, что привело к отказу некоторых систем, грунтозаборного устройства и взлетной ракеты.


1975 год.


16 октября. Станция Е-8-5М. Безымянная. Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция не вышла на опорную орбиту.


1976 год.


Станция Е-8-5М. «Луна-24». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


Это был последний аппарат, посланный к Луне СССР.

Показать полностью 4
140

Лунные исследования СССР. Часть 1

После запуска первых спутников Земли, внимание ОКБ-1 и Академии Наук СССР обратилось к исследованию дальнего космоса, Луны, Венеры и Марса. В данном посте кратко указаны первые шаги, направленные на полеты к Луне АМС, и их результаты.


Для закрепления лидерства СССР, конструкторское бюро Королева разработало аппараты серии Е-1.  Относительно простые станции, чем то схожие со "Спутником", выводимые  на траекторию столкновения с Луной ракетой-носителем 8К72 ("Луна", "Восток-К"). Данный носитель представлял собой модификацию Р-7, снабженную третьей ступенью, Блоком Е. Станции предназначались для исследования околоземного и окололунного космического пространства. Модификация 1А оснащалась улучшенными научными приборами.

Лунные исследования СССР. Часть 1 Космос, Луна, Амс, История, СССР, Длиннопост

Станция серии Е-1/1А

После достижения поверхности Луны, ОКБ-1 создали станции серии Е-2, предназначенные для пролета вокруг Луны, фотографирования ее обратной стороны и получения научных данных.

Модель Е-2А оснащалась телекоммуникационной системой, созданной М.Е.Рязанским (НИИ-885). Модель Е-3 оснащалась улучшенными теле- и радиосистемами.

Лунные исследования СССР. Часть 1 Космос, Луна, Амс, История, СССР, Длиннопост

Станция серии Е-2А/Е-3.

1958 год.


23 сентября. Станция Е-1. Безымянная. Неудача

Из-за резонансных колебаний в двигателях первой ступени произошло разрушение «пакета» ракеты-носителя.


11 октября. Станция Е-1. Безымянная. Неудача.

Из-за резонансных колебаний в двигателях первой ступени произошел взрыв ракеты-носителя.


4 декабря. Станция Е-1. Безымянная. Неудача.

Отказ двигателя второй ступени ракеты-носителя.


1959 год.


2 января. Станция Е-1. «Луна-1». Частичный успех.

Из-за ошибки в управлении станция пролетела мимо Луны. Получены научные данные из околоземного, окололунного и межпланетного космического пространства.


16 июня. Станция Е-1А. Безымянная. Неудача.

Отказ гироскопа инерциальной навигационной системы управления во время работы второй ступени ракеты-носителя.


12 сентября. Станция Е-1А. «Луна-2». Успех.

Жесткая посадка на поверхность Луны. Получены научные данные из околоземного и окололунного космического пространства.


4 октября. Станция Е-2А. «Луна-3». Успех.

Получены фотографии обратной стороны Луны и научные данные из околоземного и окололунного космического пространства.


1960 год.


15 апреля. Станция Е-3. Безымянная. Неудача.

Из-за не полностью заправленного бака керосина третьей ступени станция не набрала нужной скорости, достигнув расстояния в 200 000 км.


19 апреля. Станция Е-3. Безымянная. Неудача.

Из-за неполной тяги двигателя блока первой ступени во время старта произошло разрушение «пакета» ракеты-носителя.


Разработанная в дальнейшем серия Е-6 отличалась уже намного более сложной модульной структурой и предназначалась для совершения мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования ее и сбора научной информации. Выводилась на траекторию попадания в Луну четырехступенчатой ракетой-носителем "Молния" (8К78), оснащалась корректирующе-тормозной двигательной установкой.

Лунные исследования СССР. Часть 1 Космос, Луна, Амс, История, СССР, Длиннопост

Станция серии Е-6

1963 год.


4 января. Станция Е-6. Безымянная. Неудача.

Отказ трансформатора четвертой ступени ракеты-носителя, четвертая ступень повторно не включилась, станция осталась на опорной орбите.


3 февраля. Станция Е-6. Безымянная. Неудача.

Из-за неправильной настройки системы управления не включилась третья ступень ракеты-носителя.


2 апреля. Станция Е-6. «Луна-4». Неудача.

Из-за отказа навигационной системы не удалось совершить планируемую коррекцию, и станция прошла мимо Луны.


1964 год.


21 марта. Станция Е-6. Безымянная. Неудача.

Отказ двигателя третьей ступени ракеты-носителя.


20 апреля. Станция Е-6. Безымянная. Неудача.

Отказ системы управления четвертой ступени ракеты-носителя.


1965 год.


12 марта. Станция Е-6. «Космос-60». Неудача.

Из-за сбоя трансформатора блока питания не подана команда на включение двигателя четвертой ступени ракеты-носителя.


10 апреля. Станция Е-6. Безымянная. Неудача.

Отказ двигателя третьей ступени ракеты-носителя.


9 мая. Станция Е-6. «Луна-5». Неудача.

Из-за сбоев навигационной системы и ошибочной команды, станция упала на поверхность Луны.


8 июня. Станция Е-6. «Луна-6». Неудача.

Из-за ошибочной команды во время промежуточной коррекции станция пролетела мимо Луны.


4 октября. Станция Е-6. «Луна-7». Неудача.

Оптический датчик положения Земли был установлен под неверным углом, из-за чего не удалось запустить тормозной двигатель. Станция упала на поверхность Луны.


3 декабря. Станция Е-6. «Луна-8». Неудача.

Станция потеряла управление во время торможения, что привело к преждевременному отключению тормозного двигателя. Станция упала на поверхность Луны.

В апреле 1965-го года, из-за перегруженности ОКБ-1 программой пилотируемых полетов и череды неудач, вся документация и производство АМС было передано в НПО имени Лавочкина, генеральному конструктору Бабакину. Где приступили к изучению новой тематики, анализу проблем, налаживанию производства модифицированных станций.

Е-6М отличалась измененными посадочными амортизаторами и новой навигационной системой.

Для опережения американцев в создании лунной орбитальной станции, Бабакин предложил использовать задел Е-6М, заменив посадочный аппарат на герметичный отсек, наполненный целевой аппаратурой.

Первой такой станцией стал аппарат Е-6С, стабилизируемый вращением. Следующим шагом была серия Е-6ЛФ, оснащенная, кроме научной аппаратуры, системами фотосьемки, для получения снимков лунной  поверхности. После обнаружения значительного влияния массконов на орбиту лунных станций, было принято решение о создании Е-:ЛС. Оснащенных тем же спектром приборов, но с улучшенными системами навигации (для картирования лунных массконов) и связи (для тестирования в рамках подготовки к пилотируемому полету)

Лунные исследования СССР. Часть 1 Космос, Луна, Амс, История, СССР, Длиннопост

Е-6С (без маршевой ступени).

Лунные исследования СССР. Часть 1 Космос, Луна, Амс, История, СССР, Длиннопост

Станция серии Е-6ЛФ/Е-6ЛС.

1966 год.


31 января. Станция Е-6М. «Луна-9». Успех.

Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны и выполнила научную программу.


1 марта. Станция Е-6С. «Космос-111». Неудача.

Двигатель четвертой ступени повторно не включился. Станция осталась на околоземной орбите.


31 марта. Станция Е-6С. «Луна-10». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила научную программу.


24 августа. Станция Е-6ЛФ. «Луна-11». Частичный успех.

Станция вышла на окололунную орбиту, но из-за проблем в двигателе ориентации не удалось провести фотографирование поверхности Луны и часть научных экспериментов.


22 октября. Станция Е-6ЛФ. «Луна-12». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила научную программу.


21 декабря. Станция Е-6М. «Луна-13». Успех.

Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны и выполнила научную программу.


1967 год.


7 февраля. Станция Е-6ЛС. «Космос-159». Частичный успех.

Из-за преждевременного отключения четвертой ступени станция не смогла выйти на расчетную околоземную орбиту. Но смогла выполнить часть поставленных научных и технических задач


16 мая. Станция Е-6ЛС. Безымянная. Неудача.

Отказ третьей ступени.


7 апреля. Станция Е-6ЛС. «Луна -14». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила научную программу.


В конце этого года прошли первые запуски аппаратов серии "Зонд" на носителе "Протон-К". Но об этой новой вехе советских исследований будет написано отдельно.

Показать полностью 3
101

Валентина, не побывавшая в космосе

Всем привет, дорогие подписчики! Как известно, история не терпит сослагательного наклонения и рассуждения вроде «что было если бы..» и «что если бы оно было по-другому» остаются все-таки только рассуждениями и какой-то серьезной силы не имеют. История пишется победителями и остается в ней, как правило, тот, кто первый успел запрыгнуть на подножку уходящего поезда времени. Или космического корабля. Наш сегодняшний герой не попадает в этот перечень, однако его личность от этого не становится менее интересной. С вами Бородатый Горец и сегодня мы поговорим о Валентине Пономаревой — дублере Терешковой.

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Ее более известная соперница — Валентина Леонидовна Терешкова известна в мире как первая женщина-космонавт, если, конечно, не идет впереди нее теперь слава депутата Государственной Думы, выступившей инициатором идеи «обнуления» сроков действующего Президента — как минимум «де-юре». Мы не будем лезть в политику и поговорим исключительно о ее «космической» биографии. Полет первой женщины-космонавта состоялся 16 июня 1963 года и продолжался почти трое суток. Главные соперницы «Чайки» (позывной Терешковой, автором которого стала ее коллега Валентина Пономарева) также, как и Терешкова, были главным образом парашютистками — выделялась среди мастеров парашютного спорта Ирины Соловьевой, Татьяны Кузнецовой и Жанны Ёркиной, прошедших отбор, летчица Валентина Пономарева.


Слева направо: Ирина Соловьева, Татьяна Кузнецова, Жанна Ёркина, Валентина Пономарева, Валентина Терешкова и Сергей Королев

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Валентина была москвичкой 1933 года рождения, в женском отряде космонавтов, собранном Сергеем Павловичем Королевым, она была самой старшей и опытной. Золотая медалистка, выпускница Московского авиационного института (МАИ), получив специальность «инженер-механик ЖРД» (жидкостного ракетного двигателя). Во время учебы в МАИ занималась авиационным спортом, летала на самолетах По-2, Як-18, реактивном истребителе МиГ-15, участвовала в воздушных парадах, однако после окончания обучения Валентина решила сосредоточиться на профессии. Так с 1957 года она занимает должность старшего лаборанта Отделения прикладной математики АН СССР (ныне Институт Прикладной Математики им. Келдыша), а с апреля 1962 года — инженера в том же институте.


В этот же период Валентина узнала о наборе в женский отряд космонавтов — институт был тесно связан с ОКБ-1 С. П. Королева, бывшим тогда одним из ведущих предприятий космической промышленности СССР. Валентина Владимировна, которой на тот момент исполнилось 32 года, конечно же изъявила желание поучаствовать, хотя и не сразу поверила, что все это серьезно. А уже совсем скоро директор Института Прикладной Математики Мстислав Всеволодович (Келдыш) подписывал ее заявление, с которого и началась череда комиссий, необходимых для попадания в ряды космонавтов. К слову, Валентина оказалась годной к полету.


С предложением попробовать свои силы в отборе связана довольно интересная, если не сказать романтичная история. На новогоднем вечере в институте, где она работала, молодой сотрудник пригласил Валентину на танец, а после спросил: «Хочешь в космос?». «Конечно хочу!» — ответила Валентина и уже на следующий день парень чуть ли не силой заставил ее написать заявление на имя директора Мстислава Келдыша.


В отличие от той же Терешковой, семью Валентины Леонидовны вряд ли бы удивил такой поворот в ее карьере. Отец Валентины — Леонид Иванович Ковалевский работал инженером БК «Союз», мать — Вишнякова Раиса Ивановна трудилась конструктором в Центральном Институте Авиационного Моторостроения (ЦИАМ), братья — инженеры (один в авиационной, другой в космической сфере), муж — космонавт. Вот и Валентина устремилась к звездам, поступив с 5 апреля 1962 года на воинскую службу рядовой — призвана она была сразу после зачисления на должность слушателя-космонавта.


Валентина Пономарева с Юрием Гагариным

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Пономарева с ее знаниями и авиационным опытом была чуть ли не идеальной кандидатурой будущей покорительницы космоса, однако, как известно, победительницей в этой гонке стала другая Валентина — та, что с рабоче-крестьянским происхождением. А вообще, по словам все той же Пономаревой, до легендарного полета все девушки были одинаковыми, не было кого-то сильно лучше или сильно хуже. К женщинам-космонавткам относились с уважением, но все же не так же серьезно, как к мужчинам. Женского отряда космонавтов как такового не было, была группа при первом «мужском отряде». Это подтверждает и Алексей Леонов, называвший отряд «бабьим батальоном при отряде космонавтов».


Что интересно, полетевшая в итоге Валентина Терешкова была лишь пятой в очередности к предстоящему космическому полету. Результаты медицинского обследования и теоретической подготовки кандидатов на первое место вывели Валентину Пономареву, а следом за ней Ирину Соловьеву и Татьяну Кузнецову, замыкающих эту тройку. Соловьева, к слову, стала первым дублером будущей «первой женщины в космосе». Также существует версия, что Пономареву не выбрали из-за слишком независимого характера, а Соловьеву — из-за молчаливости и немногословности, совершенно неподходящей той, которая должна стать героиней для всего мира.


Без конфузов, правда, не обошлось и с выбором Валентины Терешковой — многим известны детали начавшегося 16 июня 1963 года легендарного полета. Переговоры велись вяло, поручения выполнялись не полностью и даже ответа от Терешковой не всегда могли добиться — давало о себе знать состояние Валентины Владимировны. Сергей Павлович Королев, наблюдая за полетом, потребовал прекратить его и начать спуск «Востока-6» на Землю. Однако полет все-таки было решено продолжить, правда, на долгие годы он был не только первым, но и последним полетом женщины-космонавта. «Пока я жив, ни одна женщина больше в космос не полетит» — заявил легендарный конструктор.


Женская группа первого отряда космонавтов. Слева направо : Валентина Пономарёва, Татьяна Кузнецова, Ирина Соловьёва, Валентина Терешкова , Жанна Ёркина.

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Так и вышло, в следующий раз женщина отправилась в космос только в 1982 году — через 16 лет после смерти Сергея Павловича. Ей была Светлана Савицкая, совершившая полет в качестве космонавта-исследователя в экипаже космического корабля «Союз Т-5». Через два года Светлана стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Что же до Валентины Пономаревой, то в космос она так и не полетела, хотя была близка к этому — в лето 1966 года планировался 10-15-дневный полет на корабле «Восход», в ходе которого также планировался первый выход в открытый космос. Правда, на эту роль больше ее подходила коллега еще по первому отбору Ирина Соловьева — ей-то и предстояло оставить свое имя в истории. Однако полет был отменен в связи с закрытием программы.


Валентина Пономарёва - преподаватель Центра подготовки космонавтов

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Все же Валентина осталась в отрасли — с 1 октября 1969 по 14 мая 1988 года она работала в центре подготовки космонавтов на разных должностях: с октября 1969 года - старший научный сотрудник (с.н.с.) 3-го научно-исследовательского и методического отдела (НИМО) подготовки космонавтов. Преподавала слушателям-космонавтам динамику космического полета. В 1974 году получила звание майор-инженер и несколько после должность старшего научного сотрудника 3-й лаборатории 1-го НИИ ЦПК (Центра Подготовки Космонавтов). Сейчас Валентина является действительным членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Валентина считает, что совершенно неважно, кто в конечном итоге полетит в космос — мужчина или женщина, главное, чтоб это был хороший специалист. Женщиной в космосе уже никого не удивишь, да и было их немного — всего трое в период существования СССР. В 2006 году в интервью летчица заявила:

«Я, конечно же, тяжело переживала крушение своей мечты, что так и не полетела в космос. Но в целом, я считаю, моя жизнь сложилась удачно. Это было интересное время, фантастическое везенье для всех нас. Знаете, я и сейчас, если бы предложили, с радостью отправилась бы в космос»
Валентина Пономарева, наши дни
Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

О космосе когда-то мечтал каждый советский ребенок, быть может и сейчас многие дети стремятся «домчаться до далеких галактик». О состоянии современной российской космической индустрии можно говорить долго, вот даже песня в свое время появилась под авторством Степана Размышляева. Валентина Пономарева родилась во времена, когда звезды манили людей. И хоть сама она и не отравилась в космос, однако сделала для космической немало, чтобы ее имя навсегда осталось в истории. С вами был Бородатый Горец и мы желаем нашим читателям не отступать от своей мечты и помнить, что судьба не всегда может быть к нам благосклонна. А о тех, кто так или иначе шел к своей мечте мы и дальше будем рассказывать в наших «Бородатых заметках».

Показать полностью 5
122

Про Луноход-1

Про Луноход-1 Космос, Луна, СССР, Исследования, Наука, Техника

Думая о достижениях СССР в области освоения космоса, чаще всего вспоминают про первый в мире искусственный спутник, полет Гагарина, выход в открытый космос Алексей Леонова, полет Валентины Терешковой. Часто люди, не искушенные космосом, не знают, что СССР был создателем первых в мире планетоходов «Луноход-1» и «Луноход-2».
Идея создания лунохода появилась в 1965 году. Тогда еще у СССР были планы высадится на Луну. Луноход должен был разведать места предполагаемой посадки и послужить маяком, чтобы корабль не промахнулся мимо нужной точки.
Проектирование лунохода поручили двум предприятиям. Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина отвечал за создание всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за создание самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения. Разработку проекта завершили в 1967 году.
Корпус лунохода был похож космический корабль. В нем находились электродвигатели лунохода, телекамеры, аккумуляторы, а также научная аппаратура. Последняя включала в себя прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель французского производства для точечного измерения расстояний. На крышке лунохода находились фотоэлементы, с помощью которых аккумуляторы заряжались в течение лунного дня. Ходовая часть состояла их четырех пар колес, каждое из которых имело свой электромотор.
Масса получившегося лунохода составила 756 кг, длина 4,42 метра, ширина 2,15 метров, высота 1,92 метра. Работать ему предстояло в жестоких условия лунной поверхности, где во время лунного дня на солнце +150 градусов Цельсия, а в тени -150. Ночью температура падала до -170. Поэтому главной проблемой было обеспечение сохранности приборов и обеспечение приемлемой прочности корпуса, чтобы выдержать перепады температур. Для обеспечения работы лунохода внутри установили вентиляторы, которые гоняли воздух по его отсекам. Также поставили радиоизотопный источник тепла, для борьбы с переохлаждением.
Первый аппарат под названием «Луноход-1» стартовал с космодрома Байконур 10 ноября 1970 года. Вывод аппарата в космос производился с помощью ракеты «Протон». Луноход был закреплен на станции «Луна-17», которая должна была прилуниться в Море Дождей. Так и случилось 17 ноября 1970 года. В тот же день аппарат выехал на поверхность.
Луноходом управляли две команды из семи человек каждая, которые сменялись каждые два часа. Работа была трудная, так как картинка с «Лунохода-1» приходила не четкая и очень контрастная. Практически весь первый день экипажи лунохода приноравливались к управлению машиной в сложных условиях.
Изначально программа включала только три месяца работ. Но по исходу этого срока планетоход был еще в рабочем состоянии, поэтому работы продлили еще на три месяца. А потом еще на три. По исходу третьего цикла 30 сентября 1971 года связь с луноходом была потеряна.
За все время работы «Луноход-1» прошел более 10 км, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения. Также аппарат провел исследования свойств лунного грунта.
«Луноход-1» стал первым в своем роде и положил начало исследованию планет с помощью наземных роботов. Именно успеху этой операции обязаны своим появлением знаменитые марсоходы, которые изучают поверхность красной планеты.

Источник

Показать полностью
222

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого

Порой в интернете мелькают соображения о том, что советская космонавтика — это лишь украденные у немцев технологии. Мол, после войны СССР привёз из Германии много баллистических ракет Фау-2, чуть-чуть подкрутил, подтянул и давай в космос наследие Третьего рейха в виде ракеты Р-7 запускать. Правда это или нет?

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Отто фон Королёв


Если речь зайдёт о советской космической программе, не дальше десятого комментария обязательно найдётся специалист, который с ходу выложит главный козырь: «Свою ракету Королёв украл у немцев, чем тут гордиться, вся заслуга принадлежит немецким конструкторам и инженерам».

Так и представляется: ночью Сергей Павлович Королёв, преодолев несколько кордонов охраны Пенемюнде, ворует со стартовой площадки ракету Фау‑2.

Затем грузит её в кузов полуторки и мчит сквозь ночь и блокпосты в сторону Советского Союза. Увы, с подобной работой не справился бы даже Макс Отто фон Штирлиц.


Дело №…


Согласно стороне обвинения, Сергей Королёв не является изобретателем и конструктором ракетной техники. Он лишь компилятор, удачно использовавший опыт немецких специалистов. Более того, ракета Р-7 — это лишь переделанная Фау-2, собранная в пакет из пяти штук.

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Фау-2 и Р-7 на старте


Расследование. Часть 1. Германия


Бои за Берлин закончились только позавчера, однако по Германии уже ездили несколько специалистов, которые тщательно высматривали, что и где можно позаимствовать на благо советской науки и будущей космонавтики. В те годы в вопросах создания ракет немцы были впереди планеты всей. А потому и американцы, и советские специалисты старались перенять как можно больше опыта. Пригодится.

«9 мая все армии торжественно праздновали победу. Война была выиграна. Теперь предстояло выиграть мир», — Борис Черток, советский конструктор.

Американцам повезло. Весной 1945 года, понимая, что Третьему рейху приходит бесславный конец, Вернер Фон Браун (главный конструктор) собрал команду разработчиков и предложил решить, кому сдаваться в плен. Выбрали американцев. Увы, история не терпит сослагательного наклонения.

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Американские солдаты осматривают Фау-2


Хуже другое. После разделения зон ответственности многие научные институты и фабрики могли оказаться на «американской» территории и стать недоступными для изучения.

Понимая, что нужно успеть хоть что-то, советское руководство пошло на крайние меры.

Из спецтюрьмы НКВД (шарашки) выпустили и отправили в Берлин Сергея Королёва и Валентина Глушко.

На основе «оставшихся» и перешедших на русскую сторону немецких специалистов спешно создали научный институт «Нордхаузен» для изучения и запуска немецких ракет. В его состав вошли три завода по созданию ракет, вычислительный центр на основе института «Рабе» и стендовая база для испытания двигателей. Сергей Королёв стал главным инженером, а Валентин Глушко возглавил отдел по изучению двигателей. Все возможные трофеи описывали, нумеровали и отправляли в Советский Союз. То же самое происходило с документами и чертежами.

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Группа советских военных специалистов в Германии: первый слева — С.П. Королёв

Да, нужно признать: и советская, и американская космонавтика начались с пусков трофейных (позже доработанных) ракет Фау-2. Иного и быть не могло, на тот момент немцы сильно обгоняли весь мир в разработке и создании баллистических и зенитных ракет. Фау-2 уже пересекали линию Кармана и забирались в космическое пространство.

Так что же? Расследование окончено, «эксперты» правы? Можно закрывать дело и приступать к вынесению приговора?


Расследование. Часть 2. Советский Союз


Попытаемся разобраться, насколько велика роль немцев в первых советских космических победах. И правда ли, что королёвская гордость — Р-7 — не что иное, как немного доработанная немецкая Фау‑2?

Сравним ракеты.


Фау-2

Одна ступень, 14 метров высоты, 12500 килограммов стартовой массы. Могла забросить до 1000 килограммов на расстояние 320 километров. Топливо — водный раствор этилового спирта (75 процентов, между прочим), один двигатель. Управление полётом производилось при помощи графитовых рулей, установленных в струе реактивных газов. Тяга 270 килоньютонов.

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Фау-2

За запасы графита в Германии в то время боролись два проекта: создание ракет Фау-2 и зенитных ракет «Вассерфаль», а также «Урановый проект» — немецкая программа по изготовлению ядерного оружия. Графит получили баллистические и зенитные ракеты, что сильно замедлило работы с атомной бомбой. Впрочем, специалисты сходятся на том, что даже при другом решении шансов на успешное завершение ядерного проекта в срок у немцев почти не было.


Р-7

Две ступени, 33 метра высотой, 265 000 килограммов стартовой массы. Могла забросить более 3700 килограммов на расстояние до 8000 километров. Топливо — керосин, пять пакетов двигателей РД-107 и РД-108 на первой ступени и один двигатель РД-108 на второй (на первой ступени работали 32 камеры сгорания одновременно). При этом управление осуществлялось специальными рулевыми агрегатами. Это совершенно другой, более сложный уровень технологий. Стартовая тяга двигателей — более 4000 килоньютонов.

Говорить, что Р-7 — переделанная немецкая баллистическая ракета, вообще нельзя.

Это абсолютно разные изделия. Да, Королёв очень внимательно изучал немецкий опыт, однако американская сторона делала это столь же тщательно, и вместе с самим Вернером Фон Брауном.

Однако первые два этапа космической гонки остались за русскими. Первый спутник и первый человек в космосе — отличные показатели гениальности ракеты Р-7 и выросшего из неё «Союза».

Как Королев у немцев ракету украл: диванные эксперты против ученого Космонавтика, Ракета, Космос, Мифы, СССР, Третий рейх, История, Длиннопост

Р-7

Конечно, институт «Нордхаузен» на начальном этапе сильно помог советской космонавтике. Чего стоит один специальный железнодорожный состав, с помощью которого работали на Тюра-там (станция на линии Оренбург — Ташкент, получившая значительное развитие с началом создания полигона Байконур) советские специалисты первые несколько лет. Но и переоценивать его не стоит, ведь российская инженерная и конструкторская мысли быстро ушли вперёд.

Совсем неправильно считать, что и сейчас космонавтов отправляют в космос на ракетах, созданных шестьдесят лет назад. Между современными ракетами-носителями «Союз» и созданием Королёва бездна усовершенствований и новых технологий. Остались, пожалуй, только заложенные в ракету идеи и форма: простая и бесконечно стремящаяся к идеалу, почти как мечта о звёздах.

Так что считать, что Р-7 — всего лишь переделанная немецкая баллистическая ракета, попросту глупо. «Кради как художник», говорит одно известное выражение. То есть бери лучшее и создавай нечто новое, доселе невиданное.

Именно это и сделал Сергей Королёв.


Алексей Котов

warhead.su

Показать полностью 5
377

Белка и Стрелка

Белка и Стрелка Белка и Стрелка, Космос, Собака, Собаки и люди, СССР, Юбилей

Они же Вильна и Капля, 19 августа 1960 года.


Некоторые энциклопедические факты в качестве дополнения к изображению:


Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю.


Кроме собак, в катапультируемом контейнере находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биообъекты. Вне катапультируемого контейнера в кабине корабля были размещены 28 лабораторных мышей и 2 белые крысы.

199

Ровно 60 лет назад на орбиту отправился корабль «Спутник-5» с двумя собаками на борту. Белка и Стрелка покорили космос

Полет прошел успешно, животные благополучно вернулись, а ученые получили важные данные об их пребывании в невесомости

via

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: