Советская мозаика с числом Маха-Маиевского

Число Маха

На мозаике изображена формула сверхзвукового движения. Отношение скорости движения газа к скорости распространения звука. В дозвуковой области М < 1, в сверхзвуковой М>1.

В советской послевоенной научной литературе — название число Маевского (число Маха — Маевского) по имени основателя русской научной школы баллистики, пользовавшегося этой величиной. В некоторых советских учебниках пятидесятых годов обозначение M употребляется без специального названия, что, по-видимому, связано с критической официальной оценкой позиций Э. Маха

Про мозаику

Мозаика из смальты (кусочки цветного непрозрачного стекла) как украшение интерьера появилась в Риме в II-I столетии до н.э. До сих пор археологи находят мозаичные полы в хорошей сохранности (в силу долговечности материала). В России смальта появилась вместе с византийскими традициями украшения храмов.

В первые советские десятилетия оказывается, что мозаика со своей тысячелетней историей вполне подходит для пропаганды коммунистических идей в веках. Подобно тому, как итальянская рассказывает нам о жизни в римской империи.

В послевоенный период Хрущев начал борьбу с архитектурными излишествами, к которым были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны) и монументальная скульптура или лепнина. С этого момента в истории советской архитектуры произошел переход к советскому модернизму. Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками — они не попали под запрет в рамках борьбы с излишествами и стали наиболее частым элементом изобразительного искусства.

Мозаика была органичным элементом архитектуры модернизма, позволяя декорировать типовые бетонные здания практично (долговечная, не выгорает на солнце, не выветривается и не разрушается в разном климате от Сибири до Средней Азии), но в индивидуальном стиле (от живописи еще требовалось следовать канонам социалистического реализма).

Однако с абсолютным большинством советских мозаик как объектом искусства масса проблем. Они, как правило, не имеют никакого охранного статуса и продолжают разрушаться — таковы условия их жизни, климат и отношение к ним (спустя 30 лет они все еще воспринимаются как идеологическая пропаганда, а не объект искусства).

Относительно данной конкретной мозаики - скорее всего сохранена она не будет. В наши дни для специалистов ценнее история этого здания в «до советский» период.

Советская мозаика с числом Маха-Маиевского Мозаика, СССР, Наука, Советская архитектура