Роль SD и полиции безопасности врадикализации антипартизанских операций
Сотрудники немецкой службы безопасности (Sicherheitsdienst des Reichsführers SS — SD) проверяют жителей оккупированной советской деревни во время антипартизанской операции.
Время съемки: август 1943
В июне 1941 года айнзатцгруппы SD и полиции безопасности начали проводить интенсивное уничтожение расовых и политических противников Германии на оккупированных территориях Советского Союза. Полицейские батальоны полиции порядка рассматривались как вспомогательная сила в этом деле. Арестовывая и убивая потенциальных сторонников сопротивления, айнзатцгруппы и полицейские батальоны стремились лишить население оккупированных территорий лидеров любого типа сопротивления. Подразделения Вермахта и GFP должны были бороться в первую очередь с теми, кто противостоял Вермахту или якобы угрожал сделать это. В первую очередь это были военные и гражданские политработники и партийные управленцы.
Но все эти подразделения, не смотря на массовые убийства, не могли найти все свои цели. С конца 1941 года сопротивление, спровоцированное массовым террором немецких инстанций, постоянно росло и партизанскому движению удалось организоваться и укрепиться. Уже в конце 1941 года оказалось, что все немецкие подразделения и службы участвовали в борьбе с партизанами. И не потому, что, например, айнзатцгруппы А и Б не могли конкурировать с Вермахтом в этом деле, а потому, что они уже были перегружены. В 1942 году кризис айнзатцгрупп стал очевиден. Когда гражданская администрация Генерального комиссариата «Белоруссия» требовала усиления борьбы и новых методов борьбы с партизанами, так как экономическая эксплуатация захваченных территорий оказалась под угрозой, даже руководитель Гестапо Мюллер не смог предоставить ни одной ключевой концепции на совещаниях в Министерстве оккупированных восточных территорий. Решением этой проблемы стал циркуляр Гиммлера «Борьба с бандами», выпущенный RSHA в сентябре 1942 года. В этом документе борьба с партизанами была возложена на силы Waffen-SS и полиции порядка, в то время как SD и полиция безопасности имели консультативные функции. Новая стратегия – действия в стиле военных операций – была создана высшими фюрерами SS и полиции (HSSPF) и командованием охранных войск. Это касается в первую очередь тылового района ГА «Центр».
После того, как SD и полиция безопасности перестали выполнять руководящие функции в борьбе с партизанами, их задачи сосредоточились на агентурной разведке в партизанских районах и в допросах крестьян. В районах с армейским управлением эту задачу частично взяли на себя разведывательные отделы штабов Вермахта (Ic), а также группы GFP. Однако командование Вермахта и армейские подразделения также охотно использовали силы SD и полиции безопасности, иногда подчиненные им непосредственно, как например отряд айнзатцкоманды 9 в Сураже, подчиненный штабу 3-й танковой армии. Результаты разведки и допросов давались в директивах накануне каждой операции. Более того, команды SD участвовали во всех антипартизанских операциях. Например в операциях »Nürnberg«, »Hamburg« и »München« было задействовано 450 членов SD и полиции безопасности, в операции »Erntefest II« - 125 сотрудников SD. Сотрудники SD не выявляли враждебно настроенных индивидуумов, а по своему усмотрению назначали семьи, деревни и целые районы, все население которых должно быть уничтожено подразделениями Waffen-SS, полиции порядка или Вермахта. В ноябре 1942 года HSSPF Бах Зелевский издал ряд распоряжений для начальника SD и полиции безопасности «Ostland» доктора Пифрадера, по которым он «принял решение о том, что сжигание деревень, ликвидация или эвакуация жителей теперь проводится исключительно по указанию командиров команд SD». В мае 1943 года начальник SD и полиции безопасности Белоруссии Штраух, накануне операции «Cottbus» издал приказ с таким пунктом:
«О необходимости применения карательных мер в отношении населения командир группы SD принимает решение по согласованию с командиром батальона. В сомнительных случаях решение принимает командир боевой группы».
Так как в штабах боевых групп также находились сотрудники SD, то и решения по этим случаям принимались соответствующие. Таким образом роль SD в радикализации действий против гражданского населения была очень значительна. Все больше и больше, с каждой новой крупной операцией, SD выполняло лишь одну функцию – массовые убийства и уничтожение. С каждой новой операцией они все больше и больше убивали женщин и детей. В нашей группе мы уже знакомились с операциями “Kottbus”, “Hermann”, “Heinrich”, “Winterzauber”, по которым многочисленные немецкие источники показывают объемы убийств. В этой связи можно вспомнить цитаты из донесения от 13 июля 1943 года генерального комиссара Латвии Дрехслера рейхскомиссару «Остланд» Лозе о ходе операции “Winterzauber”:
«Кампания разворачивалась следующим образом: входя в село (вначале не было никакого сопротивления), тотчас расстреливали подозреваемых в партизанской деятельности. Таковыми считались почти все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Предлогом было то, что они не явились своевременно в комендатуру. Сразу за воинскими частями шло SD, которое расстреливало всех остальных подозреваемых… В селе Мушино всех жителей, женщин и детей, расстреляли в большом сарае… В селе Колесово некая пожилая семейная пара представила доказательство того, что их сын, как враг большевиков, отправлен в штрафной лагерь в Архангельской области (Кирилл Индюков) и дочка отправилась добровольно на роботу в Германию (Любовь Индюкова). Семейная пара просила пощадить их жизнь и имущество. Они указали, что в Колесово бандитов никогда не было. В их мольбах было отказано… Некоего 71-летнего крестьянина обвинили в принадлежности к бандитам, и он перед расстрелом ответил, что тот, кто 20 лет верой и правдой служил своему царю, бандитом быть не может. Крестьянина расстреляли».
Источники:
Christian Gerlach: Kalkulierte Morde. Die deutsche Wirtschafts- und Vernichtungspolitik in Weißrußland 1941 bis 1944. Hamburger Edition; November 2000. S. 959-963.
PSRS kaujinieki Latvija (1941-1945). II dala. Dokumenti un materiali. Sast. H. Storods. Riga, 2007. 326-327 lpp.; В.И.Адамушко, А.Н.Артизов: Зимнее волшебство. Нацистская карательная операция в белорусско-латвийском пограничье, февраль – март 1943 г. Фонд «Историческая память» Минск-Москва, 2013, с. 292-295.

Лига историков
19.6K постов55.3K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения